Три брата

Лариса Степанова Сказочница
На краю лесной опушки
Три бревенчатых избушки:
В них три брата – молодца,
Три пригожих удальца.
Старший был – Илья-добряк,
Егор – средний – весельчак,
Младший делал всё не так
И прослыл – Иван-дурак.
Час настал: пора свою
Заводить им всем семью.
Старший брат решил не ждать
И пошёл жену искать…
Вот подходит он к кринице,
Глядь, а там сидит лисица.
Говорит она ему:
«А ты здесь-то почему?
Растерялся тот: «Ну…Ну…
Да ищу себе жену…»
Она хвостик подняла,
Хитрым взглядом повела
И промолвила: «Вот как?
Жена – это не пустяк,
На ней держится семья.
А не подошла бы я?
Ведь проворна и хитра -
Встану с самого утра,
Приберу, сварю обед:
Знай, супруги лучшей нет!»
Тут крутнулася она, 
Мигом сделалась стройна:
«Здравствуй, суженый ты мой!»
Брат ведёт её домой.
Она жарит, варит, ткёт,
Всем обеды подаёт.
Вот решился весельчак:
«Раз женился брат-добряк,
Надо бы и мне под стать
Жену тоже подыскать.
И тропинкою прямой
Он шагает за женой.
Вдруг кукушка перед ним:
«Эй, дружок, куда спешим?»
Он ей: «Дам ответ простой -
Я ведь парень холостой,
И хочу себе под стать
Половинку подыскать,            
Чтоб была она добра
Да работала с утра
До вечернего заката –
Вот такую мне бы надо».
Весело в ответ она:
«Ну а я чем не жена?
Знай, Егорка, я от скуки
Мастерица на все руки
И к тому ж, мой дорогой,
Не соскучишься со мной!»
Вниз летит она, и вмиг
Видит парень девы лик:
И пригожа, и стройна.
Правда, чем и не жена?
Тот раздумывать не стал,
В жёны сразу её взял.
        ***
Всё бы славно было так…
Но… Не женится дурак.
«Ты б женился уж, браток,
Для семьи настал ведь срок.
Наши жёны тебе шьют,
И готовят, и прядут.
Пожалей их что ли, Вань,
Да уж сам женатым стань!»
Он даёт ответ такой:
«Лучше буду холостой:
Что жениться, что пропасть –
Всё единая напасть!»
Рассердился брат Илья:
«Знать, приму решенье я:
Коль не хочешь ты жениться,
Не нужна тебе девица,
Избу сам ты прибирай,
Стряпай и бельё стирай!»
И Егорка не смолчал:
«Или чтоб женатым стал,
Или в собственной избе
Всё ты стряпай сам себе».
«Ой, подумаешь, – беда!
И управлюсь без труда!
Напугали, просто жуть –
И управлюсь как-нибудь!
А сейчас хочу я спать,
Что впустую толковать?»
Лёг. И спал он день, другой…
А на третий молвил: «Ой,
Что-то есть я захотел…»
И посудой загремел.
А в печи-то – пустота,
А в желудке – маета.
Сел за стол Иван-дурак:
«А поесть охота как!
Мне б похлебки али супа…
Да и полба была б люба,
Даже просто кусок хлеба
Принесли братишки мне бы –
Есть охота, спасу нет!
Чай помру в рассвете лет…»
Тут из норки мышь бежит:
«Будешь, Ваня, ты сыт,
Если из лесу грибов
Приносить домой готов.
Ну а я не поленюсь
Да с грибами повожусь,
Чтобы блюда были в срок,
Да насытится ты смог.
Ты ведь добрый-то какой -
Делишься всегда со мной,
А я, ведая о том,
Отплатить хочу добром».
Юноша поверил ей
И с лукошком в лес скорей.
А невестки вслед кричат:
«Ты нарви, Иван, опят,
Рви лисичку, боровик».
«Наберу тех, что привык! -
Недовольно он в ответ, -
Надоели, спасу нет!»               
…Вот вернулся он домой.
«Что несёшь-то? Боже мой!» -
Братова кричит жена.
И вторая на порог:
«А других набрать не мог?
Мухоморов ведь набрал!»
«Рвал, какие повстречал!»
И в избушку мигом - шмыг,
От невесток напрямик.
Всё он вывалил на стол:
«Вот принёс те, что нашёл -
Там они стояли вряд,
Я и рвал их все подряд!»
Произнёс такую речь
И скорее - шмыг на печь.
Пролежал он долго ль, нет…
Только вдруг: «Готов обед!
Эй, вставай, вставай, Ванюша,
Да садись скорее кушать!»
Тот поднялся - стол накрыт.
Он довольный говорит:
«Хоть ты, мышка, и мала,
Но обед сварить смогла:
Удивила – вот те на!
И зачем же мне жена,
Если в доме мышка есть,
Что готовит мне поесть!»
Взял Иван поболе ложку,
Повместительнее плошку,
Быстро всё умолотил
И о мышке не забыл:
Посадил её на стол,
Дал отведать хлебосол.
Лишь закончили с едой -
На порог тут брат старшой,
А за ним и весельчак:
«Нам родной ты как-никак,
Мы решили: так и быть,
Будем впредь тебя кормить».
«Да напрасно вы, братишки,
Тут меня кормила мышка:
Был у нас с ней славный пир,
Только жаль не на весь мир!»
Братья молвили в ответ:
«Шутишь ты, Иван, аль нет?!
Как готовить может мышь?
Что ты, братец, говоришь!
И поганки – не еда!
Ну, Иван, с тобой – беда...»
Он в ответ им: «Что ж, пусть так:
Раз дурак, то и дурак!»
И, качая головой,
Брат-добряк спешит домой,
Хлопнул дверью весельчак:
«У Ивана – всё не так!»
        ***
Вскоре ссору позабыли,
Но Ванюшу не кормили -
Отказался наотрез.
Только зачастил он в лес
И без всяких лишних слов
Приносил полно грибов.
Вот однажды братья Ваню
Кличут в чащу за дровами:
«Запасти нам надо дров
До трескучих холодов»
Ну а он хоть и ворчит –
В лес за братьями спешит.
Провели там целый день,
Ведь трудиться им не лень.
И Ванюша чуть живой
Возвращается домой.
А когда в избу зашёл,
Молвил: «Ой, как хорошо –
В доме прибрано кругом,
Вкусно пахнет пирогом…»
Смотрит, мышка у стола:
«Это всё мои дела!»
Засмеялся тут Иван:
«Не такой уж я болван,
Чтоб поверил я тебе,
Будто ты мела в избе
И порядок навела –
Слишком, мышка, ты мала:
Прибирать ведь - не варить,
Тут поболе надо быть.
То невестушки, видать,
Приходили убирать.
Я хоть и Иван-дурак,
Но им родич как-никак».
Ну а сам к столу идёт,
Мышку ужинать зовёт.
Но её простыл и след -
Тут была, а вот уж нет!
«Что, обиделась, малышка?
Ладно, верю тебе, мышка.
Ты из норки выходи
Да со мною посиди, –
Кличет серую Иван, -
Понял я, то не обман!»
Ну а мышка не пришла,
Впрямь, обидчива была.
А Иван к норе еду
Положил ей на виду.
Как Ванюшу не простить,
Как с ним в ссоре можно быть?
Через час или другой
Мир в их доме и покой.
Так у них и повелось:
Ладно им теперь жилось…
        ***
Времени прошло немало,
Только скучно Ване стало.
Вот однажды он сидит,
Сам с собою говорит:
«Братья с жёнами в дому -
Мне же скучно одному…
Иль я впрямь Иван-дурак –
Не женюсь один никак!
Надо бы и мне в лесу
Подыскать жену-красу,
Чтоб была бы при красе
Да при длинной при косе».
Вышел из дому дурак,
Говорит ему добряк:
«Ты опять по мухоморы?»
«Да какие разговоры!
Я ведь парень холостой -
В лес иду вот за женой».
А невестки подбочась,
Говорят ему, смеясь:
«Чтоб красавицу привёл!»
«За плохой я б и не шёл!..»
А они ему опять:
«Только где красавиц взять?
Их, поди, в лесу уж нет!»
«Ладно, врать-то!» – он в ответ.
Старший брат ему: «Послушай,
Что корзинку взял, Ванюша?»
«Да жену не встречу вдруг,
То не пожалею рук –
Наберу полно грибов,
Чтоб настряпать пирогов».
«Да ты, Ваня, не ропщи,
Не грибы – жену ищи!» –
Поучает средний брат.
А Иван уж и не рад,
Что им правду-то сказал:
«Лучше б я вам всем соврал,
Как сороки те галдят,
Без умолку тарахтят -
Языки, как помело!
Хоть бы впрок, а то во зло».
Тут он плюнул: «Тьфу!», - сказал
В лес быстрее пошагал.
Да при этом не молчит,
Во всю моченьку кричит:
«В лес иду не просто так –
Ищет жёнушку дурак!»
«Ты меня бы в жёны взял», –
Кто-то громко прорычал.
Он доволен: «Вот те раз,
Отыскалась жёнка враз!»
И на голос тот спешит,
Глядь – медведица стоит.
Сел Ванюша на пенёк:
«Коль твой буду муженёк,
Будешь мне во всём годить?»
«Буду печь тебе и шить,
Приносить из леса мёд».
Ей Иван: «Тогда пойдёт!»
Тут она крутнулась – верть:
Напугала парня в смерть,
Как девицей стала вдруг -
Так гремело всё вокруг!
Он её лишь увидал -
На траву с пенька упал.
«Ну, берёшь меня, Иван?»
«Нет! Твой толстый больно стан!..
Я такую не хо-о-чу…
И с тобою – не шучу!
Лучше прежней быть тебе:
Мы не пара по судьбе».
Недовольный встал скорей,
В лес подался поживей.
Долго ль, коротко бредёт,
Слышит – иволга поёт:
«Что ты делаешь в лесу?»
«Да ищу жену - красу.
«Ну, а я не подхожу?»
«Вот, что я тебе скажу -
Ты исполни мой каприз
Да слети скорее вниз».
Птицей Иволга летит –
Девицей пред ним стоит.
Парень хоть и был дурак,
Но её и так, и сяк
Разглядел со всех сторон,
И промолвил грустно он:
«Больно ты худа, бледна…
Мне такая… не нужна».
Прочь пошёл и заворчал:
«Ну и чудо повстречал».
Дальше он подался в лес,
В поисках жены, чудес.
Вот зайчиха перед ним:
«Ванечка, куда спешим?»
«Как куда? Ищу жену -
Быть негоже одному!»
«Может, я тебе сгожусь?
День тружусь я, не ленюсь,
Буду печь тебе блинки
И с капустой пирожки».
Завертелась она вмиг -
Обрела девицы лик.
«Ой, да ты совсем ухата,
Вся взъерошена, лохмата
Да и длинная, как спица, -
Мне, такая не годится!
Н-е-т такая – не пойдёт!»
«Кто тебя, Иван, поймёт:
Эта кажется толста,
Та – бледна, а я – худа!
Ты и сам, дурак, не знаешь,
Кого в жёны выбираешь!»
И зайчихою прыг-скок
От Ивана – наутёк.
Он затылок почесал:
«Зря весь день жену искал -
Не нашёл её в лесу,
Енту самую красу…»
С горя он набрал грибов,
И из лесу был таков!
        ***
Ну а дома его ждут,
Вся родня уж тут как тут.
«К-а-а-к?! Один идёшь домой?
Что нам делать-то с тобой?!»
Им ответил младший брат:
«Я жениться был бы рад,
Только мне жену под стать
Очень трудно подобрать…
А что встретил я в лесу,
То по жизни не снесу -
Не по мне товар такой,
Лучше буду холостой».
И побрёл в свою избу,
Сокрушаясь на судьбу:
«Значит, я и впрямь – дурак,
Все мне плохи, всё не так:
Та – уродина, толста,
Та – ухата, та – худа.
Не везёт так не везёт...
Где жену дурак найдёт?»
Вдруг он слышит мышку рядом:
«Грустить, Ванечка, не надо,
Далеко зачем ходить -
Жена рядом может быть».
Пропищала так она
И вмиг сделалась стройна,
И пригожа, и мила,
Словно девой век была.
Встал Иван и говорит:
«Что за девица стоит?!
Не видал красы такой:
С длинной русою косой,
Белолица и нежна –
Мне такая и нужна!
Стань, прошу, моей женой».
А она ему: «Постой,
Ты спроси, как меня звать,
Как от роду величать?»
Тут Иван с поклоном к ней:
«В мире нет тебя милей,
И хочу я шибко знать,
Как тебя, девица, звать?»
Робко голову склоня,
Отвечала: «Марья я».
«Дай же, Марьюшка, ответ:
Ты согласна али нет
Век со мною коротать
Да моей женою стать?»
А она опять: «Постой.
Ишь ты, прыткий-то какой.
Что ж ты, Ваня, позабыл,
Да меня ты не спросил,
Что я делать-то умею,
Говорить сама не смею...»
«Видел я твои дела,
Когда мышкой ты была...
Да и я тебе знаком -
Рядышком давно живём.
Так ответь мне наконец –
Ты согласна под венец?»
Марья молвила: «Ну что ж,
Ты и статен, и пригож,
И хочу тебе сказать –
Рада я твоею стать».
Тут Иван её берёт,
К братьям за руку ведёт:
«Вот и я нашёл жену
В своём собственном дому -
Это Марьюшка, мой свет
Та, что краше в мире нет».
Удивились братья очень,
Округлилися их очи,
Охватил их прямо шок:
Удивил меньшой браток.
Но недолго было так,
Засмеялся весельчак:
«За тебя, Иван я рад –
Не девица – просто клад!»
И добряк захохотал:
«Не зря долго так искал!
И не надо, Ваня, ждать –
Впору свадебку играть!»
      ***
Ну а свадьба удалась:
Вся округа собралась.
А потом зажили дружно
И имели всё, что нужно.