347 шагов

Владислав Мирзоян
из сборника «Есенин. Гибель» -
http://www.proza.ru/avtor/mirzoyan&book=9#9
*

Фотография наверху страницы сделана около 1965 года -
сквер на Исаакиевской площади, на стоянке перед интуристовской «Асторией»,
как на парад выстроились в ряд  все советские автомобили от старенького «Москвичика» и до «Чайки».
Кто снимал - неизвестно.
Кажется, что снимали именно этот скупой ряд нашего автопрома.
Но выверяя композицию, неизвестный фотограф встал почти у дверей «Англетерра».
Странно, в «Герани» на фото - вид из окна есенинского номера, а здесь…
(см. «Герань» - http://www.proza.ru/2018/04/02/149)
*
Сорок лет назад, в 1925-том,
поэты Есенин и Эрлих решили с утра посетить поэта Клюева.
Была зима, 25 декабря…
*
Эрлих - «Право на песнь»:
- «Проснулись мы часов в шесть утра…»
*
Есенин неспроста проснулся в то утро в шесть.
Даже раньше.
Чтобы объяснить почему - нужно детально описывать вечер 24-го -
в «Есенин. Гибель. 25 декабря» этот день расписан по часам
и станет понятна причина, по которой  Есенин встал около пяти.
*
Эрлих - «Право на песнь»:
- «Первое, что я услышал от него в этот день:
- Слушай, поедем к Клюеву!
- Поедем».
*
К Клюеву - потому, что у Есенина сегодня юбилей.
Ровно десять назад, на Рождество, 25 декабря 1915-го года, «Биржевые ведомости»  дали подборку на целый разворот - лучшие поэты России.
И среди лучших - Есенин.
В тот день взошла его звезда.

                Гори, звезда моя, не падай,
                Роняй холодные лучи…

Немного, правда, напоминает «Гори, гори, моя звезда…»
модного почти сто лет назад В. Чуевского,
о котором кроме нескольких его романсов, неизвестно ничего,
ни даты рождения, ни смерти
и называют его то Василий, то Владимир.
Но Есенин умел как-то по-своему.

                Гори, звезда моя, не падай,
                Роняй холодные лучи
                Ведь за кладбищенской оградой
                Живое сердце не стучит.

И десять лет звезда его уже горит.
А через пару дней ему устроят юбилей.
С кладбищенской оградой.
*
Эрлих:
- «Есенин:
- Нет верно, поедем?
- Ну да, поедем. Только попозже. Кроме того, имей в виду, что адреса его я не знаю.
- Это пустяки! Я помню… Ты подумай только: ссоримся мы с Клюевым при встречах кажинный раз. Люди разные. А не видеть его я не могу. Как был он моим учителем, так и останется. Люблю я его».
*
Любит, не любит - а случился тот взлёт Есенина не без помощи Клюева -
и «Биржевые ведомости», и первый сборник стихов, и даже в армию, в санитарный поезд царицы Есенин попал через Клюева, который познакомил его с Распутиным.

             Говорят, что я скоро стану
             Знаменитый русский поэт

Так ведь и стал.
А кто говорит-то?... бабки в Константиново?...
Распутин предрёк.
Вот Есенин и едет к учителю своему и радетелю Клюеву - должок отдать...
*
                продолжение - http://www.proza.ru/2018/04/05/79

*
Серия книг «Есенин. Гибель» - скоро.
Книга первая «Ночь» - уже -
http://www.berkhouse.ru/blank-2/есенин
*
Фото - oldsp.