Сыщики и муза

Михаил Смоленский
 Сыщик! Одна из тех профессий,  которые окутаны ореолом романтики, героизма и самопожертвования. Шерлок Холмс, комиссар Мегре, Алан Пинкертон, Эжен Видок, Иван Путилин, Эркюль Пуаро и другие. Эти  реальные и литературные герои всегда притягивали и притягивают к себе пристальное внимание. Бесстрашны борцы с преступниками и любой несправедливостью, умные и проницательные.  Ловкие, смелые и решительные. Отлично владеющие  огнестрельным оружием и приемами рукопашного боя. Множество мальчишек хотят стать такими, как они и стараются им подражать в одежде, манере поведения, речах.
 В реальности сыщик это сотрудник уголовного розыска. Сокращенно УГРО. Несмотря на ореол романтики, это очень трудная, тяжелая и зачастую опасная  работа. В уголовном розыске всегда работали смелые и сильные люди, но не только мужественные и решительные, но и способные неординарно мыслить: ведь для раскрытия сложных преступлений мало крепких мускулов и быстрой реакции. Сотрудник УГРО – человек, который вопреки всем трудностям «горит» на своей работе. Каждое утро начинается ознакомлением с происшествиями, случившимися за последние сутки не только на своей территории, но и по-соседству.  Что ни говори,  но эта работа построена на взаимодействии с коллегами по всем близлежащим территориям. Конечно, много время у современного сыщика, как и прежде, отнимает, так называемая, бумажная работа. За день нужно заполнить, отправить, составить массу различных документов. И это вместо того, чтобы заниматься своими прямыми обязанностями – раскрывать преступления, ловить преступников. Затем подводятся  итоги работы за предыдущий день, делятся информацией, занимаются анализом совершенных преступлений. Но на этом рабочий день может не закончится. Нередко бывает так, что уже по приходу домой поступает сигнал о совершенном преступлении.  И опять сыщик идет работать. Бывает, и среди ночи могут поднять. Так что, рабочий день у сотрудников уголовного розыска - ненормированный.  В то же время практическая деятельность сотрудников уголовного розыска в основе своей носит разведывательный характер и в значительной степени представляет собой исследовательскую работу, а труд их имеет интеллектуальную направленность. Сыщик — это разносторонне образованный интеллектуал. Ведь недаром Артур Конан Дойл наделил своего героя, Шерлока Холмса, разнообразными дарованиями. Знания химии, баллистики, инженерного дела, умение играть на скрипке и многое другое. И ещё он прекрасный артист и психолог. Только такой и может бороться с преступностью, побеждая преступников силой своего ума, знаниями и разумным бесстрашием.
И, как правило, в уголовном розыске работали ранее  и работают сейчас  очень разносторонние, талантливые люди, чей талант, как в огромной печи, бушевал ярким пламенем, но направлялся в основном в одно русло — раскрытие преступлений. Но иногда он прорывался и в других ипостасях, на удивление другим.
Расскажем Вам о некоторых из них, оставивших заметный след в литературе и искусстве.  И первым в этой талантливой когорте будет упомянут известный писатель-сатирик Михаил Михайлович  Зощенко(28 июля (9 августа) 1894, Санкт-Петербург — 22 июля 1958, Сестрорецк).  Во время Первой мировой войны он был боевым офицером, штабс-капитаном, награжденным пятью боевыми орденами (фото 1). М.М.Зощенко  окончил 8-ю гимназию в Петербурге (в 1913 году) и продолжил учебу в Петербургском университете на юридическом  факультете. Когда началась Первая мировая война в 1914 году романтичный юноша стал мечтать о воинских подвигах и  в  1915 году он бросил учебу, и закончив ускоренные военные курсы, ушел на фронт в чине прапорщика.
На фронте пробыл два года. Участвовал во многих боях, был ранен и отравлен газами. Имел четыре боевых ордена и чин штабс-капитана. Пятый орден ( Св.Владимира IV степени с мечами и бантом)  был объявлен в приказе, но из за революции 1917 года вручить не успели, как и чин капитана. На фронте М.М.Зощенко в период  с 1915 по 1917 год находился в должностях — полкового адъютанта, командира роты, а затем  батальона — 16-го гренадерского Мингрельского полка Кавказской дивизии. После Февральской революции служил в Петрограде в должности коменданта Главного почтамта и телеграфа и позже — в сентябре 1917 года — был адъютантом архангельской дружины. 
       После событий Октября 1917 года вернулся в Петроград и служил в пограничных войсках — в Стрельне и Кронштадте.
        В сентябре 1918 года перевелся из пограничного отряда в действующую армию и до весны 1919 года пробыл на фронте в 1-м образцовом полку Деревенской бедноты (адъютантом полка).
       В апреле 1919 года был демобилизован по болезни сердца и снят с военного учета. Но романтик с юности, всегда романтик и  уже в этом же  1919 году М.М.Зощенко  пошел  на службу агентом уголовного розыска в  Лигово — Ораниенбауме.  В период этой работы он увидел и сохранил в своей памяти много типов  людей, которые,  в последствии, часто являлись героями его юмористических повестей. Остриё его сатирических произведений всегда было направлено против невежества, мещанского себялюбия, жестокости, приспособленчества и других человеческих пороков.

Вторым в этой славной когорте по праву можно назвать известного писателя  Евгения  Петрова (фото 2), соавтора Ильи Ильфа в знаменитых романах «Двенадцать стульев», «Золотой телёнок»,  книгу «Одноэтажная Америка», ряд киносценариев, повести, очерки, водевили. Он принял эту фамилию, чтобы его не путали с родным братом Валентином Катаевым, бывшим к этому времени уже известным в СССР писателем.
Евгений Петрович Катаев родился  30 ноября [13 декабря] 1902 г. в  Одессе.  Став  писателем, журналистом и сценаристом он взял себе псевдоним Евгений Петров, чтобы отличаться по фамилии от брата, уже известного писателя Валентина Катаева. Соавтор Ильи Ильфа, вместе с которым написал романы «Двенадцать стульев», «Золотой телёнок», брат писателя Валентина Катаева. Отец кинооператора Петра Катаева и композитора Ильи Катаева. Вероятный прототип Павлика Бачея из повести Валентина Катаева «Белеет парус одинокий» и Володи Патрикеева из повести Александра Владимировича Козачинского «Зелёный фургон». Главный редактор журнала «Огонёк» c 1938 года. Погиб Е. Петров в 1942 году на журналистском задании под городом Ростов-на-Дону. Самолет на котором он и ряд журналистов летели на задание, был сбит немецким истребителем, разбился и сгорел.
Работа Евгения Катаева, будущего Е. Петрова, в качестве сотрудника угрозыска началась в июле 1921 года. По воспоминаниям современников, Катаев-младший был одним из лучших оперативников, который, работая в селе Мангейм близ Одессы, лично расследовал около 50 дел, включая ликвидацию банды конокрада Орлова, а также групп Шока, Шмальца и других мелких и крупных бандитов того времени. Но в 1923 году он из угрозыска уволился, целиком и полностью посвятив себя литературе. И его главный литературный персонаж Остап Бендер имел реального прототипа, сотрудника уголовного розыска Одессы Осипа Шора (фото 3), чью удивительную жизненную историю Е. Петров хорошо знал из рассказов самого О. Шора, с которым они вместе работали в уголовном розыске.
Осип  Беньяминович  Шор  родился 30 мая 1899г. в Никополе (ныне — Днепропетровская область, Украина)  в семье Беньямина Хаимовича Шора и Екатерины (Куни) Герцевны Бергер. Мать была дочерью одесского банкира, отец — владельцем магазина колониальных товаров.  Его бурной жизни позавидовал бы любой романист. Неудивительно, что он  послужил  прототипом  Остапа Бендера.
О. Шор учился в гимназии и любил заниматься спортом. Он хорошо играл в футбол, занимался классической борьбой и гиревым спортом. Спортивные достижения Осипа Шора высоко оценил известный тогда русский футболист и авиатор Сергей Уточкин, который предсказывал парню большое будущее. Большой мечтой Осипа было уехать в Бразилию или Аргентину, поэтому он даже начал по-особому одеваться: носил светлую одежду, белую капитанскую фуражку и, конечно же, шарф. В 1918–1919 годах, возвращаясь в Одессу из Петрограда, с целью добычи средств к существованию представлялся то художником, то шахматным гроссмейстером, то женихом (женился на толстушке и перезимовал у неё), то представителем подпольной антисоветской организации. То есть все то, что проделывал вымышленный персонаж Остап Бендер, Осип Шор делал в реальности.
Приехав в Одессу, О. Шор стал сотрудником уголовного розыска. Вел решительную борьбу с остатками группировки Мишки Япончика. Но после того, как бандиты убили его брата и также сотрудника уголовного розыска Натана Шора (Анатолия Фиолетова), Осип Шор уволился из уголовного розыска и в 1922 году переехал в Москву. Осип Шор прожил долгую жизнь. Он  умер в Москве 6 ноября 1978 года. Убитый бандитами родной брат Осипа Шора Натан Беньяминович Шор (фото 4) был не только сотрудником уголовного розыска, но и довольно известным в то время поэтом, писавшим под псевдонимом Анатолий Фиолетов.
Анатолий Фиолетов (Натан Беньяминович Шор; 1897, Одесса — 27 ноября 1918, Одесса) — русский поэт одесского круга, участник объединений «Коллектив поэтов», «Зелёная лампа» и др. При жизни был издан единственный сборник стихов (1914), но его роль в литературной жизни 1910-х годов и его влияние на творчество современников достаточно значительны, несмотря на раннюю гибель.
Наиболее известны строки из его стихотворения «О лошадях», опубликованного в альманахе «Седьмое покрывало» (1916):
О, сколько самообладания
У лошадей простого звания,
Не обращающих внимания
На трудности существования!
Его знакомые часто недоумевали, как совмещались тонкие, лирические стихи и тяжелая и опасная работа в уголовном розыске. Ничего удивительного: сыщик, если он настоящий сыщик, всегда немного поэт.
 Не менее удивительной была судьба написавшего повесть «Зеленый фургон» Александра Козачинского (фото 5), в которой он фактически описал себя и Евгения Петрова (Катаева). Он оказался человеком настолько удивительным, что его собственная жизнь достойна отдельного романа.
Александр Владимирович Козачинский родился 4 сентября 1903 года в Москве. В 1909 г.,  в связи с тем, что отец через два года после рождения сына заболел туберкулёзом, семья переехала в Одессу. А. Козачинский поступает в лучшую гимназию города, где оказывается не только в одном классе, но и за одной партой с Евгением Катаевым, будущим коллегой по уголовному розыску и писателем. Не доучившись в гимназии из-за революционных событий, в 1919 году А. Козачанский поступил на работу в уездную милицию конторщиком, а в 1920 году становится сотрудником   уголовного  розыска, инспектором уголовного розыска 3-го района Одессы. И первым успешным его делом стало дело налётчика Бенгальского. Затем он попадает под суд за должностные преступления. Приговор — 3 года. Однако он добивается пересмотра дела и оправдательного приговора. И продолжает службу уже в должности инспектора уголовного розыска 1-го района Балтского уезда Одесской губернии. Руководство поручило ему пресекать взяточничество, превышение служебных полномочий, нарушение закона сослуживцами, чиновниками и местными властями. Прообраз современной службы собственной безопасности.
В этом не было уже ничего романтичного, а взятки и беспредел в одиночку ликвидировать, как оказалось, невозможно, несмотря на все прилагаемые им усилия. Поэтому импульсивный Александр Козачинский, недолго думая, угоняет фургон зеленого цвета, груженный зерном специально для начальника милиции. Мельники со всей округи прислали в виде взятки начальнику местной милиции именно мешки с зерном, которое в те голодные времена стоило часто дороже золота. Но попытка таким образом бороться с коррупцией осталась бесполезной. Угон фургона закончился тем, что все зерно было «реквизировано» и присвоено другими милиционерами в районе Тирасполя, куда А. Козачинский на этом фургоне заехал. Самого его отпустили.
После этого А. Козачинский ушел из уголовного розыска и организовал банду — около 20 человек из дезертиров как Красной, так и Белой армий. Все налеты планировал сам А. Козачинский, и они все проходили вначале очень успешно. Банда грабила поезда, банки и конторы зажиточных предпринимателей. Несмотря на эту деятельность,  Александр Козачинский пользовался большим уважением у мужчин и большой любовью у женщин в населенном пункте Люстдорф под Одессой, где и базировалась банда. Кличка «Красавчик», которую ему дали жители, была не только за его привлекательную внешность, но и за хорошие манеры и поведение по отношению к простым людям. Эта кличка и стала именем его героя из повести «Зеленый фургон», для которой он сам стал одним из прототипов.
Бандитская молодость могла бы закончиться расстрелом, если бы судьба не свела Александра Козачинского опять с другом детства Евгением Катаевым (будущим Петровым). Когда банда наконец попала в засаду, именно он предложил Александру сдаться, чтобы сохранить ему жизнь. Суд над бандитами оказался очень неординарным даже для много повидавшей Одессы. Жители Люстдорфа выступали в защиту А. Козачинского, и вместо свидетелей некоторые сами попали на скамью подсудимых как соучастники, из-за чего заседания стали проводить в закрытом режиме.
Суд приговорил Александра Козачинского к расстрелу, но приговор затем, не без помощи Е. Катаева (будущего Евгения Петрова), заменили тюремным заключением. Это происходило в 1922 году, а в 1925-м Александр Козачинский уже вышел на свободу по амнистии. После этого он переехал в Москву и стал работать журналистом в газете «Гудок», в которой уже работал и сам Е. Катаев. В Москве и была им написана повесть «Зеленый фургон» и ряд других работ. В 1941 году А. Козачинского уже не призывают в армию по состоянию здоровья, несмотря на его многочисленные просьбы. Он эвакуируется в Новосибирск, где в 1943 году умирает.
От юга страны не отстает и богатая на таланты Сибирь.
Па;вел Фили;ппович Ни;лин (настоящая фамилия Данилин) (фото 6) ( 3 (16 января) 1908 года, Иркутск — 2 октября 1981года, Москва) — русский советский писатель и драматург, сценарист, лауреат Государственной премии СССР, награжден двумя орденами  Трудового Красного Знамени (28.10.1967; 2.07.1971),  орденом  Дружбы народов, медалями.  Родился в Сибири  в семье ссыльного поселенца Филиппа Семёновича Данилина и его жены Марии Александровны. Образования получил домашнее. Покинув отчий дом,  П.Нилин объездил много городов страны, где брался за любую работу.  В двадцатые годы в поисках работы, будучи совсем ещё юным, он оказался в мало кому известном  сибирском  городке под названием Тулун (Иркутская область), где  один знакомый посоветовал ему обратиться в местную, только что созданную милицию. Люди были нужны, а тем более молодые, в чьих глазах горел  задор и было страстное желание большого дела,  и  Павла взяли на работу в  уголовный розыск.
В те теперь уже далёкие времена сибирские провинциальные поселения были полны оставшимися после Гражданской войны всякого рода авантюристами, а порой и откровенными бандитами. Они грабили окрестные деревни и сёла, останавливали обозы, забирались в дома, вытаскивая какой только можно скарб и продавая его затем на рынках крупных городов.  Отлавливать этих проходимцев и  сажать их за решетку и было делом милиции. Павел Нилин взялся за работу с азартом и  яростью, какие только были присущи юноше с чёткими идеалами, воспитанными в семье людей честных, простых тружеников.
Здесь, работая в уголовном розыске, Павел Нилин впервые и начал писать, в основном фельетоны для губернской газеты «Власть труда».  И был замечен её тогдашним редактором, который в 1928 году пригласил П.Нилина  в её штат, что также стало для молодого  сыщика новой переменой в жизни и своеобразной школой мастерства, так как до этого публицистом он не был и писательский труд был ему не известен. Прошел ещё один год и – снова перемены: на этот раз Павел Нилин уезжает в Москву, где начинает сотрудничать в газете «Гудок».Там он познакомился с настоящими мастерами пера, так как в штате «Гудка» работали такие уже тогда маститые писатели, как Михаил Булгаков, Юрий Олеша, Илья Ильф и Евгений Петров.
И появилась  на свет первая повесть П. Нилина «О любви». А первые  его рассказы напечатаны в 1937 году в журнале «Новый мир», затем  роман о шахтёрах Донбасса «Человек идёт в гору», который  П. Нилин в 1939 году переработал в сценарий фильма «Большая жизнь». Не все было гладко в жизни писателя и,  несмотря на благосклонность к нему со стороны представителей советской власти, тем не менее 2-я серия фильма, снятая после войны, была запрещена к показу и вышла на экраны только в 1958 году в переработанном виде. С началом Великой Отечественной войны Павел Нилин – военный корреспондент газеты «Правда», автор очерков и рассказов о жизни фронта. Однако настоящее читательское признание пришло к Павлу Нилину главным образом благодаря по¬вести «Жестокость» (1956), переработанной из рассказа 1946 года; речь в ней идёт о борьбе с преступностью, становлении и судьбах молодых людей в 1920-е годы. Следом вышла другая повесть  –  «Испытательный срок». Обе написаны по воспоминаниям о работе в Тулунском УГРО. Эти произведения можно считать главными в жизни и творчестве П.Нилина. Обе повести увидели свет, по мотивам их были поставлены художественные  фильмы. Через двадцать лет после его смерти в городе Тулун (Иркутская область), на здании милиции  была установлена мемориальная доска в честь Павела Филлиповича  Нилина
Не менее интересна и увлекательна жизнь еще одного известного писателя, чья жизнь связана с уголовным розыскам. Скорин Игорь Дмитриевич  родился в 1917 году в  г.Майкоп, Краснодарского края(фото 7). Гражданская война забросила семью в Сибирь, где и началась его милицейская служба, когда в 1936 году он из Иркутского сельхозинститута по комсомольской путевке был направлен в уголовный розыск Восточно-Сибирского края.  Молодого оперативника сразу направили в самый горячий отдел по борьбе с бандитизмом, где   он непосредственно занимался борьбой с бандами, грабившими золотые прииски, безжалостно расправлявшимися  со старателями, не оставляя в живых никого. В этом отделе И.Скорина, как решительного, умного  и способного  оперативника
в  1938 году под видом читинского вора  внедрили в одну из самых опасных банд, и он, войдя в доверие, захватил ее главаря, что позволило быстро и без потерь  ликвидировать целиком  всю опасную  банду
Во время Великой Отечественной войны И.Скорин служил в Главном управлении уголовного  розыска МВД СССР. Ему, в составе бригады МВД СССР,  приходилось воссоздавать и налаживать милицейскую службу в районах, освобожденных от фашистов.
После Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. окончил Высшую школу МВД  и служил в милиции, работая в уголовном розыске: в Читинском областном уголовном розыске, служил уголовном розыске в Киргизии, около трёх лет руководил уголовным розыском Латвийской ССР, где шла яростная борьба с «лесными братьями»,  возглавлял уголовный розыск Крыма,  боролся с бандитами  в Белоруссии, был заместителем начальника уголовного розыска Москвы и Московской области, в МУРе возглавлял отдел по борьбе с тяжкими преступлениями. Именно он принимал участие в ликвидации опасной и самой кровавой банды Митина, в начале пятидесятых терроризировавшей Москву и столичную область, с которой во многом списана банда «Чёрная кошка» из романа братьев Вайнеров «Эра милосердия» (Роман был экранизирован  под  названием «Место встречи изменить нельзя»). Затем опять перешел в уголовный розыск Киргизии и  ушёл  И.Скорин в отставку уже с поста  начальника  управления уголовного розыска Киргизии, проработав в милиции более 30 лет, полковник милиции в отставке, награждён шестнадцатью правительственными наградами, в том числе двумя медалями «За отличную службу по охране общественного порядка» и знаком «Заслуженный работник НКВД».
С  1957 года, находясь на службе в милиции и работая в уголовном розыске  начал заниматься писательской деятельностью и публиковаться. В разных издательствах вышло двенадцать его книг. В его книгах содержится, в основном, фактический материал из многолетнего опыта работы автора.
Он автор одиннадцати книг об уголовном розыске, по его повести на киностудии 'Беларусьфильм' был поставлен многосерийный телефильм.
Издано более 12 произведений, в том числе: «Сотрудники уголовного розыска»,  «Трудная служба», «Мы - из уголовного розыска», «Ветераны уголовного розыска», «Обычные командировки», «Ребята из УГРО», «Преступный выстрел», «Расплата», «Капля воска», «Сыщики» и др. В ходе творческой деятельности Игорь Дмитриевич Скорин, был консультантом фильма «Приступить к ликвидации», будучи  прототипом главного героя фильма — полковника Данилова, а так же   послужил прототипом главных героев еще ряда советских фильмов о работе милиции. Игорь Дмитриевич Скорин скончался в Москве в 1998 году.
 Отдельной книги заслуживает описание жизни замечательного сыщика генерал-майора милиции Алексея Гургеновича Экимяна (10 мая 1927, Баку — 24 апреля 1982, Москва) (фото 8), заслуженного сотрудника МВД СССР, занесенного  в Книгу почета Министерства внутренних дел СССР. С 1946 по 1973 год он служил на различных должностях в милиции, в основном в уголовном розыске. Последняя должность — заместитель начальника Московского областного УВД по оперативной работе.  Кто знает о работе уголовного розыска не по наслышке, поймет, что это работа с утра и до глубокой ночи, с редкими выходными, и сном урывками месяцами. А. Экимян был очень талантливым сыщиком. Он с легкостью раскрывал самые сложные дела, каждый раз досрочно получая очередное звание и повышение по службе, проявляя решительность и личную отвагу. Недаром он  за одну из операций по задержанию вооруженной банды  был награжден орденом Красной Звезды в ноябре 1967 года, что в те годы было большой редкостью. Но талантливый человек, талантлив во всем.  На удивление своих коллег он был замечательным композитором, ночами после службы писавшим музыку, которая сделала его известным всей стране и  автор популярных песен, с 1973 года — член Союза композиторов СССР, Заслуженный деятель искусств Армянской ССР.
А. Экимян был автором музыки для почти 300 песен, которые пела вся страна, а исполняли популярные в СССР певцы. Наиболее популярные песни композитора А. Экимяна: «Не надо печалиться» (слова Р. Рождественского), «Подари мне платок» (слова М. Агашиной), «Случайность» (слова Е.Долматовского), «Снегопад» (слова А. Рустайкис), «Пожелание» (слова Р.Гамзатова и Н.Гребнева), «Берегите друзей» (слова Р. Гамзатова), «Вот и весь разговор» (Ф. Лаубе). Песни исполняли Вахтанг Кикабидзе (фото 9), Нани Брегвадзе, Иосиф Кобзон, Эдуард Хиль, Анна Герман, Муслим Магомаев и другие звезды Советской эстрады. Его слава опережала его, приводя иногда к смешным  курьезам.  Однажды на одном из концертов в Кремлевском Дворце съездов, по случаю Дня милиции,  министр внутренних  дел СССР Николай Анисимович Щелоков поинтересовался у своих помощников, а не родственник ли наш генерал Алексей Экимян этому композитору Экимяну, чьи замечательные песни (министру они явно нравились) одна за другой звучат со сцены в исполнении знаменитых артистов? "Нет, не родственник, - сказали Н.А.Щелокову, - этот композитор  и есть, наш генерал Экимян." Щелоков не мог прийти в себя от удивления.
И один из братьев Вайнеров, авторов увлекательнейшего романа «Эра милосердия», послужившего сценарием к фильму «Место встречи изменить нельзя», Аркадий Вайнер(13 января 1931, Москва — 24 апреля 2005, там же) (фото 10), в начале своей карьеры служил в милиции и работал оперуполномоченным уголовного розыска в одном из районных отделений г. Москвы, а затем следователем МУРа.
 А яркий талант Андрея Кивинова писателя из Ленинграда, ныне Санкт-Петербурга то же начал свой путь к славе в уголовном розыске Ленинграда.  Андрей Владимирович Кивинов (при рождении Пименов) (род. 25 ноября 1961, Ленинград) — российский писатель и сценарист. Широкую известность получил как автор повестей, на основе которых писались сценарии первого сезона «Улицы разбитых фонарей»(фото 11).
        Родился Андрей Кивинов 25 ноября 1961 года в Ленинграде. Окончил Ленинградский судостроительный техникум (1982). В 1986 году окончил Ленинградский кораблестроительный институт, получил диплом инженера-кораблестроителя. И быть бы ему кораблестроителем, но как говорится, ничто не предвещало… Обычный  советский парень, увлеченный спортом, рок-музыкой и чтением приключений. Но жизнь круто его развернула и инженер-кораблестроитель, вместо кораблестроительного завода,  по комсомольской путевке пошёл работать в милицию.  И прошел в милиции путь от оперуполномоченного уголовного розыска  до начальника крупного отдела, подполковника  милиции. Позже, в период службы,  закончил высшие курсы МВД СССР. Служил с  1986 по 1998 гг.,   последняя должность — начальник отдела по раскрытию умышленных убийств Кировского РУВД Санкт-Петербурга. Подполковник милиции в отставке. Награждён медалью «За отличную службу по охране общественного порядка» и знаком «За отличную службу в МВД».
  Затем началась другая жизнь и другая карьера:  журналистская, писательская  и педагогическая карьера. В 1998—1999 гг. — сотрудник Агентства журналистских расследований (АЖУР). В 1999—2005 гг. — автор сценариев к телесериалу «Убойная сила». В 2000—2003 гг. — главный консультант журнала «Вне закона». В 2004—2006 гг. — консультант телесериала «Опера: хроники убойного отдела». В 2005—2007 гг. — преподаватель-методист учебного отдела Санкт-Петербургской Средней Специальной Школы милиции МВД РФ. Член Союза писателей СПб.
Обладатель четырёх премий «ТЭФИ» в номинации «Лучший российский сериал». Попал в Книгу рекордов Санкт-Петербурга как создатель литературной основы одного из самых популярных сериалов  в истории отечественного телевидения — «Улицы разбитых фонарей». Общий тираж его книг —превысил 10 миллионов экземпляров.
И наша донская земля не бедна талантами. Долгое время работавший в уголовном розыске Ростова-на-Дону подполковник милиции П.П. Муратов-Милехин (фото 12) является автором большого количества документальных повестей о работе уголовного розыска, таких как «Мистер Икс», «Проклятие фараона», «По следу зверя», «Вышка» и других, а также стихотворных произведений: «Мифы и легенды Древней Греции», «Армянские сказки». Творчество  писателя отличает естественность выражений и доверительностью, с которой он обращается к читателю. Характерной особенностью его произведений является психологическая достоверность в изображение как работников УГРО, так и "героев" преступного мира.  Всё, о чём пишет П.П. Муратов - Милехин, он знает не понаслышке.
Петр Петрович Муратов-Милехин (род. 01 января 1939 года) — с 1956 по 1983 в органах МВД СССР. Окончил Саратовскую средне-специальную школу милиции и Академию МВД СССР. Работал на различных должностях в уголовном розыске, был начальником отделения милиции, заместителем начальника отдела по оперативной работе, начальником дежурной службы УВД Ростовского облисполкома. Петр Петрович отдал службе в уголовном розыске тридцать лет. Большую часть из них проработал на Старом базаре- Центральном рынке г.Ростова-на-Дону. П.П.Муратов-Милехин был первым начальником милиции на Центральном рынке.  В период работы в уголовном розыске внедрялся под прикрытием в организованную вооруженную преступную группировку, которая благодаря его умелым и самоотверженным действиям была уничтожена. Указом ПВС СССР от 04 ноября 1967 года за этот подвиг награжден орденом Красной Звезды.