Почему человек ошибается

Виктор Попов 7
      Потому что он привык познавать изменчивый мир методом проб и ошибок.
      
      С раннего детства до глубокой старости человек обречён на  совершение тех или иных ошибок. Хотя при этом он сохраняет внутреннюю уверенность в непогрешимости своих поступков. Если ребёнок твердит взрослому «я сам», чтобы реализовать врождённые способности, то пожилой человек не сомневается в правильности своих действий, опираясь на жизненный опыт.
      Искренне заблуждаясь, тот и другой проявляют свою решительность потому, что в основе этой уверенности лежат инстинкты человека.
      Предположить, что каждое своё действие я  буду глубоко обдумывать или (что ещё хуже) не знать, как поступить, значит заведомо готовить себя к гибели. Не знаешь, как жить – умирай.
      
      Инстинкты (врождённые и приобретённые) помогают выживать как индивиду, так и всей популяции. Каждый человек всегда знает, как жить, благодаря генетической памяти.
      Но весь фокус в том, что в этой памяти заложена «некая ошибка».
      Один человек осторожен, другой – безрассуден. Один человек умный, другой – глупый. Один физически сильный, другой – слабый. Один человек имеет музыкальный слух, у другого он отсутствует. И так далее. Примеры изменения врождённых способностей у особей нашей популяции свидетельствуют о том, что эта «некая ошибка» вовсе не ошибка, а причина и следствие эволюции при получении объективных результатов от изучения среды (приспособляемость). Мы не знаем свойств этой среды, поэтому используем всё разнообразие своего инструментария.

      Можно сделать предварительные выводы.
      Человек имеет право на ошибку, это первое. И второе: случайности, которые с нами происходят, вовсе не случайны – в них нужно искать закономерности.

      Но и главный вопрос при этом очевиден – если мы часто ошибаемся, то, как обрести контроль над своей жизнью?
      И ответ на этот вопрос будет незамысловат: когда поймём механизм наших ошибок, тогда сведём их до минимума, хотя полностью избавиться от них невозможно.
      Однако не трудно догадаться, что часто интересы индивида не совпадают с задачами общества. То, что требует общество, может представляться для самого человека ошибкой.
      
      Вот собрался человек на войну, готов защищать Родину ценой своей жизни. Общественное всегда выше личного. Но зачем этому человеку эфемерное общественное, если его самого не станет на белом свете?
      Общество находило на этот вопрос разные ответы: защита потомства, патриотизм, гарантированный рай в загробной жизни, охрана жизненных интересов. При этом постоянно находились скептики: своя рубашка ближе к телу, вояки – это пушечное мясо, «кому война, а кому мать родна».
      Решение этого противоречия между общественным и личным уже заложено в нашей генетической памяти. Некоторые народы позволили легко оккупировать свою территорию фашистской Германией, другие оказали ожесточённое сопротивление. Третьи спустя десятки лет назвали «оккупантами» тех, кто без единого выстрела осуществил над ними кажущийся протекторат. И кто из этих народов совершил ошибку?
      История рассудит? Увы, история, которую мы постоянно переписываем, выглядит, скорее, служанкой, удовлетворяющей политические интересы.
      Немцы покаялись. Остальные доказывают свою правоту, тиражируя генетическую память. Но у каждого она своя, у каждого свои критерии. То, что одни считает доблестью, другие – безрассудством.
      «Что русскому хорошо, то немцу смерть». Вот и найди единые критерии ошибок, вспоминая эту народную мудрость.

      Ну, если мы взялись изучать внешний мир методом проб и ошибок, то наш взгляд на мир должен быть по возможности научным и минимально субъективным. По крайней мере, не замыленным расхожими догмами о свободе, равенстве, братстве. 

      Природа более чем милостива: у неё нет критериев "плохо" или "хорошо".      

      Какое-то время человек придерживался этих же взглядов: Бог дал – Бог взял. Но потом он создал себе нравственные критерии, продолжая постоянно их совершенствовать. И эти критерии  появились для выживания популяции в целом, а не для удовлетворения потребностей личности.

      Но спустимся от заоблачных абстракций к грешным реалиям.
      Любая травма, авария или катастрофа – это всегда чья-то ошибка. Во всём, кроме природных катаклизмов (частично и в них так же), можно найти «человеческий фактор». Этим термином принято называть ошибки, совершаемые людьми. Эти ошибки можно разделить на две группы: системные и случайные.
      К системным относятся те, которые люди совершают, заведомо зная, что их действия противоречат нормам и правилам. В основе этих ошибок лежит приобретённый инстинкт нигилизма – отсутствие страха. Если я впервые сел за руль автомобиля, то никак не поеду со скоростью 85 км/час. Получив опыт вождения, мне будет легко ехать по городу с такой скоростью, хотя правилами это запрещено. Чтобы не платить штраф за нарушения, поставлю антирадар. Годами могу так ездить, пока не встретится ещё больший нигилист, потерявший всякий страх – как результат, авария. Ошибочно думать, что случайность заключается в этой встрече с лихачом. При собственных постоянных нарушениях нужно больше удивляться тому, что она не случилась раньше.
      Точно так же удивляться нужно не тому, как «случайно» попала в глаз песчинка, а тому, как она не попала, если рабочий долбит без защитных очков. Ведь при ударных работах из-под инструмента летят сотни мелких частиц. 
      Если бизнесмен с помощью хитроумных схем уходит от налогов, то он проверяет общество на реальность выработанного этим обществом тезиса: «Вор должен сидеть в тюрьме». Шанс на ошибку имеет и общество, и бизнесмен. Цена ошибки – процветание.
      
      Вывод один: человек пренебрегает той ИНФОРМАЦИЕЙ, которую накопил он сам и его социум.
      А необученный человек просто не владеет той ИНФОРМАЦИЕЙ, которая ему поможет с выживанием.

      Случайные ошибки только на первый взгляд случайны.
      Но при внимательном рассмотрении в них можно найти закономерность: человек ошибается в состоянии стресса. Человек торопится, человек опаздывает, человек расстроен, человек не выспался, человек задумался о чём-то своём, человек отвлёкся от выполняемых операций, человек устал – всё это есть состояние стресса, которое может оказаться «спусковым крючком» не только для болезней, но и для травм и аварийных ситуаций. В основе стрессовых ситуаций лежит неумение адаптироваться к полученной ИНФОРМАЦИИ.
      Можно и болезнь рассматривать как ошибку организма, находящегося в равновесии с окружающей средой.

      Информация – это тот волшебник, который с помощью своей палочки может осуществлять любые превращения.
      Мы не умеем адекватно воспринимать знаки этой информации, поэтому ошибаемся.
      Разберём на примерах это утверждение.

      Мы не умеем слушать.
      Собеседник высказывает некую идею «А-Б-В-Г-Д». Наши мысли опережают слова собеседника. Человек говорит со скоростью 120-150 слов в минуту, а думает со скоростью 600-800 слов в минуту.  Поэтому наше восприятие оказалось сконцентрировано вокруг более эмоционально значимого для нас понятия, допустим «В»,  мы начинаем думать про это «В», абсолютно уже не воспринимая «Г-Д». Как итог: наш оппонент говорил одно, мы услышали другое.
      Не случайно в знаменитых «Законах Паркинсона» можно прочесть: «Любые указания люди понимают иначе, чем тот, кто их даёт», или «Мат – единственный язык, указания на котором, понимаются  без искажений».
      Эту специфичность восприятия эксплуатируют современные средства массовой информации как идеологическое оружие, как навязчивую рекламу, как средство оболванивания.

      Мы не умеем видеть.
      "Существует три разновидности людей: те, кто видит; те, кто видит, когда им показывают; и те, кто не видит" (Леонардо да Винчи).
      Смотреть и видеть – это не одно и то же.
      Странный это мир, где двое смотрят на одно и то же, а видят полностью противоположное.
      Анекдот. Приходит пожилой мужчина к офтальмологу: «Доктор, у меня что-то с глазами…». Доктор: «Жалобы, симптомы…». Пациент: «Раньше только гляну на женщину – сразу становится желанна, сейчас смотрю, смотрю…, всё бесполезно».

     Древнегреческий мудрец Скилеф.
«Люди видят то, что хотят видеть; слышат то, что хотят слышать; верят в то, во что хотят верить и отказываются верить в то, что им не нравится.
Наша жизнь состоит не из событий, а из нашего отношения к событиям.
Человека нельзя заставить быть счастливым точно так же, как нельзя помешать ему быть несчастным, если он сам этого хочет.
Никто не сможет уговорить человека, если он сам не поддастся уговорам.
Человека нельзя обидеть, он может только обидеться.
Мы знаем о мире меньше, чем котенок, играющий с солнечным зайчиком, знает о Солнце.
Глупый противопоставляет себя миру и поэтому злится, мудрый же считает себя частью Вселенной и поэтому спокоен.
Когда мы изменяем точку зрения на мир, то и мир начинает смотреть на нас по-другому.
Настойчивость под руководством разума становится упорством, а под руководством страстей – упрямством.
Каждый живет в таком мире, который заслуживает.
Не следует путать информацию с фактами.
Гений видит то же самое, что видят все, но при этом думает по-другому, поэтому совершает открытие».

      В чём здесь и сейчас наше открытие?
      В том, что управляющий нами бог – это информация.
      Чтобы уменьшить количество ошибок в своей жизни, нужно умело пользоваться этой информацией.
      Уметь «отделять зёрна от плевел».
      Учитывать, что сегодня информационная революция приносит многочисленные жертвы на её алтарь, как и любая другая революция.

      Высказывания «древнегреческого»  мудреца Скилефа, были найдены в Интернете, однако сведения в Википедии о нём отсутствуют. Зато удалось «расшифровать» его маску при обратном прочтении имени – Феликс.

      Вот заголовок статьи из Интернета: «Если государство эффективно не справляется с бедствиями – надо быть готовым спасать себя и семью самим. Как минимум, менять свое пофигистское отношение к безопасности».
      Но это уже высшая математика.
      А начинать нужно с арифметики.

      Не ошибается тот, кто ничего не делает!
      Нужно постоянно думать, где тобой допущены системные ошибки, и где часто случается твоё нахождение в стрессовом состоянии.
      «На Бога надейся, да сам не плошай». Это народная поговорка.
      «Спасатели не придут, пора пробиваться сквозь дым на четвереньках». Это прогноз политолога Глеба Павловского.