Вспоминая солнечный Узбекистан

Наталья Рябченко-Захарова
               

                По видимому, волей судьбы я была "обречена" на это путешествие. До сих пор благодарю причину и следствие, способствовавшие этой поездке, оставившей в моем сердце неизгладимый след. И сейчас, перебирая в памяти, как перебирают четки, множество путешествий, память снова вязнет в сладкой патоке ярких воспоминаний о Ташкенте.

                Вначале мне хотелось объять необъятное, выпотрошив весь хвалебный запас слов о теплом восточном городе, каким я его запомнила. Но подумала, что для людей, не бывавших в тех краях, лучше все же чередовать эмоции и личные впечатления с более рациональной информацией из энциклопедий.

                СПРАВОЧНО.

                Ташкент - столица Узбекистана - ныне независимого государства в Средней Азии (ранее Узбекская ССР в составе СССР). Город расположен на равнине в долине реки Чирчик и занимает территорию в 30 тысяч гектаров. Он находится на границе субтропического и умеренно-континентального климатических поясов. Зимой здесь морозы непродолжительны, весна и осень наступают рано, так как прогрев и остывание воздуха происходит быстро из-за отсутствия больших водоемов. Летом обычно температура достигает 35-40 градусов в тени, а 40-дневный период безветренного зноя известен как чилля. В этот период, обычно длящийся с 25 июня по 3 августа, город погружается в максимальную жару, днем здесь + 50 градусов, к вечеру - до + 30. Мне довелось побывать в Ташкенте с мая по июль.

                МАХАЛЛЯ И "ЯДОВИТЫЙ" ТУТОВНИК

                В Минеральный Водах шел прохладный майский дождь, а Узбекистан встречал нас с подругой Галиной летним тридцатидвухградусным зноем. Спускаясь по трапу самолета, мы на ходу снимали с себя теплые вещи и шли навстречу восточному солнцу. Не успев опомниться от полета, мы были бережно посажены в такси узбеком средних лет, который по пути к нашему жилищу остановился у уличного базарчика и вручил нам по кульку свежей узбекской клубники. А когда довез до пункта назначения, категорически отказался взять деньги за лакомство. Потом за два месяца, проведенные в Ташкенте, мы не раз убеждались в том, что знаменитое узбекское гостеприимство - это вовсе не миф, а визитная карточка местной культуры.

                Одно из самых ярких впечатлений от Ташкента - посещение мест, где мы окунулись в самобытность старого города. Это - махалля - путанный бесконечный лабиринт узеньких улочек, переулков, тупиков, ореховые и яблоневые сады, чинары, тополя, карагачи в лавине солнечного света. Здесь мы увидели настоящие узбекские дворы с их жителями и особым национальным колоритом.

                Слово "махалля" - арабское, одно из его значений - "городской квартал". Здесь живут совсем другие люди, нежели в микрорайонах: как нам показалось, они спокойнее, добрее и общительнее.

                Здесь интересно просто ходить по узким улочкам и наблюдать за размеренной, патриархальной жизнью. Каждый встречный вполне может провести экскурсию, чтобы вы не попали в тупик, а потом зазвать на чай: "Чой ичамиз!" Необходимо проявить формальную вежливость и сначала отказаться, что является выражением почтения.

                В некоторых махаллях еще сохранились старинные обычаи: гап-посиделки в чайхане (у мужчин) или во дворе (у женщин), которые устраивает соседям один из жителей - где они общаются, обсуждая насущные вопросы. Или хашар - коллективная помощь в строительстве общественных построек, копании арыков. Только в старом Ташкенте можно увидеть по соседству припаркованный мерседес и ишака, запряженного в арбу.

                В старом городе забавный случай познакомил нас с русскими туристами из Сибири. На одной из улочек мы лакомились тутовником, который для сибиряков был незнакомой ягодой. Они убеждали нас в том, что ягоды ядовиты и настойчиво стряхивали их с наших ладоней, пока не вмешался узбек, поведавший, что мы вкушали редкостный сорт тутовника - царский, по-узбекски - "шах-тут". Как мы не убеждали сибиряков попробовать незнакомые им плоды, хорошо известные у нас на Кавказе, они остались при своем ошибочном мнении.

               
                ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ

                Значительное место в быту узбеков как элемент гостеприимства занимает чайная церемония. Причем заваривание и разливание чая в пиалы гостей является исключительной прерогативой хозяина. Там, где нам приходилось пробовать этот чудный напиток, неукоснительно соблюдался узбекский ритуал. Чай заваривался в чайнике среднего размера и из него же разливался по пиалам (в отличие от привычного для нас разбавления заварки из чайника в чашке кипятком).

                У узбеков существует и особый порядок разливания напитка: из заварочного чайника наливается полпиалы чая, делается круговое движение горячей жидкостью, выливается назад в чайник и спустя минуту наливается в ту же пиалу. Эти несложные манипуляции с чаем производятся для важных и дорогих гостей.

                Чай мы пили без сахара, но с маленькими конфетками белого цвета, называемыми парварду. Это одна из самых популярных узбекских сладостей - изготавливается из муки и сахара.

                И так как посещение восточного города пришлось на жаркую пору, только чай был для нас спасением от жажды. Мне запомнилось, что по советам узбеков в особо жаркие дни мы употребляли чай за номером 99, утоляющий жажду лучше других.

                СЕРДЦЕ ГОРОДА

                Как Москву нельзя представить без Красной площади, так Узбекистан нельзя представить без базара. Это не просто место, куда ходят за покупками, это сердце города и образ жизни.

                Чем узбекский базар отличается от привычного нам рынка? В первую очередь настроением: если рынки России зачастую проникнуты духом отчаяния, а иногда и озлобленности на жизнь, вынудившую торговать, то на базарах Ташкента чувствуется драйв. Здесь считается почетным торговать, делают это узбеки умело, охотно и, я бы сказала, "смачно".         

                Такого настроения при торговле не видела даже в Турции. Первое правило узбекского базара - отсутствие границ. Он всегда выплескивается за пределы своей официальной территории и может тянуться километры. По сути, базар - это торговый район. Внутри него часто находятся мечети, отели, клиники и многое другое. Купить здесь можно буквально все. Узбеки не ищут в Яндексе, что и где купить, они просто идут на базар, где все искомое точно найдется.

                Второе правило - узбеки не совершают покупок, не торгуясь. Они получают истинное наслаждение, отстаивая цену, которая кажется им справедливой, но уступки делают почти такие, какие вам захочется, только надо проявить терпение. В диалоге с продавцом не обойтись без восточной гибкости. Мы за два месяца немного освоили эту науку - торговаться и хвалить товар, при этом ведя незатейливую беседу с узбеком о нашем Северном Кавказе. В результате удавалось и цену сбить, и нас еще и угощали кусочком сушеной дыни и гроздкой винограда.

                Невозможно на базаре пройти мимо тандыра - узбекской печи, в которой выпекаются лепешки и самса. Вот видим, как узбек, поддевая палкой лепешку, вынимает ее - круглую, в подпалинах на бугорках, с обожженными зернышками тмина и углублением посередине. От нее идет волна горячего запаха, и в этом запахе весь мир узбекский!

                Здесь же в огромных котлах на глазах у покупателей готовится плов. Мы наблюдаем, как мужчина выкладывает горячий плов на ляган (специальное блюдо) и украшает его сверху мясом и гранатовыми зернышками. От плова исходит дивный аромат. Россыпи рисовых зернышек в лучах восточного солнца кажутся нам прозрачными.

                Плов в Узбекистане не просто главное блюдо, его приготовление - это и ритуал, и искусство.

                В праздничный плов мастер-ошпоз (мастер, владеющий всеми тонкостями приготовления плова) обязательно добавляет сладкий сушеный виноград-изюм, или кислый барбарис, узбекский горох - нухат, ароматную приправу зиру, а осенью - айву.

                Мы с подругой не сразу научились вкушать это знаменитое блюдо по всем узбекским правилам. Плов нужно есть руками, сложив пальцы горстью и подгребая понемногу пальцами к себе. Недавно плов был добавлен в список нематериального наследия ЮНЕСКО.

                Глаза разбегались и в рядах с сухофруктами. Чего тут только не было: кишмиш, засахаренный арахис, изюм, разная курага, десятки сортов орехов, нават, курт, казинаки и многие другие лакомства, о которых мы раньше даже не слышали.

                Домой мы всегда уходили сытыми, иногда ничего не купив и нисколько не обидев этим продавцов. Посещение базаров всегда было для нас праздником, где чувствуешь себя желанным гостем. Здесь мы узнали много этнографических нюансов из жизни коренных жителей. Научились в знак благодарности прикладывать правую руку к сердцу и говорить "хоп" вместо "до свидания".

                В Ташкенте более двадцати базаров. Но самый большой и старейший из них - базар Чорсу. Здесь в далекой древности проходил Великий Шелковый путь, соединяя все торговые дороги Востока. Семь огромных голубых куполов накрывают базарную площадь. До сих пор тут, как и много веков назад, прямо на глазах удивленных туристов могут изготовить и продать изделия из золота, серебра, драгоценные камней, расшитые золотом халаты, вышитые сюзане, узбекские ножи-пичоки, плетеные из лозы корзинки и чеканные подносы разного размера и формы, узбекские музыкальные инструменты и многое другое.

                ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

                Если говорить о достопримечательностях, то необходимо отметить, что практически в каждом большом строении Ташкента присутствует особый национальный колорит. Фасады зданий украшены элементами национального орнамента. Этот же узор можно увидеть и на обычных жилых домах.

                Особенно мне понравились: метрополитен, парк имени Гафура Гуляма, Площадь Независимости, медресе Барак-Хана, мавзолей святого Абу-Бакра Каффали Шаши. Изумительные архитектурные памятники поражают воображение не только мастерством древних зодчих, высоким качеством работ мастеров-керамистов, но и красотой - гармонией национальных форм и пропорций, плавными очертаниями сферических куполов.

                На денек нам с Галиной посчастливилось выбраться в один из самых старейших и величественных городов Узбекистана - Самарканд, овеянный славой далеких веков.

                Самарканд - это город легенд. Здесь каждый холмик, овраг или водоем - живое сказание о былом, каждый памятник старины - свидетель многих в том числе великих событий, каждое старое дерево связано с какой-нибудь притчей, каждый квартал города (гузар или махалля) хранит как родословную свою легенду. Более всего мы были восхищены прекрасными сооружениями, находящимися на площади Регистан - архитектурным ансамблем мавзолеев Шахи-Зинда, мечетью Биби Ханым, медресе Улугбека, мавзолеями Гур-Эмир и Ишрат-Хана.

                Мне порой кажется, что та далекая поездка в Узбекистан - сказочный незабываемый сон. Путешествие назад - в глубь веков. В моей памяти четко и ясно возникают одна картинка за другой: я ощущаю запахи узбекских дворов в махалле, вижу изогнутые очертания арок, округлость голубых куполов, пестроту базаров, карагачи, платаны, высокие тополя и жаркий мед ташкентского солнца! Ладонь невольно прижимается к груди, где бьется сердце, в котором с тех самых пор живет Узбекистан...