Любо - дорого

Лариса Степанова Сказочница
За морями, за горами,
За лесами, за долами
Жил на свете как-то царь,
Старый мудрый государь.
Он имел трёх сыновей,
Удалых богатырей.
Старшего – Никитой звали,
Млаже – Титом величали,
Ну а третий был - Иван,
Кари очи, стройный стан.
Молодцы отца любили,
Меж собою дружно жили.
Но настал женитьбы час…
Царь позвал их как-то раз:
«Стал я стар, мои сынки,
Сочтены мои деньки.
Был я молод и удал –
Много в жизни повидал,
А теперь вот ваш черёд
Защищать честной народ.
Да пора бы вас женить,
Чтоб наследство разделить…
А чтоб было всё по чести,
То решить нам нужно вместе».
Только так промолвил он,
Бьёт слуга ему поклон:
«Царь, осмелюсь доложить,
Гость изволил к нам прибыть.
Говорит, что он мудрец».
«Ты прими его, отец, –
Молвят молодцы втроём, –
Знать, не зря пришёл в наш дом.
Ну а мы пошли решать,
Где нам жёнушек сыскать».
Царь сказал: «Идите с Богом».
Сам задумался немного:
«Не случилась ли беда,
Коль мудрец пришёл сюда?»
Успокоился он вскоре,
Когда понял в разговоре,
Что явился тот в их дом
По пути и лишь с добром.
Видя это, царь ему
Дал провизии суму
И изволил предложить
В его царстве погостить.
На что гость ответил так:
«Доброта – хороший знак».   
Ровно три дня он гостил,
На последок попросил
Царских пригласить сынков,
Чтоб сказать им пару слов.
Те явились в тот же миг.
Он промолвил: «Я привык
За добро платить добром –
Говорите же втроём,
Что изволите желать –
Всё готов я исполнять».
Братья шепчут меж собой:
«Впрямь, старик-то не простой!»
И сказал старшой Никита
«Батюшка на нас сердитый,
Что доселе мы без жён, –
Тут слегка смутился он
И продолжил, покраснев, -
Мне б сюда одну из дев
Ту, что краше в мире нет,
Чтоб дивился белый свет,
Чтоб была она стройна,
Да додельна, да умна».
«Что ж, Никита, получай –
Жёнушку свою встречай».
Вдруг раздался страшный гром,
Потемнело всё кругом,
А потом зажёгся свет:
Все дивятся – не секрет:
Ведь красавица уж тут!
«Софьюшкой меня зовут.
Здравствуй, суженый ты мой,
Рада стать твоей женой».
Старший сын с поклоном к ней:
«В свете нет тебя милей!»
Старцу, кланяясь, сказал:
«О такой я и мечтал!»
Молвил среднему мудрец:
«Сказывай и ты, юнец,
Жаждет что твоя душа?»
Тот ответил не спеша:
«Я хочу иметь коня,
Чтоб объехал за три дня
Много стран и городов,
Деревень, лугов, лесов,
Чтоб, как ветер, он скакал
Да усталости не знал -
Свет хочу я повидать
Да жену себе сыскать».
«Титушка, иди к окну,
Будешь рад ты скакуну:
Во дворе ретивый твой,
Самый быстрый, вороной».
Тит - к окну: там, правда, конь,
Настоящий конь-огонь!
Гость меньшому: «Что тебе,
Нужно, Ваня, по судьбе?»
Тот ему печально: «Э-э-х,
Мне-то жаловаться грех …
Жизнь моя-то хороша…
Только вот болит душа,
Что отец наш стар и болен,
Над судьбой своей не волен:
Ты б продлил ему годки
С лёгкой-то своей руки».
Помолчав, мудрец вздохнул,
Тихо с грустью протянул:
«Мне не ведом тот секрет…
Я могу лишь дать совет:
Чтоб здоровье обрести,
Надо Ворона найти -
Он один лишь может знать,
Как жизнь людям продлевать.
Но к нему нелёгок путь…»
«Одолею как-нибудь,
Трудностей не побоюсь,
К чудо-птице доберусь!
«Коль решил, Иван, – вперёд,
Помни, смельчакам везёт.
А случится коль беда,
«Любо-дорого» тогда
Громко враз произнеси
Надобно чего - попроси».
Улыбнулся всем старик:
«Делать я добро привык.
Да и вам желаю я –
Будьте добрыми, друзья».
И вдруг сделался он мал,
Завертелся и… пропал...
Удивился царь-отец:
«Знать, и правда, он мудрец!»
Братья ж молвили втроём:
«Славно все мы заживём!»
        ***
И зажили… Старший брат
Обвенчаться с Софьей рад:
Известили знатный мир,
Закатили славный пир!
Тит со всеми распрощался –
На коне своём умчался.
Младший тоже был таков –
Ускакал без лишних слов…
Едет лесом. Вдруг там Волк,
Страшный, злой, зубами – щёлк:
«Загрызу, Иван, тебя –
Хватит силы у меня!»
Парень мудрствовать не стал,
«Любо – дорого», – сказал.
Присмирел зверюга вмиг:
«Говори-ка напрямик,
Что изволишь делать здесь,
Аль нужда какая есть?»
«Ворона ищу, чтоб знать,
Как жизнь людям продлевать?»
Волк ответил хрипло: «Да-а-а,
Та беда ведь – не беда,
Чтоб узнать про тот секрет,
Дам тебе такой совет:
Прямо мчись, а за горой
Ворон встретится с тобой.
И учти, кто смел в пути, 
Сможет счастье обрести!
«Хоть, дружище, ты и волк,
Но в словах твоих есть толк.
Я подобное слыхал,
Когда странника встречал,
И, коль слышу то опять,
Ворона готов искать!»
И вперёд он смело мчит,
Только пыль из-под копыт:
Скачет ветра он быстрей.
Но пред ним вдруг страшный Змей,
У него из пасти дым:
«Не уйти тебе живым!!!»
Медлить молодец не стал,
«Любо – дорого», – сказал.
Змей стал сразу подобрей:
«Говори мне поскорей,
Что забрёл ты в чисто поле
Да широкое раздолье?»
«Ворона ищу, чтоб знать,
Как жизнь людям продлевать?»
«Тебе - прямо, - Змей ему, –
Так и попадёшь к нему».
«Ну, спасибо, будь здоров,
Дальше ехать я готов!»
И подался вихрем он,
Позабыв про отдых, сон…
Долго ехал… Наконец,
Перед ним резной дворец.
Он туда. А у ворот
Его жалкий нищий ждёт:
«Не жалей для старика
Ты, царевич, пятака».
Парень кинул «золотой»,
Пригляделся: «Ой, постой,
Да не тот ли ты мудрец,
Что приветил мой отец?»
Только это молвил он –
Сгинул нищий, будто сон.
«Да у этого дворца
Происходят чудеса!», -
Рассуждает парень вслух.
А ворота, скрипнув, вдруг
Отворились - он туда.
Ну а там же – красота:
Дивный двор, сады цветут,
Птицы райские поют.
Слез Иван с коня, и вот
В чудный замок тот идёт.
Там накрыт богатый стол -
За ним Ворон: «С чем пришёл?»
Сам же он сидит на троне
В золотой резной короне –
Взгляд пронзительный такой!
Парень молвил: «Мне с тобой
Дело надо обсудить -
Как годки отцу продлить?
Мне поведал кое-кто,
Что тебе известно то».
Ворон пристально взглянул.
«Да-а-а, известно, - протянул.
Да и ты узнаешь то,
Коль исполнишь кое-что:
Девицу найдёшь в три дня
И пропавшего коня.
Конь тот, Ваня, не простой,
Мчится вихрем он, стрелой.
Приведёшь их всех сюда
И узнаешь ты тогда,
Как продлить годки отцу…
А коль нет - иди к крыльцу:
Слуги там тебя уж ждут -
Вмиг обратно отвезут!»
Тут вспылил царевич: «Что?!
Я не говорил про то,
Чтоб меня везли назад!
Услужить тебе я рад:
Разыщу пропажу в срок -
Был бы от речей тех прок!»
Ну а Ворон: «Погоди,
Путь далёкий впереди,
Не мешало бы присесть
Да чего-нибудь поесть.
«Как управлюсь я, потом
Посидим и за столом».
«Ну, Иван, тебе видней,
Коль решил - езжай живей,
У тебя всего три дня,
Чтоб порадовать меня».
«Я объеду целый свет –
Только бы узнать секрет».
Так ответил молодец
И покинул вмиг дворец.
            ***
Вот он едет день-другой:
Вкруг него лишь ветер злой,
А народу – ни души.
Он же, знай, вперёд спешит:
«Как же мне коня догнать
Да девицу отыскать?»
Только так сказал Иван,
Сразу вспомнил: «Вот болван,
Два дня кряду проскакал,
Слов волшебных не сказал!!!»
Он с коня проворно – прыг,
Обратил свой к солнцу лик:
«Любо – дорого», – изрёк.
И вдруг рядом что-то - щёлк:
Появились два юнца,
Быстрых, ловких удальца,
«Рады мы тебе служить:
Красну девицу добыть
И коня, что лучше нет
Да послушай наш совет:
Ты присядь тут на траву –
На зелёну мураву,
Ведь скакал уже два дня:
Притомил себя, коня.
Ну а мы сейчас вдвоём,
Что пропало, то найдём!»
Только парень слез с коня,
Сел под дубом возле пня,
И заснул мгновенно он…
Встал, не верит: то ли сон -
Перед ним уж вороной,
Дева с русою косой.
«Я Любава, ясный свет,
Что прекрасней в мире нет».
Перевёл царевич дух,
Удивлённый молвил вслух:
«Я и думать-то не смел,
Что тот старец так умел -
Добрые слова его
Ключ имели до всего!»
Сам он это говорит
Да на девицу глядит:
По душе, видать, пришлась!
Где такая и нашлась?
И пригожа и стройна -
Чем ему и не жена?
И её глаза горят,
Словно парню говорят:
«Забери меня с собой,
Ненаглядный сокол мой!»
Он же к Ворону опять
Продолжает путь держать:
«Раздобыл тебе коня
Да девицу за три дня,
Чтоб открыл ты мне секрет,
Чтобы дал скорей ответ,
Как же век отцу продлить
Да всегда здоровым быть?»
Ну а Ворон о своём
Молвит юноше при том:
«Видишь, конь, какой красивый,
Быстроногий, длинногривый?
Забирай его – и в путь:
Сам, царевич, счастлив будь.
Уезжай, да Бог с тобою,
Но секрет я - не открою».
А Иван ему: «Как так?
Я тебе ведь - не простак!
Уговор есть уговор!
Не покину этот двор,
Если я не буду знать,
Как жизнь людям продлевать.
«Ты, Ванюша, погоди,
На девицу погляди:
Белолица и стройна,
Чем тебе и жена?
С ней приданое я дам…
Говорю - будь счастлив сам
И забудь про тот секрет!
Иль на нём сошёлся свет?
Ты подумай о себе,
О своей, Иван, судьбе!»
Глянул Ваня на Любаву -
Распрекрасну, величаву…
И заныло сердце… «Ох, –
Он издал тяжёлый вздох, -
Не хочу я, Ворон, врать,
Краше девы не сыскать:
На такой жениться рад -
Что за очи, что за взгляд,
Но… дороже жизнь отца
Для Ивана-молодца».
Ворон даже рассердился:
«Ты, Иван, поторопился,
Не подумавши, сказал,
Я б подумать время дал.
Ты смотри, Иван, вот конь,
Настоящий конь-огонь,
Вот девица – ясный свет,
Что прекрасней в мире нет -
Забирай ты их с собой
Да вези к себе домой,
О секрете – позабудь:
Сам, Ванюша, счастлив будь!»
Всем царевич бьёт поклон,
Говорит с почтеньем он:
«Все вы любы мне, друзья,
Но скажу по чести я:
Для Ивана-молодца
Всё ж дороже - жизнь отца,
Ведь наш батюшка родной
К нам с любовью, добротой,
Вот я, ведая о том,
Отплатить хочу добром.
Ты же, Ворон, вон какой:
Вроде добр, а не простой,
И не держишь слов своих
Да меняешь быстро их!»
Ворон страшно разозлился,
Над Иваном закружился,
Зло закаркал он: «Вот как -
Всё я делаю не так?!
Слушай же в последний раз -
Всё исполнится сейчас:
Жизнь отцу я подарю,
Будет так, как говорю,
Но взамен…отдай свою!»
Иван твёрдо: «Отдаю!
Лишь бы батюшка наш жил
Да всегда здоровым был!»
Только так сказал он… вдруг…
Ворон сел, проделав круг,
Повернулся, встрепенулся -
Мудрецом вдруг обернулся.
«Ну, узнал, Иван, меня?»
«Были вы у нас три дня…
Или с ним похожи больно:
Чудеса то – да и только…»
«Да, Иван, я тот мудрец,
Что приветил твой отец,
Накормил и приютил -
Очень добр со мною был.
Знай, Иван, за доброту
Дал здоровье я отцу
И годки продлил ему,
Не сказавши никому.
Но того ведь ты не знал,
Я тебя лишь -  испытал:
Был я волком, змеем тоже,
Нищим - бедным и негожим,
С деревянною клюкой
Тем, что принял «золотой».
Вот при мне он, погляди,
Добрым знаком на груди:
В нём сердечность, доброта,
Чистых мыслей красота.
Глянь, сияет, как огонь,
Запылает – только тронь!
И я рад, Иван, поверь,
Что ты с нами здесь теперь».
«Ну, мудрец, и намудрил… 
Чем меня и удивил:
Мне ведь, правда, невдомёк,
Что ты был и змей, и волк.
Хотя… в нищем я признал,
Что у нас его видал.
А узнал я по глазам -
Их забыть никак нельзя!»
Улыбнулся царь: «Ну что ж,
Да и ты, Иван, хорош!
И, признаюсь я тебе –
Ты счастливчик по судьбе:
Ведь девица, что влюблён, -
Подмигнул тут хитро он, -
Дочь любимая моя,
И искал ей мужа я –
Белый свет весь обошёл,
Тебя лучше не нашёл.
И послушай мой ответ:
Долголетия секрет –
В детях, что тебе под стать,
Тех, что чтут отца и мать,
Проявляя то в словах
И, конечно же, в делах».
«Значит, прав был наш отец, –
Улыбнулся молодец, –
Когда это говорил,
Уму-разуму учил»
«Прав, конечно же, стократ!
И я этому так рад!
А теперь, Иван, скажи,
Да подумай, не спеши:
В жёны дочь берёшь иль нет?»
Молвил молодец в ответ:
«Не могу сказать то сам –
Надо вместе решить нам.
Дочь твою я полюбил…
Но пусть скажет, я ей мил?»
Тут Любава подошла,
За руку его взяла:
«Ах, Иванушка, мой свет,
Тебя лучше в мире нет -
Я согласна быть с тобой,
Верной стать твоей женой».
Царь сердечно их обнял
И гонцов всех разослал
Звать гостей со всех сторон -
Был доволен, счастлив он.
Вскоре прибыл царь-отец:
«Свиделись мы наконец!
Благодарствую, сынок,
Быть здоровым мне помог:
Буду жить я до ста лет –
Внуков видеть хочет дед».
А Иван скрывать не стал –
Всё, как было, рассказал.
Братья тоже за отцом
Прикатили в царский дом.
Вместе молвили: «Браток,
Дал хороший нам урок,
Как достойным сыном быть
Да родителей любить!»
Он обнял их: «Поглядим -
Жизнь большая впереди.
А что сделал – ерунда,
Надо добрым быть всегда.
И у вас есть тоже срок
Оправдать сыновний долг».
А потом поведал им,
Что в пути случилось с ним,
Как он к Ворону попал
Да секреты все узнал,
Как жену нашёл под стать
Ту, что краше не сыскать
Ту, с которой, наконец,
Рад пойти он под венец.
Так вот братья всё узнали,
После три дня пировали,
И гремел тот славный пир
На всё царство, на весь мир!
         ***
Ну а вывод тут один:
То ли дочь ты, то ли сын -
Мать, отца ты почитай
И воздастся тебе, знай!