185 Контрольный выстрел 25 ноября 1972

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

185. Контрольный выстрел. Испытания.  25 ноября 1972 года.

Сводка погоды: ВМБ Балтийск суббота 25 ноября 1972 года, дневная температура: мин.: минус 2.5°C, средняя: минус 0.3°C, макс.: 2.6°C тепла, 2.6 мм осадков.

Данные по корабельному вооружению БПК "Свирепый" пр.1135 типа "Буревестник" изложены по книге: Широкорад А.Б., Оружие отечественного флота. 1945-2000. Минск, Харвест, 2001 г.

С 20 ноября 1972 года начались итоговые контрольные государственные испытания БПК "Свирепый" с учётом нашей неудачи на ракетных стрельбах по низколетящей противокорабельной ракете П-15. После окончания осенних учений "Балтика-72" отдельно запускать для нас ещё одну дорогостоящую ракету-мишень не стали, ограничились стрельбой по мишени, сбрасываемой с бомбардировщика на парашюте. На этот раз наши выходы в Балтийское море на итоговые пробные стрельбы корабельным оружием были максимально строгими по контролю со стороны командования Балтийским флотом. Государственная комиссия в полном составе придирчиво проверяла работу всех боевых постов всех боевых служб, строго следила за нормативами времени, алгоритмом работы боевых расчётов, отделений, групп и команд, мгновенно реагировала на неправильные или нечётко выраженные команды    и доклады.

В этот раз весь экипаж БПК "Свирепый", от командира корабля капитана 3 ранга Е.П. Назарова до самого молодого матроса, был настроен выполнить мероприятия, элементы и нормативы программы государственных испытаний корабля с первого раза и только на оценку "отлично". Никто никого не упрашивал, не настраивал, не напрягал и не умолял - все были по-хорошему злые, настороженные, собранные, мобилизованные на победу. Однако и в этот раз не обошлось без неполадок, неприятностей, недостатков и "приключений"...

В ходе государственных испытаний в условиях реального морского перехода из ВМБ Балтийск в отдалённые морские полигоны Балтийского флота на Балтике, электромеханическая боевая часть БЧ-5 на оценку "отлично" показала надёжность и жизнедеятельность ГЭУ (главной энергетической установки) БПК "Свирепый". Штурманская боевая часть БЧ-1 БПК "Свирепый" на переходе и при маневрировании по координатам, внезапно заданным государственной приёмо-сдаточной комиссией, тоже на оценку "отлично" показала навыки точного кораблевождения, навигации и навигационного оборудования. При этом БПК "Свирепый", на удивление всех начальников и командиров, показал наилучшие характеристики управляемости, остойчивости, мореходности, ходкости.

Со вторника 21 ноября 1972 года начались настоящие осенние затяжные дожди и непогода, волнение и шторма на Балтийском море. БПК "Свирепый" переходил из одного полигона в другой, чтобы выполнить окончательно все контрольные стрельбы и испытания, причём балтийская погода в конце ноября 1972 года дала нам возможность испытать наш корабль в различных климатических и погодных условиях. В зависимости от поставленной нам учебно-боевой задачи выходы БПК "Свирепый" в море длились от нескольких часов до нескольких суток, при этом проводилось одновременно сразу несколько ходовых испытаний для контроля, проверки и наладки различных элементов корабельного оборудования и вооружения.

Сейчас известно, что Программа государственных испытаний боевых кораблей - это серьёзный и строгий руководящий документ (своего рода ГОСТ - автор), который разрабатывается специализированными центральными научно-исследовательскими институтами судостроения и стандартизации, утверждается и вводится в действие распоряжением специального государственного комитета. Программа государственных ходовых испытаний является документом, обязательным к выполнению, по которому проводятся испытания корабельных механизмов, систем, устройств, оборудования, вооружения и и корабля в целом с целью их проверки на соответствие условиям договора (контракта), договорной (контрактной) документации, требованиям, установленным в стандартах, технических условиях, проектно-конструкторской документации, а также боевым задачам и эксплуатационным возможностям корабля. Программа государственных ходовых испытаний "устанавливает объект, виды и последовательность испытаний, объём проверок корабельного оборудования с учётом требований стандартов, правил, ГОСТов и технических условий, а также обеспечение испытаний и отчётность по ним.

Программа государственных ходовых испытаний разрабатывается отдельно для головных и серийных кораблей на основе действующих нормативно-технических документов с учётом специфических особенностей и условий судостроительных и судоремонтных заводов. Программа испытаний должна быть утверждена и представлена судостроительному заводу не позднее чем за три месяца до испытаний серийного корабля, которым был БПК "Свирепый" - третий по счёту БПК пр.1135 типа "Буревестник", построенный на Калининградском ПССЗ "Янтарь". Именно потому, что БПК "Свирепый" был третьим, то есть уже серийным кораблём, командование и экипаж корабля досрочно подготовился к началу испытаний и успешно выполнил: швартовный этап приёмо-сдаточных испытаний; ходовой этап приёмо-сдаточных испытаний; ревизию; проверку-испытание требований безопасности и охраны окружающей среды и совершил контрольный выход в море (контрольные испытания).

Признаюсь честно: я естественно, как простой матрос, не видел и не мог видеть документ с названием "Программа государственных ходовых испытаний", но Сетевой график государственных ходовых испытаний я видел, держал в руках, даже по приказу командира корабля капитана 3 ранга Е.П. Назарова вносил в него соответствующие поправки, изменения и дополнения. Поэтому я видел, как в соответствующих разделах программы-графика были указаны испытания для каждого вида корабельного оборудования, изложены технические требования и приведены методики испытаний. В Программе испытаний были указаны: условия проведения испытаний, длительность режимов, перечень замеряемых параметров, периодичность измерений, имитационные устройства, применяемые контрольно-измерительные приборы и другое вспомогательное оборудование, необходимое для проведения испытаний, а также формы таблиц для фиксирования результатов испытаний. Причём из-за сложностей и ЧП, которые возникали во время испытаний, флагманскими специалистами и командованием БПК "Свирепый" разрабатывались самостоятельные методики испытаний, в соответствии с требованиями нормативной документации.

Исправленная Программа государственных ходовых испытаний БПК "Свирепый" теперь имела технологические указания о комплексном проведении испытаний. Таким образом, ЧП на ракетных стрельбах во время учений "Балтика-72" привело к созданию новой методики испытаний, очень близких к чрезвычайно напряжённым и приближённым к реальным боевым условиям в море. Практически во время этого контрольного выхода в море мы сдавали аналог курсовых задач "К-1" и "К-2", ПВО и ПЛО (без ПДСС). В результате мы самым непосредственным образом в ходе государственных ходовых испытаний, без вхождения в соединение Балтийского флота, приняли участие в боевой подготовке, в учениях "Балтика-72", хотя и не совсем удачно. Наше ЧП с ЗРК "Оса-М" явилось той самой удачной неудачей, которая помогла штабам и флотским специалистам сразу разработать меры, исключающие повторение таких ЧП в реальных боевых действиях. Как сказал когда-то Нильс Бор: "Отрицательный результат - это тоже результат", а на ошибках учатся...

В двадцатый числах ноября 1972 года БПК "Свирепый" провёл все контрольные пуски и испытания корабельного вооружения. На этот раз командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров, старший помощник командира корабля капитан-лейтенант А.А. Сальников и все командиры боевых частей особенно строго следили за тем, чтобы ни один человек, ни один офицер, мичман, старшина или матрос не покидали во время учебно-боевых тревог своих боевых постов, не шныряли и не шастали по кораблю, не использовали средства связи не по назначению, а исполняли бы только приказы и указания командиров, свои обязанности по вахтам, подвахтам и работам службы корабельного наряда. Строгость дисциплины в эти дни была невероятная.

Я, рулевой БЧ-1 старший матрос Александр Сергеевич Суворов, в эти ноябрьские дни контрольных государственных испытаний и стрельб тоже находился исключительно на своём боевом посту либо на вахте за штурвалом рулевой колонки-авторулевого "Альбатрос 22-11", либо на подвахте в штурманской рубке, либо в кубрике, во время кратковременного сна-отдыха. Только во время краткого захода БПК "Свирепый" на ночёвку в ВМБ Балтийск после вечерней поверки до отбоя оставалось немного времени для того, чтобы немного пообщаться с друзьями или поработать в ленкаюте над оформлением очередных боевых листков и молний, но и в эти короткие часы мне очень хотелось спать. Спать хотелось всем, потому что напряжение было очень сильным...

Увы, в эти ноябрьские дни контрольных государственных испытаний БПК "Свирепый" и контрольных стрельб из всех видов корабельного вооружения, я не мог, не имел возможности фотографировать, так как всё время находился в расположении БЧ-1, но я своими глазами видел, как стреляет оружие "БПК "Свирепый". Так получилось, что во время стрельб из артиллерийского комплекса АК-726 я был на сигнальном мостике вместе с сигнальщиками-наблюдателями БЧ-4 и видел, слышал и ощущал, как гулко, ударно, внезапно и мощно стреляют наши корабельные орудия.

76.2 мм установка АК-726 (ЗИФ-67) или (L/60DP (обозначение NATO - автор) - это двухствольная автоматическая артиллерийская установка, разработанная по Постановлению СМ СССР №598-265сс от 2 апреля 1954 г. в ЦКБ-7 (ЦКБ "Титан") по заказу ВМФ СССР. Первый проект ЗИФ-67П для испытаний на полигоне был создан по ТТЗ ВМФ от 14 мая 1954 г., заключение по эскизно-техническому проекту ЗИФ-67П было дано 23 декабря 1954 г., технический проект установки ЗИФ-67 принят заводом №7 (Горьковский машиностроительный завод) 20 февраля 1956 г. и артиллерийским управлением ВМФ 24 мая 1956 г., а первая установка ЗИФ-57П была изготовлена на заводе №7 в 1955-1956 годах. Заводские испытания ЗИФ-57П были проведены с 21 мая 1956 г. по 29 июня 1957 г. (2760 выстрелов).

С 14 марта по 12 августа 1958 г. прошли заводские испытания опытной установки ЗИФ-67, затем после устранения недостатков прошли полигонные испытания ЗИФ-67 с 14 октября 1958 г. по 7 июня 1959 г. (три этапа с доработками, 6090 выстрелов). Одновременно происходили испытания ЗИФ-67П с упрощенной системой подачи боеприпасов. Государственные корабельные испытания двух установок ЗИФ-67 (с перегружателем снарядов) с ПУС "Фут-Б" прошли с 26 декабря 1960 г. по 6 мая 1961 г. на Чёрном море на противолодочном корабле ПЛК-1 пр.159 (заводской № 601). Произведено 1402 выстрела без задержек и поломок артустановки. Затем две артустановки ЗИФ-67 без перегружателя были испытаны на корабле ПЛК-17 пр.159 (заводской № 154) - выполнено 568 выстрелов без аварий и задержек.

Бесперегрузочный вариант установки ЗИФ-67 был запущен в производство 21 марта 1962 г. и испытания двух артустановок ЗИФ-67 с ПУС "Турель" проводились на головном ракетном крейсере РКР "Грозный" пр.58 (заводской № 780) в районе Северодвинска на Белом море с 23 июня по 25 августа 1962 г.. Следующие испытания ЗИФ-67 проводились на головном БПК пр.61 (заводской № 1701) с 20 октября по 6 ноября 1962 г. (выполнено 650 выстрелов). Постановлением СМ СССР №450-184 от 23 мая 1964 г. установка ЗИФ-67 была принята на вооружение ВМФ под названием "АК-726" (первоначально было предложено иное название - АК-276). С 1958 г. по 1961 г. производство артустановок АК-726 велось на Горьковском машиностроительном заводе №7. Начиная с установки АК-726 с заводским №110  с 1959 г. из производили в варианте без перегружателя выстрелов. Серийное производство орудий для артустановки АК-726 велось ПО "Арсенал", сборка установок производилась на ГПО "Баррикады" (по состоянию на 1963 г.).

Артиллерийский комплекс БПК "Свирепый" АК-726 проверялся и испытывался скрупулёзно точно по методике, утверждённой Программой государственных испытаний, причём по всем возможным параметрам наведения системой управления по командам от РЛСУ ПУС "Турель" МР-105, дистанционно по данным от других систем РЛСУ корабля или из башни АК-726 по оптическому прицелу "Призма". Кстати, оптический прицел "Призма" позволяет наводить орудия АК-726 на воздушные цели, двигающиеся со скоростью до 600 м/с.

Мне очень интересно было слушать и узнавать "по крохам" информации подробности о нашем корабельном вооружении. Знаю, что нельзя было совать нос в чужие секреты, но молодое, задорное и любознательное любопытство неудержимо влекло меня к артиллерийским орудиям башен АК-726, к торпедным аппаратам ЧТА-1135, к пусковым установкам реактивных бомбомётов РБУ-6000 и к пусковой установке УРПК-4 "Метель". В 1972 году я мало что знал о корабельном вооружении БПК "Свирепый", потому что в те времена (70-е годы XX века - автор) всё, буквально всё в вооружённых силах СССР было тайной, секретом, причём государственной военной тайной и секретом. Теперь многое стало открытым, свободным для анализа и гордости за наш советский ВМФ, советскую науку и технику, за наших гениальных конструкторов, инженеров, учёных, специалистов и рабочих, создававших наше оружие...
(Источник данных о корабельном оружии БПК пр.1135 типа "Буревестник": Широкорад А.Б., Оружие отечественного флота. 1945-2000. Минск, Харвест, 2001 г.).

Автоматика орудий АК-726 работает за счет энергии отката орудийных стволов после выстрела, подача боеприпасов происходит из подбашенного отделения обоймами по 2 патрона, подпитка элеватора подачи снарядов осуществляется вручную в подбашенном отделении. Элеваторы имеют гидравлический и ручной аварийный приводы. Система дистанционного управления установки АК-726 - Д-67 (на две артустановки) и Д-67-1 (на одну артустановку). Охлаждение стволов после выстрелов осуществляется прогонкой забортной воды через канал ствола в перерывах между стрельбой. Время охлаждения - 2-3 мин. Корпус установки выполнен из стальной брони толщиной 5 мм. Боезапас АК-726 - 600 патр. Боезапас в приемнике 1 орудия - 4 патр. Боезапас в элеваторе 1 орудия - 30 патр. Боезапас установки - 69 обойм (138 патр.). Расчет одной башни АК-726 - 9 чел (в т.ч. 4 податчика снарядов в подбашенном отделении).

Расстояние между осями орудий - 580 мм. Углы наведения орудий по вертикали вручную - от -5 до +85 град. Углы наведения орудий по вертикали гидроприводом - от -2 град 02' до +84 град 15'. Углы наведения по горизонтали - плюс-минус 164 град. Скорость наведения по вертикали вручную - 1,2 град/с. Скорость наведения по вертикали электроприводом - 30 град/с. Скорость наведения по горизонтали вручную - 1 град/с. Скорость наведения по горизонтали электроприводом - 35 град/с.
 
Длина ствола - 4484 мм (59 калибров). Длина отката: - 448 мм (минимальная для работы автоматики); - 465 мм (минимальная согласно официальным ТТХ); - 535 мм (максимальная). Длина выстрела (снарял и гильза) - 818 мм. Длина снаряда - 355 мм. Объём каморы орудия - 3.7 куб.дм. Число нарезов в стволе - 24, глубина нарезов - 1.5 мм. Масса затвора орудия - 44.3 кг. Масса ствола орудия с затвором и казенником без накатника - 821 кг. Масса обоймы - 3.4 кг (пустая), масса обоймы - 29 кг (2 патрона). Масса выстрела (снаряд и гильза) - 12,8 кг. Масса снаряда - 5,9 кг. Масса гильзы - ок.4.5 кг.

Скорость вылета снаряда из орудия (начальная) - 900 м/с. Дальность действия АК-726: - 6.2-8.2 км (воздушная цель, в ходе испытаний); - 15.5-18.3 км (морская цель, в ходе испытаний); средняя - 14-15 км. Скорость сбиваемой воздушной цели - 350-650 м/с (в ходе испытаний). Высота полёта сбиваемой воздушной цели - 500-6000 м (в ходе испытаний). Скорострельность АК-726 - 90 выстр/мин (одно орудие). Длина непрерывной стрельбы очередью - 40-45 выстрелов. Производительность одного элеватора  - 100 патр/мин (от гидропривода). Время охлаждения стволов - 0.5-3 мин. Время гидроперезарядки автомата заряжения - 3 сек. Процент задержек в ходе корабельных испытаний - 0.16% (требование нормативов ТТЗ - 0.5%). Ресурс орудийного ствола АК-726 - ок.3000 выстр. Ресурс орудия АК-726 - ок.5000 выстр.

Так получилось, что во время стрельбы по морской или воздушной цели, я вылез из своего румпельного отделения, чтобы посмотреть, как это будет происходить. Обе башни АК-726 были повёрнуты в одну сторону и одинаково задрали свои двойные стволы в серое облачное небо. На палубе полуюта и на юте никогошеньки не было. Я с радостью и волнением приготовился смотреть, как начнут стрелять наши артиллерийские орудия. Для удобства я сел на острый комингс люка и упёрся ботинками в полированные трубы вертикального трапа, ведущего в румпельное отделение.

Обе артиллерийские башни АК-726 нервно подрагивали и синхронно дёргались и покачивали стволами, вероятно, выискивая и "выцеливая" цель. Потом неожиданно мгновенно, оглушающе, поразительно внутри меня и снаружи вокруг меня что-то взорвалось, ударило меня снаружи и изнутри, да так, что я кулем свалился с трапа внутрь румпельного отделения и упал на красную маслянистую от испарины палубу. Артустановки АК-726 продолжали стрелять и в румпельном отделении гулко звуки и тряска от выстрелов повторялись, оглушали, били меня и трепали, как осенний листочек на ветру...

В перерывы между выстрелами, больно сглотнув "глухую пробку" в ушах, я упрямо вылез опять по трапу наверх и выглянул из открытого люка румпельного отделения. Теперь я был готов к ударам звуковой волны после выстрела, стоял, разинув рот, а голову с ушами я накрыл старой робой, завязав её наподобие чалмы. Стволы орудий вновь нервно дёргались, как живые, и я ожидал выстрелов, но они опять были внезапными, оглушающе и потрясающе громкими. Однако теперь я видел, как со стуком и звоном из-под нижней башни АК-726 на палубу выскакивают и падают пустые гильзы от выстрелов... Стрельба из АК-726 произвела на меня поражающее впечатление и потом во время "посиделок в ленкаюте у Суворова" я не раз рассказывал рогачам и румынам о своих ощущениях и о том, как это выглядит со стороны. Увы, "рогачи" из БЧ-2, как правило, не видят свою работу со стороны, потому что сидят в своих башнях артустановок АК-726, как танкисты с танковых шлемах.

В благодарность за мой восторженный и красочный (в лицах) рассказа артиллеристы БЧ-2 с гордостью поведали мне некоторые данные о своих снарядах-выстрелах, которые использовались на стрельбах контрольных государственных испытаний. Для поражения морских и береговых целей в АК-726 используются снаряды со взрывателем ударного действия ВГ-67. Для зенитной стрельбы используются снаряды с бесконтактным радиолокационным взрывателем АР-51Л (радиус срабатывания 8 м). УЗСБ-62РП (выстрел), ЗС-63 (снаряд) - зенитный, унифицирован по габаритам и массе с другими снарядами для установки АК-726: масса ВВ - 480 грамм (A-IX-2), взрыватель - АР-51Л. УОФБ-62 (выстрел), ОФ-62 (снаряд) - осколочно-фугасный, унифицирован по габаритам и массе с другими снарядами для установки АК-726: масса ВВ - 400 грамм (A-IX-2), взрыватель - ВГ-67. Время срабатывания самоликвидатора зенитного снаряда - 28-31 сек.

Все "тонкости" тактико-технических данных об артиллерийском комплексе АК-726 мне, как рулевому, особо ничего не значили, но "музыка" этих слов, понятий и терминов вызывали невольное уважение и восхищение, добавляли авторитета и значимости матросам и старшинам, которые как-то буднично и просто говорили своим непонятным артиллерийским языком. Я не разрешал ребятам курить в ленкаюте, но в этот раз "рогачи", спросив разрешения, со значением, выкурили сигаретку "по кругу", а я им спел песню Аркадия Северного под гитару...

Сигарета, сигарета,
Ты одна не изменяешь.
Я люблю тебя за это,
Ты сама об этом знаешь...

Во вторник 21 ноября 1972 года началась морось (1.1 мм осадков), в среду 22 ноября - непогода и дождик (7.7 мм осадков), которые продлились до конца ноября. В четверг и пятницу 23 и 24 ноября 1972 года мы выходили в море, чтобы успешно поразить зенитными ракетами 9М33 ЗРК "Оса-М" воздушную мишень. В субботу и воскресенье 25 и 26 ноября 1972 года уже днём была минусовая температура (минус 0.3-0.4°С), а с понедельника 27 ноября по четверг 30 ноября под нудный холодный дождь, ветер и около штормовое волнение (5-6 баллов) мы отстрелялись торпедами, глубинными бомбами и главным нашим корабельным оружием УРПК-4 "Метель". Ракетоторпедами 85Р мы стреляли впервые...

Выходы в море на ракетные стрельбы тоже были очень напряжёнными, строгими, бескомпромиссными, чёткими, деловыми, боевыми. На этих выходах уже никто не шутил и не бахвалился, особо не собирался на баке покурить и побалагурить, все были заняты делом, причём так просто и буднично, как будто мы каждый день"работаем" с применением корабельного боевого оружия. На этот раз даже по тону и стилю команд и докладов было понятно, что мы не тренируемся, а делаем своё дело, потому что доклады из боевых постов были очень скупые на слова, точные, своевременные, краткие.

Томительное и волнительное ожидание выстрела (пуска ракет) сменилось напряжённым ожиданием, мобилизацией точности в исполнении своих обязанностей. Теперь матросы и старшины в перерывах между вахт кушали в столовой личного состава не вальяжно, не отдыхающе, не со смешками и шуточками, а быстро, собранно, молча и по-деловому. Годки, старшины и подгодки не задирали молодых, а наоборот, отечески, по-братски следили, чтобы они кушали всё, что положено было по распорядку и меню, сытно, полно, "до крошки". Молодые матросы тоже вели себя по-деловому, то есть старались подражать старшим, особенно, годкам. Такую перемену в настроениях личного состава экипажа корабля я тут же подметил и изобразил в корабельных стенгазетах, оформленных по итогам ракетных и торпедных стрельб.

Сначала мы "отдали должок", выстрелив зенитными ракетами 9М33 ЗРК "Оса-М". На этот раз, кроме пуска зенитных ракет (и то издали - автор), я ничего не видел, потому, что всё небо было затянуто пеленой облаков и ракета, оставляя за собой дымный след, пахнущий порохом, быстро скрылась в гуще облаков и взорвалась где-то высоко-высоко в небе. Возможно, поэтому я всеми силами попытался узнать и выяснить как можно больше данных о ЗРК "Оса-М", о тонкой и стремительной ракете 9М33, но у меня тогда ничего не получилось - всё было секретным. Поэтому восполняю этот пробел в знаниях сейчас...

(Источники цитируемых данных: А.Широкорад "Ракеты над морем", журнал "Техника и Оружие" №5, 1996; Петров А. М., Асеев Д. А., Васильев Е. М. и др. "Оружие российского флота 1696-1996 гг." СПб: Судостроение; А.В. Карпенко "Российское ракетное оружие 1943-1993". Санкт-Петербург, "ПИКА", 1993; Зенитные ракетные комплексы ПВО СВ. Техника и вооружения №5-6.99).

27 октября 1960 года Советом Министров СССР было принято Постановление № 1157-487 о разработке зенитных ракетных комплексом "Оса" и "Оса-М", соответственно для ПВО Сухопутных войск и ВМФ СССР. Разработчики: головной по ракете для комплекса "Оса" в целом и конкретно по станциям обнаружения и головке самонаведения - НИИ-20 ГКРЭ, гл. конструктор В.П.Ефремов; по ракете КБ-82, главный конструктор Потапов; по корабельной рулевой установке - ЦКБ-34; по двигательной установке - ОКБ-81 ГКАТ; по боевой части — НИИ-24; по радиовзрывателю - НИИ-571.

Для комплекса "Оса-М" в ЦКБ-34 была разработана корабельная пусковая установка СМ-126. Но Приказом ГКОТ от 20.Х1.1963 года работы по ПУ с ЦКБ-34 были сняты и переданы ЦКБ-7 (ныне ПО "Арсенал"), которое начало проектировать новую пусковую ЗИФ-122. В августе 1964 года КБ-82 было освобождено от работ по ракете, а головным исполнителем было назначено ОКБ-2 ГКАТ, главный конструктор Грушин. При этом вес ракеты увеличился с 65 кг до 115 кг, диаметр (калибр) со 180 до 210 мм, длина с 2650 мм до 3-х метров и т.д. Первоначально ракета для комплекса "Оса" разрабатывалась с системой самонаведения на цель, затем "Оса-М" была полностью унифицирована с войсковым комплексом "Оса" по ракете 9М33 с системой командного наведения.

Корабельный зенитный ракетный комплекс "Оса-М" самостоятельно может решать задачу обнаружения целей, для чего в состав СУ (системы управления), кроме средств сопровождения целей, визирования ракет и подачи команд на ракеты, включена собственная радиолокационная станция, обеспечивающая обнаружение целей, летящих на высоте 3,5 - 4 км на дальности до 25-30 км и на больших высотах на дальности до 50 км. Режим обнаружения и захвата цели совмещён в единой одной системе управления, поэтому время реакции ЗРК "Оса-М" сокращается на 6-8 секунд. Система управления ЗРК "Оса-М" состоит из станций обнаружения целей, сопровождения цели и визирования ракет, передачи команд, пульта для трёх операторов, а также приборов сопряжения и управления приводами зенитного комплекса и пусковой установки. Наведение ракет на цель осуществляется радиокомандным методом. Радиолокационные системы комплекса работают в сантиметровом диапазоне и содержат устройства помехозащиты. Кроме этого комплекс "Оса-М" может принимать целеуказания от общекорабельной системы обнаружения и целеуказания.

Зенитная телеуправляемая ракета 9М33 одноступенчатая с двухрежимным твёрдотопливным двигателем. Стартовый заряд телескопический, а маршевый заряд одноканальный. Ракета скомпонована по аэродинамической схеме "утка", т.е. имеет рули в носовой части. Четыре крыла конструктивно объединены в крыльевой блок, который установлен подвижно относительно корпуса и в полете свободно вращается. Пусковая установка комплекса "Оса-М" ЗИФ-122 разработана ЦКБ-7 под руководством В.А. Хромцова. В походном положении подъёмная часть с пусковыми балками и вращающейся частью находится под палубой в специальном погребе, в котором размещён боекомплект. Направляющая балка в опущенном состоянии располагается вертикально. Ракеты размещаются на четырех барабанах, на каждом барабане может быть установлено по пять ракет.

При переходе в боевое положение подъёмная часть ПУ ЗИФ-122 поднимается вместе с двумя ракетами. После пуска первой ракеты в погребе происходит поворот барабана, обеспечивающий выход на линию заряжания очередной ракеты. После пуска второй ракеты пусковые балки автоматически становятся вертикально, поворачиваются к ближайшей паре барабанов, и ПУ опускается за очередными двумя ракетами. Время перезаряжания ПУ ЗИФ-122 в пределах 16-21 секунд. Скорострельность - 2 выстрела в минуту по воздушным целям и 2,8 выстрела в минуту по надводным, время переноса огня на другую цель 12 секунд. Вес ПУ ЗИФ-122 без боекомплекта 6850 кг.

Особо меня, как редактора корабельной стенгазеты и боевых листков, интересовал принцип боевой работы зенитной ракеты 9М33, как она долетает до цели и сбивает её. Мне нужно было это понимать, чтобы правильно и красиво оформить её полёт и действие. Поэтому я приставал ко всем, кому можно и нельзя, с просьбой рассказать мне о том, как наша ракета сбивает цель: "Ракета точно попадает в цель или взрывается недалеко от цели?".

Только однажды 29 июля 1973 года в день ВМФ, который мы праздновали на якорной стоянке у мыса Скаген в Северном море, офицеры, мичманы и старшины-годки БЧ-2 (каждый по своему - автор) рассказали мне, как "стреляет" зенитный ракетный комплекс ЗРК "Оса-М". Вот их совокупный рассказ, сформулированный словами моих источников данных...

После схода с пусковой установки ЗИФ-122 и автоматического (неуправляемого радиокомандами) полёта ракета 9М33 "захватывается" станцией визирования ракет ЗРК "Оса-М" и выводится на цель. Наведение ракеты с требуемой точностью осуществляется системой управления СУ ЗРК "Оса-М" с использованием командного метода управления полётом по одному из реализованных в системе методов: "трёхточка" или "половинное спрямление" по воздушным целям, "трёхточка в режиме НЛЦ" по низколетящим целям и методом "по надводным целям".
 
При приближении ракеты 9М33 к цели подаётся команда для взведения радиовзрывателя и снятия последней ступени предохранителя. Только теперь по команде радиовзрыватель ракеты начинает излучать радиомагнитные импульсы. При определённом уровне отражённых от цели сигналов происходит подрыв боевой части ракеты 9М33. По тактико-техническим требованиям предельный радиус срабатывания взрывателя равен 15м. В случае пролёта ракеты мимо цели на ракету 9М33 подаётся команда на отключение радиовзрывателя. Ракета выводится к уровню воды и самоликвидируется подрывом боевой части от часового механизма или разрушается при ударе о воду.

Испытания ЗРК "Оса-М" начались в 1967 году на опытном судне ОС-24 пр.33 (бывший КР "Ворошилов"). После доработки ЗРК "Оса-М" испытывался на кораблях пр. 1124 и 1134. Испытания были завершены в 1971 году. Ещё до принятия ЗРК "Оса-М" на вооружение, он был установлен на новейших БПК пр.1135 типа "Буревестник", тамк как официально только в 1973 году ЗРК "Оса-М" был принят на вооружение ВМФ. Зенитный ракетный комплекс "Оса" и "Оса-М" был настолько эффективен и востребоан боевой обстановкой, что его устанавливали на боевых кораблях пр.1135. 1134Б, 1135-1, 1143, 1144, 1234 и других. ЗРК "Оса-М" устанавливали в ходе модернизации крейсеров пр.68 бис: на КР "Жданов" (пр.68-У1) и "Сенявин" (пр.68-У2). В 1975-1979 годах будет создан модернизированный ЗРК "Оса-МА", при этом минимальная высота поражения цели в модернизированном комплексе уменьшилась с 60 до 25 м. В первой половине 80-х годов XX века проведена вторая модернизация ЗРК "Оса-М" с целью повышения эффективности стрельбы по низколетящим противокорабельным ракетам. Теперь модернизированный комплекс "Оса-МА" также модернизированной ракетой 9К33М (2-3) мог поражать цели, например, ракеты-мишени РМ-15М и П-120, летящие над гребнем волн на высоте от 5 метров. В 1989 году впервые на Черноморском флоте БПК «Азов» выполнил успешно стрельбу по ракете «воздух - корабль» КСР-5М. Мишень была поражена обеими выпущенными ракетами ЗРК «Оса-М».

Основные ТТД ЗРК "Оса-М":
Масса зенитной управляемой ракеты ЗУР 9М33, кг - 128
Масса боевой части ЗУР, кг - 15
Длина ЗУР, мм - 3158
Диаметр корпуса ЗУР, мм - 206
Размах крыла ЗУР, мм - 650
Скорость полета ЗУР, м/с 500
Зона поражения ЗУР, км : по дальности - 2-8; по высоте - 0,005-5; по параметру - 2-6
Вероятность поражения цели одной ЗУР - 0,35-0,85 (35-85%)
Максимальная скорость поражаемых целей, м/с - до 420 (1512 км/ч).

Затем эстафета контрольных испытаний и стрельб перешла к минно-торпедной боевой части БЧ-3 во главе со старшим лейтенантом Олегом Анатольевичем Белониным. Впервые я видел как волновался, переживал и был напряжён до предела этот большой, сильный, спокойный  волевой и харизматичный офицер и авторитетнейший командир. Ему, офицерам, мичманам и личному составу БЧ-3 БПК "Свирепый" предстояло стрелять торпедами из ЧТА-53-1135, реактивными глубинными бомбами из РБУ-6000 и ракетоторпедами 85Р из УРПК-4 "Метель".

Первые самодвижущиеся мины - торпеды - и торпедные аппараты появились в середине XIX века н.э. Торпеды были неуправляемые, они направлялись и выпускались в сторону цели из специальных труд, в которых они хранились на корабле. Эти труды на поворачивающемся лафете оснащались соответствующими механизмами и приборами управления стрельбой торпедами. Для того, чтобы точно стрелять самодвижущимися торпедами, нужно было точно знать элементы движения цели и дистанцию до неё. Целями стрельбы торпедами могли быть не только надводные корабли, но и подводные лодки, а также прибрежные строения во вражеских портах и базах.

В 1948 году на вооружение надводных кораблей ВМФ СССР поступил 533-мм пятитрубный торпедный аппарат ПТА-53, разработанный КБ машиностроения (главный конструктор Н.К. Цикунов). Этот торпедный аппарат первоначально изготавливался в двух вариантах: ПТА-53-30бис и ПТА-53-68бис, которые монтировались на поворотных платформах на эсминцах проекта 30; 30-бис и крейсерах проекта 68-бис (соответственно). В 1951 году на базе пятитрубного торпедного аппарата ПТА-53 Н.К. Цикуновым был создан трехтрубный торпедный аппарат ТТА-53 с автоматическим вводом данных в торпеды и автоматической наводкой по данным центральных приборов. Стрельба торпедами проводилась порохом беспламенно. ТТА-53 устанавливался на  сторожевых кораблях проекта 50 в двух вариантах: трехтрубном – ТТА-53-50 и двухтрубном – ДТА-53-50. Для торпедных катеров в 1952 году был создан торпедный аппарат из легких сплавов ТТКА-53Л.

В 1957 году началось проектирование новых пятитрубных торпедных аппаратов ПТА-53-1123 и ПТА-53-1134, принятых на вооружение в ВМФ в 1963 году. Они устанавливались на противолодочных крейсерах «Москва» и «Ленинград» проекта 1123, ракетных крейсерах проекта 1134 и на больших противолодочных кораблях проекта 1134 и 1134-Б. В 1970 году на вооружение ВМФ СССР поступили четырёхтрубные торпедные аппараты ЧТА-53-1135 для сторожевых кораблей проекта 1135, с дистанционной автоматической наводкой и воздушной системой стрельбы. ЧТА-53-1135 обеспечивал хранение и применение самонаводящихся противолодочных торпед СЭТ-53, СЭТ-53М и СЭТ-65 и противокорабельных торпед 53-65К. В ЧТА-53-1135 (как и во всех новых советских торпедных аппаратах) применялась более совершенная электромеханическая система стрельбы, разработанная НИИ-3 ВМФ.

Торпедный аппарат ЧТА-53-1135 был предназначен для стрельбы торпедами калибра 533-мм и обеспечивал воздушную и пороховую беспламенную стрельбу. Он состоит из собственно торпедного аппарата, устанавливаемого на палубе по борту в диаметральной плоскости корабля; прибора для дистанционного управления поворотом аппарата; электромагнитного пускателя и комплекта торпедозагрузочных средств, включающего тележку, лебедку, грузовой бугель, хвостовой зацеп и другие приспособления. Торпедный аппарат ЧТА-53-1135 относится к модульным торпедным аппаратам и состоял из четырёх одинаковых труб, закрепленных на поворотной платформе. Платформа устанавливалась на основании, относительно которого она могла вращаться при помощи электродвигателя или ручного привода.

Стрельба торпедами калибра 533 мм по надводным целям из аппарата ЧТА-53-1135 осуществлялась как залпом, так и одиночными торпедами. Труба аппарата предназначалась для размещения торпеды, механизмов и приборов для стрельбы, а также для создания замкнутого объёма, обеспечивающего необходимое давление газов при выстреле, и придания торпеде первоначального направления движения (как из пушки - автор). Труба представляла собой свальцованный и сваренный из листов алюминиево-магниевого сплава цилиндрический корпус с приваренными внутри четырьмя направляющими дорожками, одна из которых, верхняя, Т-образная, и двумя обтюрирующими кольцами, расточенными под калибр 533 мм. Она имела переднюю вышибную и заднюю (закрываемую кремальерным замком) крышки. Снаружи трубы крепился патронник, предназначенный для размещения и сжигания порохового заряда. Продукты сгорания пороха выталкивали торпеду, придавая необходимые параметры вылета её из трубы. Имелся также прибор установки режимов электрических торпед и прибор установки глубины (он отключался от торпеды пороховыми газами, образующимися в патроннике при выстреле).

ЧТА-53-1135 имел силовую синхронно-следящую передачу, с помощью которой обеспечивалось полуавтоматическое дистанционное и местное наведение торпедного аппарата. Угол прибора курса для каждой торпеды устанавливался с помощью синхронно-следящей передачи с главного командного пункта (ГКП), но мог устанавливаться и непосредственно с поста наводчика на торпедном аппарате. Система поворота состояла из платформы с основанием, редуктора, механизма ручного поворота, системы центральной смазки, элементов ограничения поворота, прибора дистанционного управления, магнитного пускателя и электродвигателя. Система обеспечивала поворот торпедного аппарата из походного положения (0° от диаметральной плоскости корабля) в боевое (60° правого или левого борта), а также поворот аппарата в сторону правого борта до 150° градусов для загрузки (выгрузки) торпед.

ТТД торпедного аппарата ЧТА-53-1135:
Калибр – 533 мм
Число труб – 4
Высота над палубой – 1000 мм
Масса – до 13 100 кг
Длина – 8,6 м
Ширина – 3,56 м
Давление воздуха в баллонах – 150 кг/кв.см
Давление в трубе при выстреле – до 6 атмосфер
Скорость вылета торпеды – 17 м/с.

Из всех видов корабельного оружия торпедные аппараты ЧТА-53-1135 были самыми "древними", традиционными, консервативными, но, всё же, грозными и эффективными, особенно когда применялись современные самонаводящиеся противолодочные или противокорабельные торпеды. Поэтому, я в корабельной стенной газете "Ну, погоди!" нарисовал торпедные стрельбы именно в традиционном виде парусного, дредноутного и современного флотов. Торпедный аппарат я нарисовал в виде чугунной корабельной пушки на платформе, торпедистов - в виде "румяных румын", а торпеду - в виде, ехидно ухмыляющейся, стремительно вытянутой в полёте тонкотелой, сексуальной и любвеобильной красавицы, устремившейся к далёкой цели, - объятому ужасом американскому авианосцу.

То же самое было, когда БЧ-3 эффектно и мощно, легко и просто выполнила стрельбу из корабельной реактивной бомбомётной установки РБУ-6000, которая "предназначена для ведения одиночного и залпового огня реактивными глубинными бомбами РГБ-60 с целью уничтожения атакующих торпед и подводных кораблей противника". РБУ-6000 была принята на вооружение ВМФ в 1961 году и до сих пор является действующим, испытанным временем и практикой применения эффективным средством системы противолодочно-торпедной обороны надводных кораблей. Кстати, РБУ-6000 создана в КБ Московского института теплотехники под руководством конструктора В. Масталыгина, а серийно РБУ-6000 выпускался свердловским заводом УЗТМ. Кстати, собственное название РБУ-6000 - «Смерч-2».

ТТД РБУ-6000 «Смерч-2» БПК пр.1135 типа "Буревестник":

- дистанционно наводящееся ПУ РБУ-6000;
- устройство заряжания;
- бомба глубинная РГБ-60, взрыватель УДВ-60;
- прибор управления стрельбой «Буря» с устройством «Зуммер». ПУС «Буря» позволяет управлять стрельбой 4-х РБУ-6000. Время реагирования РБУ-6000 "Смерч-3" от момента обнаружения подводных объектов до начала стрельбы - 1-2 минуты.

РБУ-6000 «Смерч-2» представляет собой стационарное, наводящееся в 2-х плоскостях, пусковое устройство с 12-ю расположенными радиально стволами. На БПК пр.1135 типа "Буревестник" на полубаке между носовой ЗРК "Оса-М" и ходовой рубкой установлено две установки РБУ-6000 "Смерч-2".

В подпалубном погребе РБУ-6000 "Смерч-2" размещены глубинные бомбы РГБ-60. Из погреба реактивные бомбы автоматически подаются в устройство заряжания. После того, как все бомбы будут заряжены, РБУ-6000 самостоятельно возвращается в режим ожидания целеуказаний. выстрелив все бомбы, РБУ-6000 самостоятельно переходит в режим заряжания, при этом ПУ "поднимается под углом 90 градусов и совершает разворот по курсовому углу для заряжания следующего комплекта РГБ-60".
Допустимый угол вращения ПУ РБУ-6000 по вертикали - от 60° до -15°, по горизонтали - 180°.
Скорость наведения ПУ РБУ-6000 при работе автоматики - 30° в секунду, в ручном наведении - 4° в секунду. При этом целеуказание для РБУ-6000 могут выдавать корабельные ГАС )гидроакустические станции) и СУ «Дозор-Тюльпан».

Кстати, РБУ-6000 "Смерч-2" может применяться в боевом (прицельном) режиме при волнении моря до 8 баллов. Автор напоминает, что "8 баллов волнения на море" - это 5-10 м высота волн и "жестокое волнение", то есть это - "высокие, гороподобные волны с длинными ломающимися гребнями и морская пена, которая широкими плотными полосами ложится на гребнях волн по ветру, при этом поверхность моря от пены становится белой"...

Как стреляет РБУ-6000, я опять видел издали с местоположения люка в румпельное отделение на самом обрезе кормы по правому борту БПК "Свирепый". Бомбы РГБ-60 с жутким рёвом, оставляя за собой длинный огненный след-шлейф, практически мгновенно устремились куда-то в сторону от корабля, потом факелы погасли, бомбы беззвучно шлёпнулись в воду. БПК "Свирепый" дал ход, я вынужден был "упасть" внутрь румпельного отделения и поспешить к своему боевому посту возле телефона, рулевого телеграфа и небольшого деревянного старинного вида штурвала, поэтому далёкие взрывы глубинных бомб РГБ-60 я не видел, но слышал и ощущал. Корабль слегка тряхнуло взрывной волной подводных взрывов.

Я с завистью слушал восхищённые рассказы и обмен мнениями моряков, которые своими глазами видели, как стреляет РБУ-6000 "Смерч-2" и жадно "впитывал в себя" секретные сведения о том, как гидроакустическая станция корабля передает дистанцию и пеленг в прибор УСБ, который выдает РБУ-6000 обработанные данные углов вертикального и горизонтального наведения. Силовые электрические двигатели постоянно корректируют наведение ракетного РБУ-6000 по данным углов наведения и фиксируют положение установки для стрельбы. Сами реактивные глубинные бомбы РГБ-60 - это неуправляемые реактивные боеприпасы с фугасной боевой частью и реактивным твердотопливным двигателем.

Бомбовый взрыватель «УДВ-60» осуществляет подрыв БЧ (боевой части) РГБ-60 как от контакта с целью, так и на заданной глубине. Глубина действия РГБ-60 - 15-350 метров. Акустический взрыватель ВБ-2 осуществляет подрыв реактивной бомбы РГБ-50 по глубине 6-350 метров, он помещается в корпус УДВ-60, используется совместно или раздельно с ним. Глубину подрыва БЧ РГБ-60 выставляет ПУСБ. Реактивные глубинные бомбы РГБ-60 летят по баллистической траектории, то есть как ядра или снаряды пушки. При приводнении взрыватель становится в заданное боевое положение. Бомба погружается в воде со скоростью 11.6 метров в секунду. Подрыв одной боевой части РГБ-60 обеспечивает детонацию и подрыв других бомб в районе 50 метров.

Однако "контрольным выстрелом" государственных приёмных ходовых испытаний БПК "Свирепый" в ноябре 1972 года был первый в истории корабля запуск ракетоторпеды 85Р управляемого ракетного противолодочного комплекса УРПК-4 "Метель".

В октябре 1960 года вышло постановление СМ СССР о разработке УРПК и к 1970 году советской наукой и промышленностью были созданы несколько проектов новых ракетных комплексов, в том числе и противолодочных. Первой системой нового класса ракетного оружия был комплекс УРПК-3 «Метель» МКБ «Радуга» (г. Дубна) и ВНИИ «Альтаир» (г. Москва). Главным конструктором проекта УРПК-3 был А.Я. Березняк (МКБ «Радуга»), а во ВНИИ «Альтаир» - Г.Н. Волгин. Конечно, новые ракетные комплексы разрабатывались совместно со многими КБ, организациями и предприятиями. Противолодочный комплекс УРПК-3 «Метель» предназначался для надводных кораблей проектов 1134А и 1134Б, а для БПК пр.1135 типа "Буревестник" конструкторы создали проект УРПК-4 «Метель». Эти комплексы отличались конструкцией пусковой установки и системами управления.

Впервые в отечественном военном кораблестроении противолодочный комплекс корабельного вооружения имел не только крылатую ракету, но ракетоторпеду, то есть ракету-носитель противолодочной торпеды. Ракета под шифром 85Р была длиной 7,2 м, имела цилиндрический корпус диаметром 0,58 м с установленным на нём дельтовидным крылом и передним горизонтальным оперением. Стартовый вес ракеты 85Р – около 3,8 тонны. В хвостовой части корпуса ракеты имелся киль. Под корпусом ракеты 85Р была закреплена на пилоне "умная" противолодочная торпеда АТ-2УМ, разработанная в НИИ «Гидроприбор». Кроме этого ракета 85Р могла быть модернизирована и иметь свою собственную БЧ (боевую часть) с ВВ (взрывчатым веществом) для поражения надводных и береговых целей.

Крылатая ракета-носитель 85Р имела твёрдотопливный двигатель, разгоняющий ракету до скорости 0,95М и доставляющий торпеду АТ-2УМ на дальность от 6 до 50 км от места пуска ракеты. После старта ракета-носитель поднималась на высоту 400 м и летела на этой высоте до района местонахождения цели. В отличие от других противолодочных комплексов, УРПК-4 "Метель" имел собственную систему управления: ГАС (гидроакустические станции) корабля определяли местоположение цели, формировали целеуказание и команды в систему управления УРПК-4 "Метель", которая выдавала команды для управления ракетой-носителем 85-Р. При этом управление ракетоторпедой 85Р осуществлялось до вывода в район цели с учётом её маневров. После прилёта в нужный район, ракета-носитель 85Р сбрасывала на парашюте контейнер с торпедой АТ-2УМ в воду.

После приводнения торпеда АТ-2УМ погружалась на глубину предполагаемого нахождения цели и начинала циркуляционный поиск цели. Двигаясь со скоростью 23 узла (42.55 ки/ч), торпеда АТ-2УМ использовала двухплоскостную акустическую систему наведения с радиусом реагирования до 1000 м. После обнаружения цели торпеда разгонялась до скорости 40 узлов (74 км/ч) и, маневрируя, неслась к цели. Дальность хода торпеды АТ-2УМ - 8 км, максимальная глубина поражения цели - 400 м. Боевая часть торпеды имела 100 кг специального взрывчатого вещества.

Главное наше противолодочное оружие УРПК-4 "Метель" было установлено на полубаке, в носовой части корпуса корабля за гребнем волнолома или волноотвода в пусковой установке КТ-106 с четырьмя контейнерами для ракет, расположенными горизонтально бок о бок в одном корпусе. Пусковая установка КТ-106 могла поворачиваться в горизонтальной плоскости, как торпедный аппарат, и на некоторый угол вверх, направляя ракетоторпеду 85-Р в небо. Для УРПК-4 "Метель" БПК пр.1135 типа "Буревестник" была создана своя специальная система управления «Муссон».

Опять, к великой своей досаде, я даже не видел первого старта ракетоторпеды 85-Р УРПК-4 "Метель". В день пуска строгость действий экипажа БПК "Свирепый" во время учебно-боевой тревоги была такая, что отлучиться хотя бы на секундочку со своего боевого поста было невозможно. Сидя у себя в жарком румпельном отделении, вдыхая горячие масляные пары от нервно работающей рулевой машины РЭГ 8-3 с электрогидравлическим румпельным поперечным приводом, я изнывал от страстного желания быть сейчас там, наверху, на верхней палубе, чтобы своими глазами видеть, как стартует наше грозное противолодочное ракетно-торпедное оружие - ракетоторпеда 85Р УРПК-4 "Метель". Именно это жгучее желание подвигло меня через несколько дней полностью перейти на политслужбу в подчинение заместителя командира корабля по политической части капитана 3 ранга Дмитрия Васильевича Бородавкина и полностью переселиться в ленкаюту БПК "Свирепый". Быть в стороне от великих и славных дел и побед нашего корабля я уже никак не хотел...

Опять я с завистью слушал неспешные, весёлые, нарочито шутливые, но гордые рассказы моряков БЧ-3, жадно расспрашивал их, делал с них зарисовки для корабельной стенгазеты, а они скупо делились со мной секретными сведениями и своими впечатлениями. Кстати, оказалось, что кроме командира отделения рулевых БЧ-1 старшины 2 статьи Анатолия Телешева и двух сигнальщиков-наблюдателей БЧ-4, никто из личного состава БЧ-3 и экипажа БПК "Свирепый" не видел первого старта ракетоторпеды 85Р УРПК-4 "Метель". В ходовой рубке, конечно, были: командир корабля, командиры и офицеры 128-й бригады 12-й дивизии ракетных кораблей ДКБФ, замполит и старпом, флагманские специалисты, вахтенный офицер, наш штурман командир БЧ-1 старший лейтенант Г.Ф. Печкуров, командир БЧ-3 старший лейтенант О.А. Белонин, может быть, другие командиры боевых частей и офицеры, но среди них не было меня...

После стрельб противолодочным оружием БПК "Свирепый", на пути в базу, стоя на вахте "на руле", я вполголоса и несколько сердито, во время общего дружелюбного обмена мнениями об успешном завершении государственных испытаний корабля, буркнул, что "такое историческое событие, как первый пуск ракетоторпеды, не успели и не сфотографировали в историю корабля", на что получил добродушное заверение командира корабля капитана 3 ранга Евгений Петровича Назарова, что "замечание справедливое" и что "будет ещё пуск ракеты во время сдачи курсовых задач и тогда это дело надо обязательно запечатлеть". Я эти слова командира корабля запомнил...

Общая усталость от этих контрольных выходов в море на итоговые государственные испытания-стрельбы было таким сильным, что после прихода БПК "Свирепый" в субботу 25 ноября 1972 года в ВМБ Балтийск на записи в дневнике-ежедневнике, на письма или иные личные дела уже не оставалось ни сил, ни желания, ни даже хотения, потому что всем хотелось только спать, спать и спать... Даже есть не хотелось...

У нас ещё оставалось последнее "не боевое приключение" по программе государственных ходовых испытаний - испытание подводной буксируемой управляемой гидроакустической станции БУГАС "Вега" и специального устройства-крана для её опускания и подъёма. Ах, да, забыл! Ещё осталось "боевое упражнение" по сбрасыванию морских мин!.. Дождь, холод, усталость, глубокая балтийская осень... Теряю мысли от усталости...

Фотоиллюстрация: 25 ноября 1972 года. БПК "Свирепый" у родного причала №63 в Военной гавани в военно-морской базе ВМБ Балтийск. Фото 1989-1990 годов, но именно так мы стояли на якоре и на швартовах в 1972 году именно на этом самом месте у 63-го причала. На фото отмечено корабельное оружие, которым мы стреляли в ноябре 1972 года на государственных ходовых испытаниях: артиллерийский комплекс АК-726, торпедные аппараты ЧТА-1135, реактивные бомбомётные установки РБУ-6000 "Смерч-2", зенитный ракетный комплекс ЗРК "Оса-М", управляемый ракетный противолодочный комплекс УРПК-4 "Метель".