Сиротка

Лариса Степанова Сказочница
Давным - давно жила сиротка,
Была красивой, доброй, кроткой
И работящею при том,
В порядке содержала дом.
Её в селе знал стар и мал,
И, кто чем мог, тем помогал.
Однажды заглянул сосед:
«Хоть и у нас достатка нет,
Но козочку тебе даём
И будешь, Дуня, с молоком».
Соседка курицу дала,
Чтоб яйца девочке несла.
Кто даст муки, а кто – зерна.
Так благодарна всем она!
Дед Ерофей принёс кота,
Чтоб не скучала сирота.
Ребята принесли щенка -
Худого, впалые бока:
«Возьми его, хоть мал щенок,
Но лает громко, как звонок».
Сиротка рада: «Как не взять?
Как бедолагу не принять?»
Так и жила себе Дуняша:
Взрослела, становилась краше,
Всё чаще парни к ней теперь
Стучали со сватами в дверь.
Но Дуня робко им: «Пока
Не приглядела я дружка».
Так и жила себе одна -
В работе целый день она:
Всё в доме чисто приберёт,
Польёт, прополет огород
И в лес спешит набрать грибов,
Чтобы настряпать пирогов.
Щенок и котик тут как тут -
От Дунечки не отстают.
Мяучет котик: «Мяу! Мяв!»
Щеночек лает: «Гав! Гав! Гав!»
А это значит – есть еда,
Иди с лукошком к нам сюда.
Она же, добрая душа,
Идёт по лесу, не спеша:
То с белочкой поговорит,
То зайке даст капустный лист,
Мышонку бросит колосок,
Кому-то – хлебушка кусок,
Цветы не топчет и не рвёт,
Идёт да песенки поёт.
Ей рады птички и зверьё,
Ведь знают все в лесу её -
Вот и спешат навстречу к ней,
Любимой Дунечке своей.
        ***
Так быстро пролетают дни -
Живут все ладненько они.
Но как-то зимнею порой
Сиротка хлеб берёт с собой,
Кладёт топор она на сани:
В лес собралася за дровами.
«Ты, пёсик, домик охраняй,
Ты, котик, завари нам чай,
А я в лесу не задержусь -
Дров наберу и к вам вернусь».
Они ей: «Ладно, мы не прочь
Своей хозяюшке помочь.
Да только ты поторопись
И засветло домой вернись.
К тому ж на улице мороз,
Он щиплет, руки, ноги, нос -
Ты одевайся потеплей
Да возвращайся поскорей».
Она им ласково: «Друзья,
В лесу недолго буду я.
Ну а мороз не страшен мне,
Коль трудишься – теплей вдвойне».
                ***
И Дуня в лес спешит одна,
Все тропки ведает она.
А стужа страшная стоит.
Мороз лютует и трещит:
Сковал он реки толстым льдом,
Засыпал снегом всё кругом -
Идти по снегу нелегко
Да и до леса далеко.
И хоть с трудом она бредёт,
Озябших птах к себе зовёт:
«Летите все скорей сюда,
Есть у меня для вас еда.
Я дам вам крошек и зерна,
И вы насытитесь сполна!»
Вдруг видит Дуня, на снегу
Горюет мышка: «Не могу
Свою я норку отыскать,
Придётся, видно, погибать…
Снег все следы мои занёс!
Обидно очень мне, до слёз!»
Дуняша к ней: «То не беда.
Ты поспеши ко мне сюда -
Я варежки свои сложу,
Тебя в них ловко усажу,
Там будет сухо и тепло».
А та ей: «Как мне повезло!
Спасибо, Дуня, рада я –
Спасительница ты моя».
Дуняша улыбнулась ей
И дальше в лес пошла скорей:
Ведь стужа, да ждут друзья -
Задерживаться ей нельзя.
Но тут навстречу ей лиса.
Где её прыть и где краса?
Да и к тому ж - не весел взгляд,
И лапы у неё дрожат…
«Ты что, лисичка, не бежишь,
К своим лисятам не спешишь?»
«Ах, Дуня, еле я жива,
Болит мой хвост и голова -
В капкане страшном я была,
Так еле ноги унесла!
Всю шубку изорвала в клочья
И так замерзла, что нет мочи».
Сняла Дуняшенька платок:
«Тебя согреет он чуток,
Пока дойдёшь к своей норе -
Она за ёлкой на горе».
«Спасибо, Дунечка, теперь
К лисятам я дойду, поверь!»
«Дойдёшь, конечно! Ну, прощай,
В капканы впредь не попадай!»
И, подняв ворот до ушей,
Пошла вглубь леса поскорей.
Вдруг ей навстречу серый волк,
Поёт он грустно: «Я продрог,
Неделю целую не ел,
К тому же сильно заболел,
Ведь старый стал, совсем ослаб,
Нет прежних сил у волчьих лап…
А раз я старый и больной,
Друзья не знаются со мной!»
К нему Дуняшенька спешит:
«На хлеб, поешь и будешь сыт».
Сняла тулупчик: «Хоть он мал,
Меня он славно согревал».
Волк машет лапами в ответ
И говорит ей: «Нет, нет, нет!
В лесу замёрзнешь ведь сама,
Сейчас не лето, а зима!»
Но Дуня твёрдо: «Ты больной,
Одень тулупчик должен мой,
Ведь в нём гораздо потеплей.
Ну а меня ты не жалей:
Я долго здесь не задержусь,
Дров наберу – домой вернусь.
В лесу все тропки знаю я,
А дома ждут меня друзья:
Согрели в самоваре чай -
Так что ты не переживай.
И разойдёмся мы на том».
Он поспешил своим путём,
Да и она пошла вперёд:
На саночки веточки кладёт,
А птички рядом и не прочь
Дуняше все они помочь.
       ***
А на ту пору не спеша,
Морозко ёлки украшал.
Вдруг рукавицы видит он -
Находке очень удивлён.
Да и к тому ж сидит в них мышь:
«Ты что тут, серая, сидишь?»
Она в ответ: «Мне так тепло!
Мой след метелью замело -
Я не нашла свою нору:
Уже решила, что помру,
Но к счастью Дуня мимо шла,
Мне рукавички и дала».
«Всё ясно – у тебя беда.
Я тоже рад помочь всегда».
В снегу он норку отыскал:
«Спеши домой к себе, - сказал, -
Да в непогоду теперь впредь
В норке надёжнее сидеть».
Лишь только так проговорил -
Глядь, лисонька идёт без сил.
«А что случилось-то, лиса,
Где прежний норов и краса,
Где лисья удаль, лисья стать?
Тебя сегодня не узнать!
А где платок взяла такой –
Красивый, яркий, расписной?
Неужто здесь, в лесу, нашла?»
«Дуняша мне его дала.
Замёрзла я и чуть жива,
Болит мой хвост и голова,
Ведь угодила я в капкан:
Попалась ловко на обман -
Насилу вырваться смогла
И шёрстку всю изорвала».
«Ах, бедолага, не стони,
Свою мне лапку протяни».
Погладил он ей лапу, хвостик:
«Ну как, теперь здоровы кости,
И шубка рыжая цела?»
«Да, я, Морозко, ожила,
И шубка стала снова новой.
Как хорошо, что я здорова!»
«Ну и прекрасно! Поспеши,
Небось, заждались малыши».
А сам Дуняшин взял платок
И дальше поспешил в лесок.
Но тут услышал песню он,
Чем был немало удивлён:
«Теперь я сыт и мне тепло,
Ну как же волку повезло!
Хотя мне тулупчик маловат,
Но и ему я очень рад!
Да и желудок теперь мой
Не просит есть – он не пустой!»
Морозко к серому спешит:
«Приятно мне, что ты, брат, сыт,
И будешь ты здоров вдвойне,
Если отдашь тулупчик мне.
А я силёнок лапам дам,
Чтобы вернулся ты к друзьям».
Всё так и сделал, как сказал,
И волк тулуп ему отдал.
Ну а Морозко взял тулупчик,
Сказал: «Теперь прощай, голубчик».
И дальше лесом поспешил:
Он Дуню разыскать решил…
А вот навстречу и она:
Её вязанка дров полна,
Сама одета так легко -
Ну а до дома далеко.
Идёт Морозко прямо к ней.
«Рад встрече, - говорит он ей. -
Куда, девица, держишь путь?»
«Дровишек набрала чуть-чуть…
Да извини, что не спросясь,
В твои владенья забралась!»
«Да не беда! Мне дров не жаль.
А где шубейка твоя, шаль?
Поведай мне, краса-девица,
Куда девала рукавицы?»
«Пришлось друзьям в лесу отдать,
Ведь им без них не сдобровать».
«Да-а-а, понял я теперь, в чём дело:
Ты им помочь всем захотела.
Но знай, и у меня беда –
Старею, мёрзну иногда:
Мне бы дровишек раздобыть
И печь в избушке натопить».
«Да есть дровишки – вот они!
А с ними саночки возьми.
Домой дровишки отвезёшь,
Потом мне саночки вернёшь.
Могу тебе всё отвезти -
Только скажи, куда идти?»
Морозко машет головой:
«Ну что мне делать-то с тобой?
Поди, озябшая совсем,
А помогать готова всем!
Ну что за добрая душа!»
Тут отдаёт ей не спеша,
Её вещички: «На, держи
Да о себе мне расскажи».
А Дуня: «Как же там друзья?!»
«Поверь, всех выручил их я:
Лисе все раны залечил,
А волку дал здоровья, сил
И серой мышке тоже в срок
Найти нору её помог.
Так что, ты не горюй теперь –
У них всё хорошо, поверь!»
«Ну вот и славно! Наконец!
А ты, Морозко, - молодец!
Я даже думать не могла,
Что ты уладишь все дела.
Ну а теперь скажи, Морозко,
Куда везти тебе повозку?
Ты очень добрый ко всем был - 
Дровишки эти заслужил».
Тот, улыбаясь, произнёс:
«Когда же замерзал Мороз?!»
И ей признался, не тая:
«Тебя проверил просто я».
В ответ Дуняша рассмеялась:
«Ну как же я не догадалась?!»
И тут поведала она,
Как с детских лет жила одна
Да как несладко было ей,
Как много обрела друзей…»
Морозко выслушал её:
«Ах, ты сокровище моё,
Как же смогла всё пережить?
Тебя мне впору наградить!
Вот тебе сани расписные –
Там сундучки стоят резные,
В них ты подарочки найдёшь:
С друзьями славно заживёшь.
Теперь проститься время нам:
Тебе пора к своим друзьям
А у меня немало дел -
Кабы чего не проглядел».
Сказала Дунечка: «Прощай.
Ну а дровишки мне отдай…»
«Да как же можно не отдать –
Ведь нелегко их собирать!
Да и трудилась-то сама,
А на дворе, поди, зима».
И он отдал дровишки ей,
Пошёл дорогою своей.
А быстрый, резвый вороной
Повёз Дуняшеньку домой…
Ну а друзья её там ждут,
Завидя тройку, к ней бегут
И слушают её рассказ
В который раз, в который раз!
        ***
Так с этих пор и повелось:
В их доме счастье завелось.
Немного времени прошло,
И зашумело всё село:
«Просватал Дунечку кузнец -
Красавец местный, удалец,
А коли так, то свадьбе быть,
И молодым счастливо жить
До самой свадьбы золотой
Большою дружною семьёй!»