Сладкие песни замполита

Валентин Иванов 4
К сожалению нельзя выложить все фото, но отдельные и то "кустом".


                Сладкие  песни  замполита... 

«Но ты же советский человек...» Вспоминаю ответ комиссара летчику Мересьеву на все его вопросы  о том как дальше жить .
Полностью с этим согласен, если тот же комиссар идет вместе с тобой в первых рядах, а не из-за укрытия покрикивает –«Быстро в атаку, я что тебе сказал? Родину не любишь?...»
Небольшой рассказ о наших Дежурных Силах.
ДС, это экипаж, дежурящий в домике. По команде, он должен прибыть на самолет и взлететь в норматив 30-35 минут. Днем или ночью. Ну еще набрасывалось 10 минут ,если зима.
Домик состоял из двух частей. В одной находились сами ДС, а вторая была выделена для перелетающих экипажей. В домике ДС я жил два раза. Один раз по прибытию, в комнате с такими же как я бездомными бедолагами-техниками, второй раз уже с семьей, пока ждал когда же мне выделит жилье Министерство Обороны в лице нашего замполита. Это продолжалось примерно полгода, потом мне выделили одну комнату площадью в шесть квадратных метров на трех человек, из которых тогда состояла моя семья. Эта комната была в 4-х комнатной квартире, три из которых занимал многодетный прапорщик.
Ну, в ДС тоже было неплохо, комната для экипажей была площадью метров сорок. Не нравится шесть, живи в сорока, как мне сказал замполит.
Зато в ДС было весело, я первым узнавал все новости. Например, утром первого сентября, сидя на скамеечке перед входом в домик, узнал от пробегающих ПВО- шников, что мы сбили американский разведчик над Сахалином. И ура!
Потом оказалось ,что не американский и не разведчик, но это фигня. Главное Ура!
Нужно было бы спросить тех ПВОшников, а что ж вы «Боинг» пропустили? Он же пролетел прямо над вашими бошками, да и над моей тоже?
Но я в сентябре 1983 года этого не знал.
Часть времени в ДС у меня уходила на борьбу с грызунами. Подлые шушеры вылазили по ночам из нор и скакали по комнате. Мы с женой дежурили ночью поочереди, чтобы ребенка не укусила крыса. Я забивал гравием  с цементом норы, пытался бить их током- раскладывал на ночь лист жести с проводами и сидя в темноте подавал напряжение, когда крыса шла к приманке, разложенной на листе жести. Полный бесполезняк. Она подпрыгивала, пищала и доедала в полете, что я ей приготовил.
В отчаянии я даже пересмотрел мультик про Нильса, чтобы узнать секрет изготовления дудочки.
Спасла меня санчасть, где я за конфеты выменял у матроса-фельдшера пакет с крысином и окуная в него комки ваты, позабивал все это в норы.
Крысы ушли, но переместились в половину дежуривших экипажей.
Об этом я узнал у командира Бе-12 Валеры. Но он не расстраивался, он был оптимист и лыжник.
С утра, пока все спали, пробегал километров пять, потом с наслаждением курил. Вот так вот, это бегать ему не мешало. Сидя, около электрокамина, протянув к нему ноги, слушал ворчанье разбуженного экипажа.
-Чё, лапы замерзли? Интересовался штурман...-Мересьев ты наш...
Тут же на мотив оперы «Иисус Христос Суперзвезда» запел правак
-Давайте отрежем Мересьеву ноги!
-Не надо, не надо я буду летать..Писклявым голосом подключился радист.

Валере были пофиг подколки. Как он сам говорил:
-Вернусь после подъема на Коряку и слушаю замполита. Пару часов назад спускался, чуть не навернулся, живой...А тут про какую-то хрень бубнят. По сравнению с сопкой- такая мелочь.
На Корякскую сопку (3456 метров) Валера взбирался по нескольку раз в месяц. Ну бзик у него был такой.

К слову, эта принудительная беготня на лыжах в летных училищах, была введена по инициативе политработников. Примерно в середине 70-х. Каждый курсант должен был "набегать" порядка 500 км. Запомнилась цифра. Особенно это коснулось Оренбургского и Барнаульского училищ. Лыжи были у каждого курсанта, хранились под койкой. И в свободное время по команде "лошадиные бега". Сколько было "посажено" сердец, скольким это икнулось потом- наука умалчивает. Знаю, что многие после этого возненавидели лыжи на всю оставшуюся жизнь.Непонятно зачем? Летчики это не десантники и не пехота. Ну а некоторые, как Валера- полюбили. Вот так!

Итак, о миграции струсивших крыс. Проиграв битву с крысином и моей храбростью, крысы взялись на экипаж. Стаскивали со стола продукты, Валера рассказывал, что видел, как одна сталкивала со стола сырое яйцо, а вторая в это время, лежа на спине, ловила его в растопыренные лапы. Потом они дружно укатили его в нору. Инкубатор у них там что ли?
Я тогда не знал способа борьбы с крысами на кораблях. Голодные мАтросы за банку сгущенки наловят тебе их ведро. Они за банку тушенки зайца на коленях в поле загоняют.
Поэтому роль срочной службы свелась к патрулированию.

В это же время, наши невероятные противники, в ДСовском "домике" на американский манер, несли службу в Гренландии.
Ранее писал, Ил-76 25-й Московской бригады из Мелитополя ежегодно выполняют, согласно контракта, вылеты для доставки топлива на датскую базу Норд. Основное место базирования, это бывшая американская база Б-52 Туле в Гренландии.
Она была законсервирована в 1993 году, после распада СССР. Угрозы больше не было и самолеты перевели в США.Фото оттуда.
Используется гражданской авиацией США, Канады, Норвегии, Дании.
Обращаю внимание, в этом состоянии база сохраняется с 1993 года. Практически не менялось ничего. Телевизоры и бытовая техника еще тех времен.

Пока мы гоняли крыс в наших избушках, такие же как мы по рангу летчики и техники жили в таких условиях.Практически в одно и то же время, вот что обидно.

А наши славные коммунисты политработники, сами не дежуря в ДС, рассказывали нам о загнивании Запада и напоминали, что мы же советские люди. Нужно еще немного потерпеть...Коммунизм близко.

Техника обслуживается в ангарах. Если она слишком большая, придумали вот такое остроумное решение.В воротах ангара проделаны отверстие, самолет типа Б-52 или С-5 затаскивают и закрывают ворота. А на улице только хвост торчит. Нечего техническому составу морозить задницу.
 
Продумана очистка базы от снега. Мы, обычно, на стоянках чистили лопатами. Взлетную полосу убирала техника, помню, при обледенении полосы лед долбали все. Даже танки были. Разгоняется, зажимает фрикционы и он юзом, вращаясь, чистил метров десять. Потом еще и еще. Здесь здоровенную территорию базы вычищали за два часа.
 
Быт вообще убил. Комнаты на одного человека. Место приготовления пищи и для постирушек общее. В комнате душ и туалет.
Даже не все люксы в гостиницах при СССР тянули на такой уровень..
 
Из развлечений. Комната для собраний. Или для расслабухи. Телевизор, музыкальные инструменты. Телевизор, видно, старенький, 90-х годов. Боулинг меня вообще убил. Не, я не любитель, но он есть. О людях позаботились. Там в помещении боулинга еще есть бар.
Есть еще снегоходы, но это, скорее всего для патрулирования, а не для покататься.
Вот бассейна я не нашел. Чего нет, того нет. Строили бы базу сейчас, обязательно бы сделали.
Подытоживая. Замполитам большой привет Если бы показать в 80-е нашим экипажам все это, то после слов замполита о загнивании и о «немного потерпеть» его бы просто порвали.
Как прокомментировал мои фото и видео один сослуживец, который много отсидел в дежурстве  в те времена - «Бля...а жизнь прошла мимо...».