Рецензия на книгу Концепция начальной грамотности

Елена Плюснина
Рецензия на книгу Плюсниной Е.М.
«Концепция начальной грамотности ХХI века»
(Издательские решения, RIDERO) Спб., 2017. – 248 с.

Сборник статей Елены Михайловны Плюсниной «Концепция начальной грамотности XXI века» адресован, прежде всего, тем, кого интересуют вопросы грамотности в современном обществе, ее понимание в России в XX веке и современное звучание понятия «грамотность». Целью данного труда является поиск путей и методов предупреждения тех проблем, которые возникают сегодня в результате поголовного снижения грамотности.
 
Книга включает три главы. В первой главе освещены  методологические основы концепции начальной грамотности. К ним относятся и философские представления о человеке, и аксиологические обоснования грамотности, и некоторые научные подходы, связанные с развитием творчества, без которых овладение грамотностью невозможно.

В настоящее время высоко актуализированы и требуют разрешения  вопросы общечеловеческих ценностей, понимания того, что все в мире взаимосвязано и взаимообусловлено. Аксиологическая направленность речевой деятельности, подробно рассматриваемая автором в произведении, проливает свет на решение данных проблем.

В ХХ веке опора на рациональное мышление в образовании занимала главенствующее положение. ХХI век диктует свои требования, свои изменения в окружающем нас пространстве творческих людей и эффективных идей.   Поэтому разобраться, что такое творчество, а что такое креативность и возможны ли они без рационального мышления – просто необходимо.

Во второй главе автор представляет методические разработки, которые способствуют более эффективному освоению навыков осмысленного чтения, свободного владения письменным изложением и орфографической грамотностью. Описаны исследования, которые проводились автором и получили признание, как в научной, так и в научно-практической педагогической среде.

Третья глава знакомит читателей с результатами применения предлагаемой концепции в образовательных учреждениях гг. Санкт-Петербурга и Пушкина. Автор предлагает дидактический материал, направленный на совершенствование организации процесса обучения грамотности. Данный материал способствует предупреждению формирования семантической педагогической дислексии.

В нескольких научно-теоретических статьях сборника Елена Михайловна описывает действие   закона  «взаиморазвития», а в методических статьях изложена возможность его применения на практике.
 
Значительное внимание автор уделяет современному значению  понятия «развитие», которое сегодня определяется как разветвление, разворачивание потенциальных возможностей, заложенных в сложноорганизованных системных образованиях, которым является в т.ч. и человек.

Правоту предложенного определения подтверждает относительно новое научное направление «синергетика» – отрасль научного знания, изучающая проблему самоорганизации открытых нелинейных систем. Если классическое научное мировоззрение, берущее начало от И. Ньютона, строится на принципах строгой причинной обусловленности, однонаправленности, предсказуемости, то синергетика акцентирует внимание на результатах  взаимодействия сложноорганизованных,  открытых, нелинейных систем: системы «человек», системы «среда», системы «речевая деятельность» и др.  Результаты взаимодействия таких  систем, с точки зрения синергетического подхода, всегда превышают обычные математические рассчеты.
 
Автором не только осознана эта теория, но и предложены методические приемы ее примения на практике.
 
Автором приведены размышления о работе Н. Винера. В своей работе «Акционерное общество «Бог и Голем» он доказывает, что … «игровой автомат может быть использован для автоматической реализации любой простой функции, если этот процесс подчинен четко выраженному критерию эффективности». Другими словами, ученики будут обучаться, как машины (как организующиеся системы), если будут следовать четко выраженному критерию эффективности.  Хотим ли мы, чтобы наши дети были «машинами» (наиболее привычный термин «винтиками»)? – Нет, не хотим. Сам Винер к описанному им же способу обучения относился отрицательно.

Для решения данной проблемы, Плюснина Е.М. предлагает авторскую диагностику, включающую, в том числе, один из критериев с нечетко сформулированным показателем оценки, который в реальном времени помогает лучше ориентироваться в определении индивидуальной обучаемости ученика. Это парадокс, но практика показала, что «живые системы» должны измеряться и «живыми», подвижными, гибкими системами измерения. А чтобы обеспечить сравнимость полученных показателей, в системе диагностики  применяется единый алгоритм сводимости данных. Это позволяет проводить сравнение показателей обучаемости учеников как внутри класса, так и между классами.
 
Опираясь на синергетический подход в психолого-педагогической науке и практике, можно предположить, что прогноз индивидуальной обучаемости достаточно затруднен, т.к. учесть все критерии сложноорганизованной, нелинейной, открытой системы «человек», равно как и изменения показателей критериев, вообще не возможно. И тогда диагностика, дающая прогноз индивидуальной обучаемости, тоже не нужна. Однако, по мнению   И.Пригожина большие социальные системы в большей степени динамичны и непредсказуемы, а малые системы, например, класс,  имеют более четкую траекторию изменений и относительная предсказуемость (прогнозируемость) обучаемости в данном случае относительно возможна.

В сборнике автор предлагает также описание дидактического материала, его новизну и преимущества.

Книга может заинтересовать преподавателей ВУЗов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ, логопедов, воспитателей, а также родителей детей дошкольного возраста.

Теречева М.Н., кандидат педагогических наук, учитель-логопед,
дефектолог, специалист по адаптивному биоуправлению, генеральный директор ООО «Центр диагностики и психолого-педагогического сопровождения семьи и ребенка «ЦИЦЕРОН»

Книгу "Концепция начальной грамотности ХХI века" можно приобрести в издательстве "Ридеро"