Как проверяют, так и учат

Елена Плюснина
О том, как влияют дидактические ошибки на дальнейшее обучение детей, писалось в статьях: «Пояснение к понятию начальная грамотность», «Больше ответственности при выборе методик обучения», «Предупредить беду», «Творчество или креативность?» и др.

В этой заметке речь пойдет о способах проверки качества чтения текстов. О том, сколько информации запоминает ученик после прочтения и, как понимает содержание прочитанного. Если к проверке техники чтения подойти неправильно, то вместо осмысленного чтения, получим механическое чтение – чтение без понимания. Об этом уже много написано. Главной ошибкой при проверке чтения на начальном этапе обучения является проверка скорости чтения  без проверки качества усвоения содержания.
 
В технологии осмысленного и развивающего чтения, предназначенного в первую очередь для обучения младших школьников, количество вопросов к текстам колеблется от 7 до 10. Почему надо именно столько вопросов задавать?
 
Практика применения этой технологии в течение 20 лет показала, что это необходимое и достаточное количество вопросов. Большее количество вопросов не нужно, иначе мы будем требовать от детей запоминать лишнюю информацию, а это приведет к формированию неправильного механизма структурирования информации.

Письменная речь обладает избыточной информацией и всю ее запоминать не нужно, а наоборот, нужно учиться не обращать внимания на второстепенные, неглавные детали. Для этого количество вопросов должно соответствовать количеству самой важной информации текста и поясняющей эту информацию.
 
Составление вопросов к тексту – это особая дидактическая задача. Неслучайно в теории рационального чтения, которая уже применяется мировым сообществом более 70-и лет, принято составлять 10 вопросов к тексту и не более.