Субботник из прошлого

Михаил Тепляшин
  - Так, седьмой "Б", завтра, все помнят, что у нас по традиции Субботник?!
В классе раздался дружный не одобрительный гул. Из гула вырывались повторяющиеся из года в год фразы:
 - Завтра же выходной! - Ноющим голосом с задней парты, вися на локтях и болтая внизу ногами, выкрикнул Клим.
- Ты у нас не перетрудишься, Бутко.
  Макар увлеченно смотрел на сойку сидевшую за открытым окном. Её такие необыкновенные перья так и манили потрогать на ощупь. Но Макару это не интересно было, он подставил лицо солнцу и лишь вырывал нужные слова из классного часа, точнее слова классной Галины Степановны. Она нравилась ему. У него конечно был ряд учителей, из-за которых он не любил их предметы, особенно химичку, но читать он любил, а Галина Степановна литературу вела очень увлечённо. Он сидел на третьей парте у окна, он всегда искал место у окна. В любое время года всегда можно унестись с урока, просто посмотрев в окно.
- Завтра в 9 утра, все в свободной одежде. - Продолжала, поверх гула, накладывать свои задачи Галина Степановна. -  Кто не придёт получит неуд по ОБЖ.
Все знали, что они придут, но и знали, что у них есть полное право возмущаться. Передние парты только помалкивали. Клим уже переключился на царапанье ключом на парте своего мега рисунка, как он считал. Перед ним лежал образец на светящемся экране смартфона. Сунув нижнюю губу в рот, он увлеченно, машинально щёлкал ею.
Прозвенел звонок. Отодвигающиеся стулья с грохотом возвестили о окончании четверти.
   
   Погода в субботу выдалась неоднозначная, солнце то палило, выходя из облаков, то поджидающий ветер налетал, когда светило уходило за тучи.
  - Капец, ты чё меня не подождал?! - Ещё сонно упрекал Клим Макара. Макар промолчал. - Хреновый из тебя друг.
  Макар ждал Клима полчаса, но чтобы не опоздать нёсся со всех ног в школу. Теперь его мокрая от пота спина мёрзла на ветру, даже под олимпийкой. Его щёки ещё были розовые от бега, он опирался на лопаты, которую им выдал завхоз. Метлу он протянул Климу, иначе тот остался бы без инструмента. Клим дёрнул к себе метлу, словно в ней была вся причина его пробуждения, как в школу, в первый день каникул.
- Так, помолчали все! - Успокаивала всех Галина Степановна. Клим с интересом разглядывал её одежду. Он привык, что она ходит, неизменно, в чёрной юбке, чуть ниже колена и трёх разных блузках. Лишь в холод она добавляла пиджак, не совсем подходящий к юбке. Сегодня она была в клетчатой красно-синей рубашке, с рукавами закатанными на треть, джинсах и кроссовках. - Делимся на две группы. Живо, живо. - Поторопила, классная учеников.
Класс разделился на две неравные по количеству группы. Клим тихонько потянул Макара за олимпийку, в группу стоящую отдельно от Галины  Степановны.
  - Макар, давай ка ко мне. - Ей не нравилось влияние Клима на Макара. -  Так, и Богдана, тоже. - Галина Степановна, махнула рукой, описывая дугу снизу-вверх, словно отгоняя муху.
Макар и Богдана переместились из группы в группу. Лицо Клима скривилось. Ещё раз оглянув класс, на предмет количества, вроде удовлетворившись, Галина Степановна поставила задачу:
- Вы,  - указывая на вторую группу, стоящую поодаль от себя, - будете убирать от малого крыльца школы и до здания спортзала. Мы убираем Спортплощадку и от главного входа до здания столовой. Лера, Катя, Милана, займитесь клумбой у главного входа, приведите её в порядок. Степан, будешь им помогать и копать. Всё, разошлись. работу принимаю в 12 часов.
   Макар шкрябал лопатой вдоль бордюр, счищая засохшую грязь и гнал увеличивающуюся кучку впереди себя. Набрав столько, что перемещать становилось сложнее, он формировал кучу и продолжал идти вперёд. Позади него шли двое его одноклассников собиравшие лопатой и метлой кучки земли в тачку. Время от времени Макар разгибал спину, кривя от небольшой боли в пояснице, нижнюю губу. После одиннадцати часов, он всё чаще разгибался, спина начинала ныть, как только он наклонялся с лопатой. Макар замечал, как Клим то и дело перебегал от одной группки двух-трёх девчонок, к другой. Он наблюдал за другом, удивляясь, как девочки смеются над его манерностью и ужимками. Дойдя до края тротуара, Макар разворачивался и чистил противоположную сторону. Вдалеке, на клумбе девочки сидя на корточках пололи землю, Влад вскапывал им землю. У Галины Степановны волосы всё больше, с разных сторон головы, торчали завитками. Она не снимая жёлтых рабочих перчаток, вытирала запястьем лоб и пыталась поправить лезшие в лицо волосы.
- Ну, как дела? - Услышал Макар сзади голос.
Обернувшись он увидел Василину, она разговаривала с ним, не отрываясь от смартфона.  Большим пальцем передвигала снизу-вверх по экрану ленту инстаграма. Эмоции на её лице менялись так же быстро, как и лента соцсети. Макар даже сощурился наблюдая за ней, на её лице улыбка менялась сдвинутыми бровями, "кислым" лицом, снова улыбкой, вырвавшимся смешком. Всё это ему напоминало просмотр фильма на ускоренной перемотке.
- У меня всё норм. Ты уже закончила там у себя?
Василина была из второй группы.
- Я что раскидывала этот мусор, чтобы его убирать?! И вообще, труд это для тех, кто не умеет работать головой. Настоящий мужчина заплатит, чтобы за него сделали грязную работу. Мой отец знаешь сколько зарабатывает в мировом концерне фармакологии? Кучу денег.
- Твой отец сетевик, Василина. - Признёс Макар, как будто сплюнул.
- Он не сетевик. Он федеральный представитель крупнейшего в мире концерна.
- Знаешь, мне кажется, что если случится зомби - апокалипсис, то люди будут сильно проигрывать из-за отсутствия у некоторых мозгов, не всех зомби можно будет убить повредив мозг. Нечего повреждать будет.
- Моя семья по любому выживет. - С вызовом бросила Василина.
- Ты знаешь, я уверен в этом. 
- Давая заселфимся, как мы с тобой на субботнике впахиваем.
- Давай, - пробурчал Макар.
Василина широко улыбнулась, подставив голову к плечу Макара. Макар скривил рот наподобие улыбки.
- Ну ладно, я пойду гляну, чё там на клумбе творится.
- Угу, - выдавил Макар и вновь заскрёб лопатой.
Василина выплюнула жвачку на асфальт и не отрываясь от смартфона побрела к клумбе. Макар подтянул жвачку к уже собранной куче сухой грязи. Жвачка, под напором лопаты, медленно катилась, изо всех сил цепляясь за тротуар.