Пробежка по итогам. Мнение обывателя

Соколов Сергей
Прошли выборы  президента РФ. Подведены итоги. Не верить в них нет оснований: в избирательных комиссиях работали вполне уважаемые люди. О чем говорят результаты? О многом.

В первую очередь, они о том, что в России нет политической оппозиции. Находящимся у власти политическим силам ещё долго можно спать спокойно. Все заявляемые на президентских, да и на думских выборах политические партии и движения – это  не более чем кулуарные объединения в рамках московской кольцевой автодороги. У них нет реальной поддержки в регионах. Да, там её и не может быть. Там местные власти не допустят их активной деятельности. Кому это надо? Кому надо плодить своих политических противников? Сегодня лидеры этих объединений способны разве что создать видимость альтернативных выборов. Не более того.

Выборы – это не только способ наделить кого-то властью, в данном случае властью над страной, властью над собой. Выборы – это ещё и способ высказать своё мнение, пусть и тайно, пусть не в полный голос, естественно, если это мнение есть. Когда-то давно предполагалось, что выборы – это голосование «за», за те перемены, которые человек хочет увидеть в будущем. Протестное голосование бесперспективно. Оно показывает, что человек не согласен с тем, что происходит. Одновременно, оно говорит о том, что человек не знает, что хотел бы получить взамен. Мол, плохо всё: и то, что есть, и то, что будет. Протестное голосование ведёт в тупик. Поэтому значительно интереснее рассматривать итоги любых выборов с позиции «за что голосовали».

На прошедших выборах победу одержал действующий президент. В этом никто не сомневался. На фоне остальных кандидатов его победа была предрешена заранее. Выборы превратились в формальное подтверждение популярности президента среди избирателей. Смущает один факт: на выборы он пошёл как самостоятельный кандидат. Фактически, как кандидат независимый. Независимый от мнения существующих политических сил. Значит, он не зависим от тех сил, которые выдвигали его на предыдущих выборах, начиная с 2000 года? Он не зависим действующей структуры власти? Независим от проводившейся до выборов внутренней и внешней политики? В чём он самостоятелен и от чего независим? Как-то непонятно.

76,69%  избирателей поддержали действующего президента. Фактически они проголосовали за проводимую существующей исполнительной властью внутреннюю и внешнюю политику. Среди избирателей, проголосовавших за границей, этот процент ещё выше. Этих людей тоже устраивает всё, что происходит внутри страны. Интересно. Как бы то ни было, это совокупный выбор этих людей. Его нужно уважать. Можно предположить, что это те люди, которые кормятся за счёт бюджета или собираются это делать в будущем. Полагаю, что значительный процент из них – люди молодые. Не хотелось бы, чтобы пределом их мечтаний стало теплое местечко на шее у народа. Это было бы очень печально. Печально и бесперспективно: этот вариант в рамках нашей страны уже был опробован.

Бросается в глаза, что пополнять бюджет своим свободным трудом готовы максимум 3,43% избирателей. Своеобразный итог экономических реформ. Итог развития предпринимательства в нашей стране. Не мудрено: какой смысл работать, если затраты с учётом всевозможных вычетов, налогов и платежей превышают доходы? Поэтому и мало желающих, жить от своего труда. Мало желающих, помогать сделать это другим. Куда тогда идём? Похоже, семимильными шагами движемся по пути, недавно проторенному Грецией. Вот только финансовой помощи нам ждать ни от кого не придётся.

11,77% избирателей желают превратить Россию в образцовый совхоз. Аналогичные попытки уже были ранее. Ни к чему хорошему они не привели. У России не должно быть одного «директора», общего «счетовода» и повсеместных премий. Слишком велика и разнообразна наша страна. В условиях уравнивания и выравнивания легко спрятаться за спину ближнего… или дальнего… работника и жить за его счёт. Уравнительная справедливость хороша только для тех, кто занимается уравниванием.

6,38% избирателей показали, что они заражены идеями великодержавного шовинизма. За них и голосовали. Причём 5,65% не потрудились отличить их от либерально-демократических идей – идей свободного развития личности. Как не потрудились они отличить предложения, которые можно реализовать на практике, от заигрываний с ними.

Порадовало то, что только 0,68% избирателей снова готовы всё отбирать и делить. Отбирать у всех. Делить пропорционально занимаемой должности в общественной иерархии. Потом… Потом как обычно: превратить страну в одну общую зону. Зону, в которой одни будут принудительно трудиться, а другие их охранять. Все при деле. Бездельников нет. Этакий образчик социальной справедливости, о которой пишут на транспарантах.

По разному можно читать математику выборов. Мне кажется – можно и так. На бегу.