Паруса Ойкумены. Глава 15

Леонид Бликштейн
1.  Эта книга не является комментарием к Деяниям Апостолов или историей раннего христианства. Таких комментариев и историй существует немало, в том числе и на русском языке, и некоторые из них сделаны вполне добросовестно, на высоком научном уровне. Моя работа имеет своей основной целью исследование исторической динамики идентичности и экзистенциальных смыслов. Будет хорошо, если в ходе изложения мне удастся прибавить нечто существенное к фактическому историко-филологическому знанию (главным образом в области хронологии Деяний и посланий апостола Павла), но это не входит в число моих приоритетов.

2. Как мы убедились в ходе анализа Послания к евреям в этот период существовали разные типы сюнетивистского (понимательного) подхода к религиозной жизни: фарисейская формономика BDC/конферономика KMJ Гиллеля и Гамалиила, разрабатывавшаяся самим Иисусом  энергономика DAB и дифферономика JLK, и наконец сложившаяся под влиянием богословия ессеев и терапевтов и сформулированная автором Послания к евреям комбинация структурономики MJL и процессономики LKM.

3. А как обстояло дело с иным, субьективистским подходом к религиозной жизни? Этот подход также имел немало собственных вариантов и разновидностей. Их общей отличительной чертой являлось игнорирование месономного смыслового цикла JLKM и относящихся к нему контекстных полей и сведение динамики идентичности к экзистенциальному уровню, представленному в контекстограмме двумя меньшими квадратами ABCD (большим) и EFGH (меньшим, чьи углы совпадают с серединами сторон большего квадрата ABCD, также как углы сторон большего квадрата ABCD в свою очередь совпадают с серединами сторон месономного цикла JLKM).

4. Среди парадигм, связанных с религиозным субьективизмом, для нас в этой главе наиболее важными являются аристократическая и иерархическая морфономика BDH большей части иерусалимской элиты, протономика GFD, хреономика BEH, прециономика СЕН и гедономика BDG назначенного на царство императором Клавдием и правившего в этот период  (41/44 гг. хр.э. ) Иудеей царя Ирода Агриппы I и комбинация конструктономики CGF с хрематономикой CFH в описанной в пятой главе Деяний Апостолов истории смерти Анании и Сапфиры. Эти парадигмы понадобятся нам для контекстного анализа событий и личностей, описанных в цитируемых ниже текстах Деяний и Иудейских древностей еврейского историка второй половины 1 в хр.э. Иосифа Флавия.

5. Начнем с рассказа о гонениях на христиан, организованных новым царем Иудеи Иродом Агриппой и последовавшей вскоре затем смерти царя гонителя, которую автор Деяний Апостолов интерпретирует, как божественное возмездие. Вот этот текст.

1. В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло,
2. и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом.
3. Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, тогда были дни опресноков,
4. и, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу.
5. Итак, Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу.
6. Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу.
7. И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его.
8. И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною.
9. Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение.
10. Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им; они вышли и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним.
11. Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский.
12. И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились.
13. Когда же Петр постучался у ворот, то вышла послушать служанка, именем Рода;
14. и, узнав голос Петра, от радости не отворила ворот, но, вбежав, объявила, что Петр стоит у ворот.
15. А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его.
16. Между тем Петр продолжал стучать. Когда же отворили, то увидели его и изумились.
17. Он же, дав знак рукою, чтобы молчали, рассказал им, как Господь вывел его из темницы, и сказал: уведомьте о сем Иакова и братьев. Потом, выйдя, пошел в другое место.
18. По наступлении дня между воинами сделалась большая тревога о том, что сделалось с Петром.
19. Ирод же, поискав его и не найдя, судил стражей и велел казнить их. Потом он отправился из Иудеи в Кесарию и там оставался.
20. Ирод был раздражен на Тирян и Сидонян; они же, согласившись, пришли к нему и, склонив на свою сторону Власта, постельника царского, просили мира, потому что область их питалась от области царской.
21. В назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним;
22. а народ восклицал: это голос Бога, а не человека.
23. Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер.
24. Слово же Божие росло и распространялось.
(Деяния Апостолов 12:1-24)

4. Мы оставим в стороне описание чудесного избавления Петра из темницы, куда его бросил Ирод, и сосредоточимся на рассказе о смерти самого Ирода Агриппы. Упоминание о том, что царь был изьеден червями вряд ли точно. Не исключено, что автор Деяний, писавший в эпоху Флавиев, здесь оказался под влиянием детального описания его современником историком Иосифом Флавием последней болезни деда Агриппы Ирода Великого, где действительно фигурировали черви. Что касается болезни и смерти самого Агриппы, то сравнительно подробный рассказ самого Иосифа Флавия об этих событиях упоминает только сильнейшую боль в желудке.

5. Но нам интересна не болезнь, как таковая, а характеристика самого Агриппы в этом и в других местах сочинения Иосифа Флавия, поскольку именно эта подробная характеристика позволяет нам реконструировать типы связанных с его поведением парадигм идентичности.  Вот текст одного из относящихся сюда отрывков из Иудейских древностей. Следом за этим я цитирую ниже и сам рассказ о смерти царя.

3. Этот царь был по природе своей весьма щедр на подарки и любил одаривать подчиненных. Расходуя на это часто значительные суммы, он снискал себе славу, находя удовольствие в своей щедрости и в том, что жизнь его от этого лишь выигрывала. Этим он совершенно не походил на своего предшественника Ирода [Великого]. Последний отличался страстной мстительностью и неудержимой ненавистью ко всем противникам своим и в то же время открыто признавался, что симпатии его скорее на стороне греков, чем иудеев. Иностранные города Ирод одарил значительными денежными суммами, сооружая термы, театры и всякие другие здания; в одних он строил храмы, в других портики. Между тем он решительно ничего не сделал ни для одного иудейского города и не подарил ему ничего, что было бы достойно упоминания. 
Агриппа, напротив, был мягкого характера и одинаково щедр ко всем. С иноземцами он был предупредителен и любил одаривать их, но зато он не менее щедрым являл себя также к своим единоплеменникам и даже старался особенно выказывать им сочувствие и благоволение. Поэтому он любил подолгу жить в Иерусалиме; он всегда в точности исполнял предписания законов. Во всем он старался точно соблюдать требования ритуала, и не проходило дня, чтобы он не совершил установленного законом жертвоприношения. 
4. В Иерусалиме в это время жил иудей, считавшийся особенно глубоким знатоком законов. Его звали Симоном. Когда однажды царь уехал в Кесарию, он собрал народ на сходку и решился выступить тут с обвинениями против Агриппы, говоря, что последний не религиозен и что ему следовало бы запретить доступ в храм, куда могли входить лишь природные иудеи. Эти речи Симона к народу были [немедленно] письменно сообщены царю военачальником города. Тогда Агриппа послал за Симоном и по прибытии его велел ему сесть рядом с собою (Агриппа в это время был в театре). Затем он мягко спросил его: "Скажи мне, что делается тут противозаконного?" Симон не нашелся, что ответить на это, и стал просить у царя прощения. Царь простил его раньше всякого другого; вообще, он считал мягкость особенно царственным качеством и понимал, что великим мира сего более приличествует доброта, чем гнев. Затем он дал Симону еще кое-что в подарок и с этим отпустил его. 
5. Среди множества воздвигнутых Агриппою сооружений те, которыми он почтил город Берит, занимают особенно выдающееся место. Тут он воздвиг роскошнейший театр, который мог равняться с любым зданием этого рода, а также необычайно красивый амфитеатр, равно как термы и портики. Не желая стеснять себя в смысле красоты и объемов всех этих зданий, он не щадил средств на них. Освящение этих зданий он обставил особенной торжественностью. В театре он велел устроить представления, во время которых дал зрителям всевозможную музыку и поэтические состязания. Масса гладиаторов в амфитеатре должна была служить доказательством необычайной щедрости царя. Желая доставить зрителям особенное удовольствие, Агриппа распорядился устроить бой двух отрядов по семьсот человек в каждом. Для этого он отрядил решительно всех имевшихся в стране преступников, дабы некоторые из них получили тут заслуженное наказание, и это воинственное зрелище положило основание продолжительному миру. Так он избавил страну от злодеев. 
 
 (Иосиф Флавий, Иудейские Древности 19.7.3-5)

2. Между тем исполнилось три года, что Агриппа царствовал над всею Иудеею. Однажды он поехал в город Кесарию, которая раньше называлась Стратоновою башнею. Тут он устроил игры в честь императора, так как наступил какой-то праздник, установленный в честь Клавдия. На эти игры стеклась масса лиц начальствующих и таких, которые занимали видное общественное положение. На второй день игр, рано утром, царь явился в театр в затканной серебром одежде, удивительным образом блиставшей и сверкавшей. Серебро дивно переливалось в лучах восходящего солнца, так что все были ослеплены и с содроганием должны были отвращать свои взоры от Агриппы. Сейчас же несколько льстецов с разных концов стали, впрочем не на благо царю, громко возносить его и называть его богом, говоря: "Будь милостив к нам! Если мы до сих пор преклонялись перед тобой, как перед человеком, то теперь мы готовы признать, что ты по природе своей выше всякого смертного". Царь не особенно был поражен этими заявлениями и не думал остановить кощунствующих льстецов. Когда же он, немного погодя, поднял взор кверху, то увидал на перекладине сидящего там филина. Он немедленно признал в нем предвестника грядущих бедствий, как эта же птица некогда принесла ему счастье, скорбь обуяла сердце царя. Вскоре затем Агриппа почувствовал, что во внутренностях его начинается сильнейшая боль. Он поднялся с места и обратился к своим со следующими словами: "Я, которого вы признали своим богом, теперь готов расстаться с жизнью. Судьба неожиданно изобличила мне всю лживость ваших уверений, ибо я, которого вы [только что] назвали бессмертным, теперь должен умереть. Впрочем, следует покорно отнестись к решению Предвечного. Я рад, что прожил не как бездеятельный ленивец, но счастливо и с блеском". Лишь только Агриппа сказал это, как его охватила особенно сильная боль. Тогда его поскорее перенесли во дворец. Быстро повсюду разнеслась весть, что царю придется вскоре умереть. Тогда масса народа с женами и детьми облеклась в мешки и по исконному обычаю стала молить Господа Бога о здравии царя. Везде раздавались плач и стенания. Царь же тем временем лежал в верхнем этаже дворца и мог видеть толпу коленопреклоненных. При виде этого зрелища он не был в состоянии удержаться от слез. Затем, промучившись еще пять дней страшными болями в желудке, царь умер в возрасте пятидесяти четырех лет, на седьмом году своего правления. При императоре Гае он царствовал в течение четырех лет, правя три года тетрархиею Филиппа, а на четвертый - получив в удел еще область Ирода. Затем он прожил еще три года во время правления императора Клавдия. Тут он не только был царем вышеупомянутых областей, но царствовал над всей Иудеей, Самарией и Кесарией. Он извлекал из своих владений крупнейшие доходы, доходившие до двух миллионов. Однако, несмотря на это, ему пришлось делать крупные займы; так как он был очень щедр, то доходы не покрывали его расходов, тем более, что он не умел сдерживать свою щедрость. (Иосиф Флавий, Иудейские древности 19. 8.2)

5. Рассказывая о характере царя Ирода Агриппы I историк выделяет щедрость, мягкость и желание нравиться как греческому населению городов средиземноморского побережья (Берит т.е. нынешний Бейрут и Цезарея/Кесария), так и еврейскому населению самой Иудеи. Воспитывавшийся в Риме и далекий от строгого соблюдения еврейских обрядов Агриппа, сделавшись царем Иудеи, старался строго придерживаться всех еврейских обычаев, чтобы упрочить свою репутацию у морфономной иерусалимской верхушки, где он воспринимался как чужак (среднее левое боковое контекстное поле “чужих” Е), принадлежавший к ненавидимой многими иудеями династии Иродов, которая происходила из сравнительно недавно обратившейся в иудаизм Идумеи и с точки зрения ее противников не имела никаких прав на престол (ср мнение Симона в цитированном выше отрывке Иосифа Флавия.

6. Надо сказать, что скромность Агриппы, согласно упоминаниям о нем в Талмуде порой вслух сокрушавшегося о том, что он несмотря на все старания все таки остается “чужим” для своих еврейских подданных способствовала его положительной репутации у фарисейских учителей, которые в таких случаях утешали его, называя его своим братом.

7. Стремление Агриппы любой ценой поддерживать хорошие отношения с антихристиански настроенной иерусалимской храмовой верхушкой упоминает и автор Деяний Апостолов, указывая на то, что Ирод (т.е. Ирод Агриппа организовал гонения на членов иерусалимской христианской общины, видя, что это “приятно иудеям” (Деяния 12.3). Поскольку практически вся эта община состояла в этот период из евреев, слово “иудеи” в данном случае употребляется автором для обозначения морфономной религиозной элиты, также как это часто делает автор четвертого Евангелия (Евангелия от Иоанна).

8. Попробуем теперь отобразить эти факты в контекстограмме. Царь Агриппа (центральное верхнее экзистенциальное контекстное поле субьекта власти F опирается в первую очередь на парадигму протономики  GFD. Эта парадигма включает в себя консервативную веру, как приличествующую признанным “своим” инсайдерам (среднее правое контекстное поле “своих” G) преданность религиозным обычаям предков (верхнее правое контекстное поле В конкретных жизненных форм и традиций т.е. Закона, как детально разработанной системы правил поведения т.е. галахи). В качестве вершины треугольника GBF контекстное поле В управляет противолежащей угловой позиционной диагональю GF консервативной веры, входящей в состав протономики.

9. Аристократическая морфономная BDH храмовая верхушка В боялась “невежественного” народа, т.е. волнуемой религиозными мессианскими настроениями и движениями потенциально неконтролируемой и революционной еврейской массы в левом нижнем контекстном поле мира/рынка D. Речь при этом шла далеко не только о христианстве, но и o гораздо более радикальных политически антиримски ориентированных течениях, таких как ревнители (зилоты/канаим) или даже террористы (сикарии/кинжальщики). Свое презрение к народу и страх перед ним представитeли верхушки графически выражают в приводимом автором Евангелия от Иоанна восклицании: “Но этот народ невежда в Законе, проклят он” (Ин 7:49). Народ нередко платил верхушке такой же ненавистью и не случайно во время Иудейской войны антиримские повстанцы занялись истреблением значительной части иерусалимской аристократии.

10. Агриппа в своей политике в полной мере учитывал эти аристократические опасения и стремился использовать их для укрепления своего положения. Внутри его собственной ведущей парадигмы протономики GFD это означало активацию/тематизацию распорядительной диагонали FD контроля над находящейся в его власти сферой мира/рынка D и тематизацию победительной/перформативной диагонали GD для искоренения подрывных элементов внутри этой сферы мира/рынка. К числу таких подрывных элементов по мнению храмовой верхушки и самого царя относились и христианские проповедники.

11. По своей исходной принадлежности к проримской аристократии и своему воспитанию при императорском дворе Агриппа сам легко отождествлялся с основным для морфономики верхним правым контекстным полем В обычаев, традиций и изобилия впечатляющих внешних форм (роскошная одежда, дома и т.д.) и с ее важнейшей дифференциальной диагональю BH, соединяющей это поле с нижним центральным контексным полем ценностей Н. На дифференциальной диагонали BH располагается типичная для морфонономики иерархическая лестница социальных статусов, начиная от более ценых и престижных в районе В до менее ценных и уважаемых в районе Н.

12. Но чувствуя себя в качестве царя морфономным аристократом В потомок идумейских прозелитов Агриппа в то же время, как мы видели, ощущал себя чужаком  Е (где Е это среднее левое контекстное поле “чужих”) в иерусалимской среде, где придавалось такое большое значение знатному происхождению. Комбинация ВН и Е дает нам иную парадигму идентичности, а именно хреономику ВНЕ (от греческого слова хрейя нужда, необходимость). В рамках хреономики Агриппа В стремился своим мягким обращением (признавательная рекогнитивная диагональ ВЕ) задобрить потенциальных противников Е, как мы видели выше в описанном Флавием случае с Симоном. Кроме того, раздавая подарки и должности представителям аристократической морфономики на дифференциальной линии ВН он тематизировал снабжающую/супплементальную линию ЕН хреономики ВНЕ.

13. Но этим не исчерпывались заботы и беспокойства Агриппы. Помимо необходимости поддерживать хорошие отношения с еврейской аристократией и римскими наместниками (а после отставки Петрония легатом Сирии стал подозрительно, а порой и враждебно настроенный к Агриппе Марс) нужно было ублажать греческое население многих городов (в особенности прибрежных, таких как Берит, Кесария и др.), где были сильны антиеврейские настроения (впоследствии, во время Иудейской войны 66/73 гг. было вырезано все многотысячное еврейское населения Кесарии и задолго до этого по словам Иосифа многие там открыто выражали свою радость после смерти Агриппы) и осыпать их щедрыми пожертвованиями, постройками и раздачами.

14. Щедрость и сочувствие Агриппы к “чужим” Е, т.е. в данном случае грекам и готовность в полной мере тематизировать снабжающую/супплементальную линию НЕ, распределяя в их пользу ценности Н,  указывает на присутствие прециономной (от латинского слова pretium цена) парадигмы идентичности CHE (где С это нижнее правое контекстное поле автономной личности). С его стороны это был не только рациональный расчет. Агриппа, начавший свою жизнь, как гедономный BGD римский щеголь, транжир и собутыльник Калигулы, искренне любил театральные зрелища и получал удовольствие от одобрения и восторга толпы зрителей D.

15. Гедономика BGD, принадлежность к которой он делил со своим покойным другом Калигулой, также по свидетельству Флавия обожавщим зрелища и чутко откликавшимся на мнение зрительской толпы, занимает среднее положение между консервативной морфономикой BDH и ее рыночно зрелищной пародией/антитезой эпатажной и подрывной параномикой DFB, парадигмой антиаристократически настроенных и склонных к самообожествлению императоров Калигулы и Нерона. Гедономика имеет с ними обеими общую формативную диагональ BD.

16. От чопорной и престижной морфономики гедономика способна в момент перейти в разгульное зрелищное самовозвеличивание параномики DFB. Именно это и случилось накануне смерти с царем Агриппой. И Деяния и Иосиф Флавий описывают восторг греческой толпы зрителей в Цезарее/Кесарии при виде сверкавшей на солнце серебряной одежде царя и готовность этих людей признать Агриппу богом. Всю жизнь искавший признания, похвал и одобрения иноземец царь Агриппа, привыкший к римским толпам, обожествлявшим  в театрах его друга Калигулу, не позаботился о том, чтобы одернуть льстецов и тем самым нарушил Закон. Именно так обьясняет Иосиф Флавий его молниеносную болезнь и смерть.

17. Искренний патриот своего народа Ирод Агриппа был способен на самоотверженные героические поступки, как показывает его готовность рисковать жизнью, чтобы уговорить Калигулу отменить свой приказ о постановке статуи в Иерусалимском храме. Однако властно-рыночное субьективистское человекоугодничество, сначала заставившее его принять на себя роль гонителя христиан, а затем соблазниться восторгами антиеврейской параномной театральной толпы в Кесарии/Цезарее, способствовало его гибели.

18. О другой, но тоже гибельной разновидности рыночного субьективизма и человекоугодничества идет речь в рассказе Деяний об Анании и Сапфире. Вот этот текст.

1. Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение,
2. утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов.
3. Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?
4. Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.
5. Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это.
6. И, встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили.
7. Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся.
8. Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько.
9. Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут.
10. Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее.
11. И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это.
12. Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом.
13. Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их.
(Деяния Апостолов 5:1-13)

19. Посмотрим как можно интерпретировать этот текст, используя контекстный анализ. Привязанность к имуществу (нижнее центральное контекстное поле ценностей Н) Анании и Сапфиры, которым, по словам Петра (Деяния 5:4), они владели как собственники (верхнее центральное контекстное поле субьекта власти F и центральная инструментальная субьект обьектная вертикаль FH) определила собой их манипулятивное поведение, отображаемое диссоциативной полувертикальной диагональю СF, входящей в хрематономную парадигму CFH (где С это нижнее правое контекстное поле самостоятельно принимающей решения автономной личности) корыстолюбия и расходящейся с нормативной диагональю СА, ориентированной на принципы истины и справедливости в верхнем левом контекстном поле общих принципов А.

20. Вместе с тем, также как это было с Агриппой, Анания и Сапфира С хотят нравиться (в данном случае апостолам) и быть принятыми в христианской общине, как “свои” G. Для того, чтобы совместить эти противоречащие друг другу желания они используют конструктономику CGF, которая включает с одной стороны искомое среднее правое контекстное поле “своих” G, a с другой стороны входящую в хрематономику диссоциативную диагональ CF.

21. При этом они, будучи в плену субьективистского рыночного мировосприятия с типичной для него подменой значений интересами,  совершенно не учитывают то, что понимал и на что указывал глава династии Гиллеля раббан Гамалиил Старший, давая иерусалимской верхушке совет воздержаться от преследования христиан, а именно разницу между самозванной, иллюзорной и обманчивой парадигмой конструктономики CGF и находящейся в соответствии с развитием идущих от Бога глубинных интуиций/логосов месономной парадигмой конферономики KMJ/KCMBJ (вторая пятибуквенная часть названия учитывает экзистенциальные контекстные поля С и В, совпадающие с серединами сторон месономного цикла, а точнее конферономной фазы KMJ этого цикла).

22. Эти две несовместимые парадигмы конструктономики CGF и конферономики KCMBJ пересекаются лишь в одной точке, а именно в нижнем правом контекстном поле автономной, способной самостоятельно принимать решения личности С. Как раз на это поле и связанную с ним ответственность за сделанный экзистенциальный выбор указывают обращенные к Анании слова Петра.

23. Прием в общину заведомо конструктономных индивидов изменил бы ее конферономную энергетику, находившуюся в этот момент на весьма высоком уровне. Факт несовместимости конструктономики с присутствием значительного обьема конферономной энергии внутри общиного целого, как смысловой сущности (среднее месономное контекстное поле М) обусловил трагический исход этого эпизода.

24. Интересно, что в числовом варианте контекстного анализа, который я разработал в книге Числа и идентичность (обьяснение порядка нумерации контекстных полей и некоторых значимых числовых закономерностей можно найти в 5й и 6й главах этой книги), как я недавно обнаружил, числовые значения разных сторон хрематономики CFH (от греческого слова ta chremata богатство, эта парадигма была определена и названа мною так за несколько лет до этой недавней находки) соответствуют номерам следующих химических элементов в таблице Менделеева: C 4 F 7 (серебро) F 7 H 9 (золото) Н 9 С 4 (плутоний, названный в 1941 г в честь недавно в 1930 г открытой планеты Плутон, которая в свою очередь названа в честь Плутона древнегреческого бога загробного мира и богатства, слово plutos по гречески значит богатство).

25. В этой связи можно вспомнить критику человекоугодничества и субьективистского корыстолюбия религиозной верхушки внутри еврейской пророческой традиции, например в 30й главе книги пророка Исайи. Вот этот текст.

8. Теперь пойди, начертай это на доске у них, и впиши это в книгу, чтобы осталось на будущее время, навсегда, навеки.
9. Ибо это народ мятежный, дети лживые, дети, которые не хотят слушать закона Господня,
10. которые провидящим говорят: «перестаньте провидеть», и пророкам: «не пророчествуйте нам правды, говорите нам лестное, предсказывайте приятное;
11. сойдите с дороги, уклонитесь от пути; устраните от глаз наших Святого Израилева».
12. Посему так говорит Святой Израилев: так как вы отвергаете слово сие, а надеетесь на обман и неправду, и опираетесь на то:
13. то беззаконие это будет для вас, как угрожающая падением трещина, обнаружившаяся в высокой стене, которой разрушение настанет внезапно, в одно мгновение.
14. И Он разрушит ее, как сокрушают глиняный сосуд, разбивая его без пощады, так что в обломках его не найдется и черепка, чтобы взять огня с очага или зачерпнуть воды из водоема.
15. Ибо так говорит Господь Бог, Святой Израилев: оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша; но вы не хотели
16. и говорили: «нет, мы на конях убежим», — за то и побежите; «мы на быстрых ускачем», — за то и преследующие вас будут быстры.
17. От угрозы одного побежит тысяча, от угрозы пятерых побежите так, что остаток ваш будет как веха на вершине горы и как знамя на холме.
18. И потому Господь медлит, чтобы помиловать вас, и потому еще удерживается, чтобы сжалиться над вами; ибо Господь есть Бог правды: блаженны все уповающие на Него!
19. Народ будет жить на Сионе в Иерусалиме; ты не будешь много плакать, — Он помилует тебя, по голосу вопля твоего, и как только услышит его, ответит тебе.
20. И даст вам Господь хлеб в горести и воду в нужде; и учители твои уже не будут скрываться, и глаза твои будут видеть учителей твоих;
21. и уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя: «вот путь, идите по нему», если бы вы уклонились направо и если бы вы уклонились налево.
22. Тогда вы будете считать скверною оклад идолов из серебра твоего и оклад истуканов из золота твоего; ты бросишь их, как нечистоту; ты скажешь им: «прочь отсюда».
23. И Он даст дождь на семя твое, которым засеешь поле, и хлеб, плод земли, и он будет обилен и сочен; стада твои в тот день будут пастись на обширных пастбищах. (Исаия 30:8-23)