Удивительное дело...

Александр Черенков
Помню, когда был ещё мальчишкой дошкольного возраста, пришлось нам      переехать из дедовой квартиры в коммуналку. Она была рядом - через двор.  Жильцов в квартире было немного.
Мы втроём (отец, мама и я) и князья Нарышкины (брат с сестрой).

Я в те времена любил слушать сказки. Уже тогда знал, что у князя должны быть слуги. Они работают, а князь сидит у окошка - думу думает, и княгиня там же.
Однако эти князья были вовсе не такие, как в сказках…

Во-первых: князь Николай, узнав фамилию, подарил мне скульптуру (солдатика) донского казачка, который скакал на лошади; его сестра Елизавета сразу же стала относиться ко мне, как родному (то угостит  чем-нибудь, то просто, проходя мимо, по голове погладит). Читали мне сказки и былины.

Во-вторых: князья, как все, ходили на колонку за водой зимой и летом;  князь, как все, кто таковым не был, колол дрова для печки и вместе с сестрой носили наколотые дрова в дровницу и в квартиру для печи.

Не знаю, где они работали или служили, но присутствовали дома только вечерами и в воскресенье, как все. Естественно, дежурили в переменку с родителями по квартире. В свободное время, как все в соответствии с очерёдностью установленной соседями в зимнее время помогали дворникам убирать двор дома и улицу вдоль дома; а летом подметали, как все.

У нас и в доме напротив, с каким был общий двор, знали, что они князья и здоровались с ними, но без титула. Те не чванились и охотно отвечали на "здравствуйте" - "здравствуйте".

По переезде как-то это знакомство оборвалось. Я долго хранил казачка, подаренного князем. Однажды взял его в детский сад. Казачок пропал из-под подушки. Я был безутешен, но игрушка исчезла с концами.

Всё это помню и рассказываю для того, что эти князья напрочь разрушили моё сказочное представление о князьях. Я даже спрашивал у отца:

- Как же князь Николай не считает зазорным как все служить и работать, если он князь?
   
На что тот отвечал мне, что князья бывают разные. Одни, такие, как в сказках,   а другие без чванства и дури вроде старухи из «Золотой рыбки», уважающие честный труд.

Прошло много лет, прежде чем я начал понимать, что среди окружающих меня людей даже самого простого происхождения (причём, что удивительно, именно такого) больше всего наблюдается чванство при малейшем жизненном успехе. Сын истопника или истопницы, сын дворника, крестьянина, рабочего уже считает зазорным заниматься простым трудом, используя кругом наёмную силу, забыв, что Великий царь Пётр хоть и царь, не гнушался быть кузнецом, плотником и токарем…

Извиняюсь, на секундочку память отказала, что и Великий Пётр происходит женским боком из Нарышкиных. Наверное, это у них такая фамильная черта…

*******************
Рисунок А.ЧЕРЕНКОВА. Антроповский пруд зимой.1977, 24х30, карaндаш.