Супермаркет будущего?

Николай Наумкин
Супермаркет будущего?
Мне повезло родиться почти сразу после окончания второй мировой войны, поэтому магазины того времени кардинально отличались от современных. Магазины обычно располагались на первом этаже жилого здания или были похожи на простой частный дом. Внутри магазин тоже сильно отличался от современного. Он делился на несколько отделов, которые торговали схожими друг с другом товарами. Здесь обязательно были отделы где торговали только хлебом, кондитерскими изделиями, молоком, мясными, и рыбными продуктами, и отдельно от всего остального существовало отделение где можно было купить спиртное спички и курево. Все такие отделы функционировали самостоятельно поэтому в каждом покупателя встречал свой продавец. Чтобы закупить необходимые человеку продукты ему приходилось несколько раз отстоять в очереди, чтобы закупить нужный товар. В то время практиковалась такая ситуация когда человек занимал очередь сразу в несколько отделов одновременно рассчитывая, что пока но покупает продукты в одном отделе, в другом его очередь уже подойдет к кассе. В хлебном отделе продавец обычно имел разделочную доску и огромного размера кухонный нож которым мог по просьбе покупателя отрезать ему половинку или четвертинку хлеба. Во всем магазине образцы товара лежали в застекленных витринах наглухо закрытых со стороны покупателя. Поэтому человек, прежде чем сделать покупку, интересовался у продавца насколько свежим является продаваемый товар ведь убедиться в его свежести самостоятельно он не мог. Да и вообще почти весь товар выставленный в витрине магазина обычно не имел упаковки и поэтому продавался в развес. В витрине человек видел только образец товара и ценник где была указана его стоимость за один килограмм. Исключением были только консервированные продукты в банках, различные напитки в бутылках, сигареты, и спички, которые так же как и хлеб не нужно было взвешивать на весах. В молочном отделе продавец кроме весов, на которых взвешивал творог, или сметану, имел еще набор из нескольких цилиндрических стаканов с длинной ручкой, которыми он отмерял необходимое количество разливного молока привозимого в магазин в больших молочных бидонах. Во всех отделах кроме хлебного, и того где торговали спиртным, и папиросами, под рукой продавца имелся огромный рулон серой оберточной бумаги из которой он скручивал конусные кульки в которые затем развешивал требуемый покупателю товар. Должность продавцов где необходимо было взвешивать товар была очень выгодной, ведь обманув покупателя при взвешивании, он мог положить разницу в деньгах себе в карман, так как человек, с ним же и рассчитывался за покупку. Никаких кассовых чеков покупателю в то время не выдавалось, поэтому обманывать клиентов продавцу было очень просто. Для этого им использовалось сразу несколько давно отлаженных способов. На противоположной чашке весов, куда обычно ставились дополнительные гири, если нужно было взвесить больше одного килограмма товара, у продавца всегда лежал как противовес кусок оберточной бумаги призванный компенсировать вес свернутого им для фасовки товара кулька. Так вот эта бумага обычно была меньшего размера чем та из которой он сворачивал упаковку для фасовки продуктов, или такого же цвета но значительно тоньше им используемой. Такая небольшая хитрость позволяла ему продавать людям оберточную бумагу по цене товара, который он взвешивал. Кроме этого у каждого продавца для взвешивания больше одного килограмма имелось несколько гирек весом в один, два, или три килограмма, которые могли быть им подпилены снизу и весить меньше чем указано на их боковой стороне. Либо под чашкой весов куда клался товар мог стоять небольшой магнит который начинал ее дополнительно притягивать когда она под весом положенного сверху груза опускалась вниз. Практиковалась и такая хитрость, отследить которую было вообще невозможно. Например, в складском помещении магазина рядом с мешками, заполненными сахарным песком ставилось ведро с водой, которая очень скоро вся впитывалась лежавшим здесь товаром, поэтому продавец без риска быть разоблаченным, мог спокойно положить лишние деньги себе в карман, продав покупателю под видом сахарного песка ведро воды. Правда за правильным весом используемых гирек, и магнитом под чашкой весов регулярно следила служба ОБХС, и общественный контроль, а вот банальный обвес, и неправильно данную сдачу привлечь продавца к ответственности было намного сложней. В каждом магазине обязательно имелась книга жалоб и предложений в которой покупатель мог оставить свои замечания по работе продавцов, а у входной двери стояли контрольные весы на которых самостоятельно можно было взвесить купленный товар. Уже в то время за рубежом стали появляться первые торговые точки самообслуживания, и когда людям говорили, что скоро у нас тоже появятся магазины, где человек самостоятельно ходя между полок заполненных товарами сможет выбрать себе все необходимое, а расплатиться, при выходе из торгового зала, основная часть населения просто не верила в возможность таких изменений. Современному человеку постоянно посещающему большие супермаркеты это уже не кажется фантастикой ведь он давно уже привык, к автоматически раскрывающимся перед ним дверям, эскалаторам перевозящим клиентов с этажа на этаж, и к самому магазину где он может выбрать нужный ему товар. Описывать подробно современную торговую точку, наверное не имеет смысла ведь все современные люди, и так хорошо знают как она выглядит, а вот пофантазировать как может супермаркет измениться в будущем  наверное стоит? В первую очередь обращает на себя внимание большое количество тележек, которыми пользуются покупатели при выборе товара. Наверное, такие устройства, в будущем 1. тоже сильно изменятся, но вот каким образом нам и предстоит пофантазировать. В настоящее время покупатель расплатившись на кассе за выбранный товар просто оставляет пустую тележку где придется, забрав из нее свои покупки. А специально назначенные работники торговой точки собирают пустые тележки, и отвозят их к месту стоянки, при входе в торговый зал. В будущем такое положение обязательно изменится, ведь каждая тележка оставленная покупателем сможет самостоятельно отправиться на место своей стоянки. Появятся так называемые умные тележки оборудованные системой навигации, небольшим электрическим двигателем, и системой датчиков реагирующих на встречные препятствия в виде покупателей супермаркета. Такую умную тележку, уже не нужно будет толкать покупателю перед собой, ведь управляться она будет специальным джойстиков в районе рукоятки. В ее нижней части наверняка появится специальная выдвижная площадка, на которой клиент сможет стоять, управляя тележкой во время посещения магазина. Прилавки с товаром тоже наверняка изменятся ведь стоит только человеку протянуть руку  к заинтересовавшей его покупке как послышится голос рассказывающий о всех достоинствах и недостатках лежащего на полке товара. Наверняка появится независимая от магазина государственная служба которая будет ответственной за звуковую аннотацию товара. Такие изменения вполне реальны учитывая множество фальсификатов и просто вредных для человека продуктов питания. Такая государственная служба, поможет в борьбе с некачественной и просто вредной продукцией, торговать которой магазинам станет не выгодно. У касс каждого магазина наверняка появится стойка, где покупатель сможет оформить заказ по доставке своей покупки на дом как сейчас это уже делается в крупных строительных магазинах. Здесь же можно будет подать заявку на регулярную доставку нужных продуктов прямо домой на длительный срок. Служба охраны в гипер маркетах со временем тоже сильно изменится. Наверняка на выходе появятся автоматические устройства считывающие мысли злоумышленников пытающихся скрытно вынести из торгового зала украденные продукты за которые воришка не собирается платить. Сильно изменятся и детские площадки где родители пока находятся в магазине оставляют своих детей. У детских горок для скатывания детей вместо обычных пластиковых лотков наверняка появятся спуски оборудованные системой из поперечных валиков, что позволит сделать катание более увлекательным. Да и подъем на такую горку может быть оборудован подъемником типа эскалатора.  Такие устройства как различные балансиры предназначенные для катания сидя или путем зацепления за рукоятку руками будут автоматически уравновешивать вес двух играющих детей, что тоже повысит привлекательность этого снаряда. Детские карусели наверняка со временем оснастят двигателем который станет раскручивать это устройство. Ответственному за детскую площадку сотруднику нужно будет только установить нужную скорость вращения устройства комфортную для играющих детей. Конечно фантазировать о будущих изменениях в современных гипер маркетах можно еще много, но того что уже сказано наверное достаточно, поэтому додумать остальное можно самим читателям.
       Использованные материалы.
1.Торговая тележка, фото из интернета.