Из Сямжи едем в сторону Архангельска по трассе М8. Вскоре видим указатель "Монастырская, Георгиевское". Поворачиваем по нему направо. Гравийка.
Места очень живописные. Лес и луга. Попадаются брошенные дома и ...коровники. Ко-ров же не видим ни одной. Поля - не засеяны. Едем довольно долго. Переехали р.Режа по новому крепкому мосту. Наконец показалось село и величественная Режская Спаса Пре-ображения церковь. Она возникла внезапно и поразила своей величиной.
Приход, видно, был большим. Место очень красивое. Леса, луга, речка. Храм Спаса Преображения, поставленный на возвышенном берегу реки был великолепен. Он и сейчас при разрушениях поражает строгой красотой. Рядом стоит скромная тёплая Николаевская церковь. Она имеет разрушения, в церкви при советской власти была устроена маслодель-ня. Высокая колокольня снесена, видимо понадобился кирпич.
В Николаевском храме служило 8 известных мне поколений предков пономарей, псаломщиков, дьячков, диаконов, священников Поповых-Мальцевых и Ворониных.
Самый дальний пращур - поп Симеон родился до 1700г. Фамилии ещё могло не быть, или он был Поповым. Его сын, Попов Иоанн Симеонов (1721 - 1795), наследовал место священника Режской Николаевской церкви.
После Иоанна Попова священником стал Воронин Назарий Фёдоров (1745 - 1806), сын пономаря Режской церкви. Для меня очевидно, что сын Иоанна, Логин (1744 - 1795), не смог занять место священника из-за какого-то физического недостатка или тяжёлой болезни в 1795г. Логин Иоаннов Попов служил дьячком Режской церкви, его женой была Дарья Архипова (1745).
Сын Логина, Попов Макар Логинов (1764 - после 1811), был дьячком Режской Николаевской церкви. Жена Макара, Сиглитикия Назарова (1770), была дочерью священника Режской Николаевской церкви Назария Фёдорова Воронина. У них дети, Стефан, Марья, Васса, Евфимий.
Сын Макара, Стефан, (1795 - 1835), был дьячком Режской Николаевской церкви. Макар Стефанов - первый Мальцев в роду. Семинарскую фамилию он получил в духовном училище. Жена Стефана, Ксения Иванова (1791 - 1870).
Старший сын, Виктор Стефанович Мальцев (1815 - 1852) окончил словесный класс Вологодской духовной семинарии и после смерти отца стал пономарём Режской церкви.
Второй сын, Василий Стефанович Мальцев (1822 - 1877) окончил Вологодское духовное училище и стал диаконом Васиановской Кубеницкой и Христорождественской Кубеницкой церквей. Жил Василий в с. Ивачино. Жена - Комарова Марфа Петровна (1819 - после 1877), дочь дьячка Вассиановской Кубеницкой церкви. Несомненно, что женившись, Василий занял место тестя.
Дети Василия Стефановича: Николай (1844), Василий (1846), Виталий (1848), Манефа (1852) и Афиноген (1842-1917), прапрадед. Родился при Вассиановской Кубенницкой церкви. Афиноген служил псаломщиком, диаконом Режской Николаевской церкви. Рукоположен в сан викарного диакона в 1877г, поставлен на диаконское место в 1885г. По прошению вышел за штат в 1910г, умер в 1917г.
Афиноген Васильевич женат на Сиземской Александре Ираклионовне (1838-до 1911), дочери дьячка Воскресенской Бельтяево-Слободской церкви. У них дети: Александр, Августа, Анна, Платонида.
Анна(1874) - замужем за псаломщиком Введенской Ромашёвской церкви Николаем Ржаницы-ным. Анна Афиногеновна учительствовала в приходской школе.
Платонида(1871) - замужем за псаломщиком Шаховской Богоявленской церкви Яренского уезда Андреем Неволиным.
Мальцев Александр Афиногенович (1867-1922), прадед. Окончил Тотемское Духовное училище и Вологодскую Духовную семинарию. Служил псаломщиком (с 1888г) и диаконом (с 1891г) Кадниковского Николаевского собора. В 1894г переместился в Сибирь, где был священником ряда церквей Красноярского уезда Енисейской губернии.
Августа Афиногеновна (1869 - после 1932 в 1912г - жена диакона Николая Яблонского. Бабушка часто вспоминала тётю Густю. Я думал, что она живёт в Вологде. Оказалось, она в 1911-12гг жила в д. Бурниха, в 3 км от Монастырской.
В Монастырской я в 2015г обнаружил фотографию, на которой - клир Режской Николаевской церкви и четыре женщины. На обороте сделана надпись «..фотография примерно 1911г. Верхний ряд -…справа - Августа Афиногеновна (Бурнинская), жена диакона,….нижний ряд второй слева диакон Яблонский….». Николай Яблонский занял вакантную должность диакона в сентябре 1912г.
Предки похоронены на приходском кладбище, при церкви. Кладбище не сохранилось. Раньше оно было рядом с храмом за алтарной стеной, а также слева и справа. Кладбище сносили в 30-е годы трактором. Сейчас рядом с храмом Преображения идёт дорога, проложенная по старому кладбищу.
Храм достаточно хорошо сохранился и снаружи, и внутри. Двери, пол, решётки на окнах не пострадали от времени. Роспись, когда-то очень богатая, местами испорчена потёками воды. Стёкла отсутствуют, не хватает одного из четырёх малых куполов.
Дома притча стояли рядом с этим храмом, за алтарной стеной вдоль дороги. Они не сохранились.
Сейчас д.Монастырская, относится к приходу Воскресенской Бельтяевско-Слободской церкви (Сямженской). Священник о.Михаил, объезжает деревни, сёла и проводит богослужения. Проводит богослужения и в этой Спаса Преображения церкви. Для батюшки это - не просто, надо проехать 40км по гравийной дороге.
В храме потрясающая акустика. Если встать перед алтарём, где был иконостас и говорить шёпотом, у двери храма всё слышно.
Расписаны все стены. Деяния Христа. Надпись гласит, что деньги на роспись храма собраны прихожанами.
Храм восстанавливается силами местных жителей и их потомков, разъехавшимся по всей России. Сделаны новый главный и один малый купола, окна временно закрыты сотовым поликарбонатом, заказаны окна. Поставлен красавец - крест.
Из д.Монастырская возвращаемся в Сямжу, заезжая в с.Георгиевское.