Недетский вопрос

Наташа Андреева
    Подходит ко мне на днях племянница мужа и грустно спрашивает: «А почему взрослые постоянно ссорятся и кричат?». Посадила маленькую на колени, и говорю: «С чего ты решила, что взрослые ссорятся? Рассказывай!».


    И Алинка рассказала, как папа кричит на маму из-за того, что мама не пускает папу гулять с друзьями, хотя Алинка ничего не видит плохо в том, что папа пойдет, погуляет. Правда, «по большому секрету!», папа после друзей приходит какой-то веселый, и еле шатается, и мама из-за этого тоже кричит. А еще мама кричит на папу из-за того что денег нет, и какие-то услуги не могут оплатить. Какие именно услуги, Алинка тоже не понимает.

А на днях, «только это Тат по очень большему секрету! Папа маму пихнул и она ударилась в шкаф. Я подбежала к маме, а она и на меня накричала». Ребенок еще долго вспоминал разные случаи «когда папа на маму кричал и наоборот», а потом вновь спросила: «Так почему взрослые ругаются?»

Сначала настал пауза. Как объяснить ребенку, точнее, как правильно объяснить ребенку, что ссоры, увы, возможно. Пришлось, к сожалению, не очень убедительно, придумывать на ходу для почти 5-летней девочки сказку о том, что иногда у взрослых внутри живет злой гном, и из-за этого злого гнома люди кричат друг на друга.

Алинка не поверила. Посыпался ряд вопрос: «А у меня такой тоже будет?», «А как от него избавиться, чтобы не кричать на всех?», «И вы тоже с дядей кричите друг на друга?». Благо, в это время пришел дядя Алины (мой супруг, вышеупомянутый) и повел племянницу спать. После вернулся и спросил, мол, чего это Алинка о каких-то гномах говорит. И я рассказала мужу о ситуации, что происходит в семье его сестры: как родители ругаются на глазах ребенка, как кричат друг на друга и то, что ребенок, хоть и маленький, но все понимает.

Муж терпеливо выслушал мое повествование, кивнул и пошел в душ. Естественно, такого поворота событий я не ожидала, ведь надо что-то делать, а безучастие и равнодушие супруга вообще выбили из колеи. Ведь это его родня, а он лишь отмахнулся. Позже, увидев мое разочарование, и некую отрешенность, и даже наивность, любимый ласково, но строго сказал: «Это не наше дело. Ведь в Тулу со своим самоваром не ездят».