Паутинка

Лариса Степанова Сказочница
Как-то раз семья жила,
Многодетною была,
Хоть достаток небольшой,
Жили дружною семьёй,
Чтили в ней отца и мать -
И чего ещё желать?
А как дети подросли,
Пары все себе нашли…
Только младший не женат:
От роду был странноват,
Некрасив к тому же был –
Дурачком Ванюша слыл.
Мать и батюшка порой
Разговор вели такой:
«Ты, сыночек, не робей,
Жёнушку ищи скорей –
Впору деток заиметь.
На печи чего сидеть?»
А Иван им: «Вот ешо…
Мне и с вами хорошо!»
Тут невестки стрекотать:
«Где такому пару взять?
Знают все, что не умён,
Да и непригляден он:
Волос в кудри не завит -
Дыбором всегда торчит,
Нос большущий, как картошка,
А глазищи, словно плошки,
И веснушчатый к тому ж!
Кому нужен такой муж?»
Слыша этот разговор,
Старики невесткам: «Вздор!
Полно Ваню обижать,
К тому ж глупым называть!
Хоть и странноват порой,
С доброю зато душой,
А лицом, хоть некрасив,
Да натурой не спесив.
Счастья Ваня заслужил,
Будет он кому-то мил».
А невестки: «Ну раз так,
Пускай жениться дурак!
Пошто дома-то сидеть,
Днями зря в окно глазеть,
Есть напрасно калачи
Да валяться на печи?!»
Тут Ванюша не стерпел,
Лапти наскоро надел,
Не на шутку рассерчал,
С глаз долою и… пропал!
В чаще спрятался лесной,
Не спешил идти домой.
Ну а там все ждут его –
Хоть не сделал бы чего,
Ведь такое-то впервой,
Чтоб не шёл назад домой.
Ищут Ваню всюду, ждут:
«Ваня!» - тут и там зовут,
А ему хоть и слыхать -
Не желает отвечать.
Как дурак не воротился,
Слух в округе прокатился:
Утопился, мол, Ванюша,
Загубил свою он душу.
Уж родители грустить,
По Ванюшеньке тужить,
А невесткам, сыновьям
И внучатам, и зятьям
Строго-настрого сказали,
Чтоб его не донимали,
Коль вернется он живой
Снова в отчий дом родной.
        ***
Ну а тот житьём довольный,
Жил себе в лесу привольно:
Слушал днями пенье птиц -
Соловьёв, дроздов, синиц.
Ночью, чтобы теплей,
Спал под боком у зверей.
Хоть немало дней прошло,
Не идёт в своё село…
Раз лежит он под кустом,
Вспоминает отчий дом,
А над ним висит паук,
Паутинку ткёт без рук:
Только лапками мелькнёт -
Ткёт себе – не устаёт!
Ваня, глядя, не стерпел:
«Ну, паук, ты и умел,
Так причудливо плетёшь -
Узелочка не найдёшь!»
«И совсем я не паук –
Паучиха я, мой друг,
Паутинкою зовусь,
День без устали тружусь.
Ну а ты-то чего тут,
Поди, дома тебя ждут?»
«Неа, там меня ругали
Да жениться заставляли.
Батя с матушкой начнут,
А невестки – тут как тут:
Начинают поучать,
Надо мною хохотать.
Как таких вот жён иметь,
Лучше век в парнях сидеть!»
«Я бы за тебя пошла,
Кабы девицей была...
Только этому не быть,
Паучихой век мне жить».
Тут Иван рукой махнул,
Тяжелёхонько вздохнул:
«Да по мне лишь бы жениться –
Так любая пригодится!
Только б знали, что женат,
И тебе я был бы рад.
Да вопрос один – вдвоём
Как без денег проживём?»
Паучиха ободрилась,
К парню ниже опустилась:
«Стану я платки вязать,
Ты их будешь продавать.
Ем я мало, не ленюсь,
С зорьки до ночи тружусь..."
Тот разинул даже рот:
«Эко мне-то повезёт!»
А она ему: «Ещё
Я летаю хорошо –
Паутинкой обвяжусь
И за ветром понесусь.
Ну-ка, Ваня, не робей,
На меня подуй сильней».
Парень дунул, что есть сил,
Ветерок тут закружил -
Паучиха поднялась,
Меж деревьев понеслась. 
Так, гляди б, и улетела…
Но Иван кричит: «Не дело
Ветру жён чужих хватать,
Вверх без толку поднимать!»
Воротил её он враз
И промолвил: «А сейчас
Впору трогаться домой –
Станешь ты моей женой!»
        ***
Вот домой явился он…
То ли правда, то ли сон:
Рад ему и стар, и мал -
Каждый, видно, его ждал.
Такой встрече Ваня рад,
Молвил им: «А я женат!»
Разом те: «Что ж сам пришёл,
С собой жёнку не привёл?
Где жена-то твоя, Ваня?»
«У меня сидит в кармане».
Мать в ответ: «Шалишь, сынок?»
«Да какой мне в этом прок?
Вот жена моя, глядите,
Паутинкою зовите».
Паучиху он достал
И родне всей показал:
«Хоть мала она – умела,
Знает справно своё дело –
Паутину день плетёт
И при том не устаёт,
Может даже и летать –
Лучшей жёнки не сыскать!»
«Ты, Ванюша, что несёшь?
Как венчаться с ней пойдёшь?!»
«На ладошку положу
Да сельчанам покажу…»
«Ты поднимешь нас на смех!»
«А какой же в этом грех?
Пусть смеются на здоровье –
Смех хорош, он не злословье!
Я ж исполнил ваш наказ:
Жёнку выбрал в самый раз –
Не сварлива, не спесива
И при том трудолюбива».
«Да как жить с такой женой,
Лучше б был ты холостой!»
Но хоть плачь, хоть слёзы лей –
Быть Ивану, видно, с ней.
Всем о свадьбе объявили,
Ваню, как хотел, женили…
Тот доволен: «Любо мне,
Что я тоже при жене!»
И куда он ни пойдёт -
На плече её несёт.
А коль сядет она ткать,
Он приляжет рядом спать.
Встанет – уж платок готов,
Так хорош, что нету слов:
Паутинка не платок!
Тут берёт он туесок
Да с платочком на базар,
Чтоб скорей продать товар.
А народ вокруг дивится:
«Это что за мастерица
Так умело нитки ткёт
Да причудливо плетёт?
Прям диковинка - картинка,
Не платок, а паутинка!»
Ваня с гордостью: «Она -
Моя верная жена!»
И бояре там и тут
Парню денежки суют,
Чтоб успеть платок купить,
Жён подарком удивить.
А как он продаст платок,
Наберёт гостинцев впрок,
Всех дорогой угостит
Да и сам доволен, сыт.
Только слышен его сказ,
Как платок продал он враз.
        ***
Как-то летнею порой
С паучихою-женой
Спозаранку поднялись:
На ярмарку подались.
Их платочек в туеске,
Паутинка на плече
У Иванушки сидит,
Слушает его, молчит.
Ну а тот мечтает вслух:
«Знаешь, мой любезный друг,
Как платочек продадим,
Купим всё, что захотим –
Мармаладу и конфет,
Шоколаду и щербет!»
Не стерпела та: «Ванюша,
Ты меня, дружок, послушай -
Ни к чему нам шоколад,
Будешь ты обновке рад:
Купим мы тебе кафтан,
Чтоб украсил твой он стан,
И жилетку – модный крой…»
Он кричит: «Ан нет, постой,
Я на это не смолчу
И кафтана не хочу!
Мне б конфет и кренделей
Да с присыпкой – повкусней!»
«Ну как знаешь, муженёк,
Лишь бы всё то было впрок.
Я не стану возражать,
Только б нам платок продать...
Нам идти-то далеко,
Ну а солнце - высоко".
Он смеётся: «Не впервой!
Я ведь парень с головой -
Не один продал платок -
В ентом деле я знаток!
И сегодня – не беда,
Продадим как завсегда!»
         ***
Вот на ярмарке они…
Только там ведь не одни -
Долго походить пришлось,
Пока место им нашлось:
Люду столько – просто страсть,
Негде яблоку упасть!
Был Иван безмерно рад,
Что в торговый стал он ряд:
Еле втиснулся... но смог!
Ловко развернул платок:
Громко хвалится он им…
Тут идёт старушка к ним:
«Дай, сыночек, подаянье
Нищенке на пропитанье -
Уж два дня как я не ем,
Обессилела совсем…»
А сама суха, тонка
И дрожит её рука.
Ваня смотрит – жаль берёт.
Он платок ей подаёт:
«На платок вот, забирай,
На еду его сменяй
Да покушай вволю, мать, -
Не годится голодать».
А она ему: «Сынок,
Это ж дорогой платок,
Мать, поди, продать велела,
Отдавать его не дело…»
«Нет, не матушка, жена -
На плече моём она».
Паучиху в руку взял
И старушке показал.
«Это что, твоя жена?!»
«Да! И славная она!
Я в лесу её нашёл…
Нам с ней вместе хорошо:
Она вяжет день-деньской,
Я платки беру с собой,
Их на рынке продаю,
Этот вот – тебе даю:
Не стесняйся, забирай,
Нас с женою вспоминай».
В руки та взяла платок:
«Благодарствую, сынок.
Ну а вас мне не забыть –
Буду век благодарить».
И пошла своим путём…
«Ну и мы домой пойдём,
Чтобы не застала ночь…»
И спешит с базара прочь.
«Ничего мы не купили,
Хоть на ярмарке побыли..."
«Не печалься, муженёк,
Я свяжу ещё платок,
Сможешь ты его продать
Да себя побаловать.
Только, Ваня, не грусти -
Счастье будет впереди».
Ваня ей: «Почто грустить?
Рад старушке угодить,
Ей платок наш в самый раз,
Кушает поди сейчас…»
Говорит Ванюша так,
Сам же прибавляет шаг:
Солнце всё сильней печёт,
Пот со лба его течёт,
А на длинном их пути
Негде дух перевести,
Ведь вокруг ни деревца,
Степь без края и конца.
А до леса далеко
И идти им нелегко…
Час прошёл, другой минул,
Ваня к лесу повернул.
Паутинка ему: «Ваня,
Тяжко мне сидеть в кармане
Задыхаюсь от жары…»
«Потерпи-ка до поры,
На плече ведь вовсе зной –
Скоро мы придём домой!»
А она ему опять:
«Не могу я боле ждать,
Видно, не снесу жару…
Дай воды – не то помру…»
«Скоро мы дойдём к кринице
И напьёшься там водицы -
Фляга у меня пуста,
Вся закончилась вода».
«Да терпенья больше нет…», -
Прошептала та в ответ.
Ваня в руки её взял –
Паучиху не узнал:
Чуть жива - глаза закрыла,
Лапки бедная сложила:
«Помираю, Ваня я…»
«Что ты, жёнушка моя,
Без тебя мне жизни нет!»
Ну а та молчит в ответ…
Он быстрей бежит к кринице:
«Дам тебе сейчас водицы!»
Ну а та молчит опять,
Знать, не в силах отвечать.
«Жёнушка, не помирай
И меня не покидай,
Потерпи ещё чуток!» -
Сам бежит, не чуя ног,
Знает: есть в лесу криница,
Там холодная водица…
Вот примчался к ней - скорей
Наклонился он над ней,
Паучиху положил,
Ключевой водой полил.
Сам слезинки утирает –
Оживёт ли?.. Ведь не знает…
Ну а та вдруг ожила,
Потянулась, подросла
На глазах растёт, растёт
И… девицею стаёт!
«Кто ты, девица красна?!»
«Я, Иван, твоя жена,
Паутинкой меня звать».
«Как смогла ты девой стать?!»
«Как воды я попила –
Новый облик обрела».
«Дай и я попью водицы
Из волшебной из криницы», -
Сам ей это говорит,
Воду пьёт, в неё глядит,
А в воде, на удивленье,
Той старухи отраженье,
Что платочек подарил:
«Добр ты, Ваня, со мной был,
Вот и я долг отдала
За хорошие дела».
Так сказала она - вмиг
Испарился её лик.
Дивится Иван тому:
«Что за чудо? Не пойму -
Не проста, видать, старушка…
Вот тебе и побирушка!"
Ну а сам стоит хорош:
И высок он, и пригож -
Изменила та водица
Тело их, не только лица.
За руку жену он взял,
Речи умные сказал:
«Ой, ты, жёнушка-душа,
Как ты стала хороша!
Буду век тебя любить,
В мире да согласье жить.
Здесь, у этой вот криницы
И построим мы светлицу,
В ней семьёю заживём,
Малых деток заведём».
Появилась тут пила,
Ваня молвит: «Ну дела!»
Только глянул на пенёк -
Там топор и молоток.
И работа началась,
Где и силушка бралась!
День, другой - стоял уж дом -
Так светло, уютно в нём.
Здесь зажили с той поры,
Дожидаясь детворы,
Пригласили отца, мать -
Век свой с ними доживать.
Да всех братьев и сестёр
Звали в гости с этих пор.
А те часто наезжали,
Впредь Ивана уважали:
Стали дружной семьей снова -
Это ведь всему основа!