Паруса Ойкумены. Глава 13

Леонид Бликштейн
1. В этой главе мы продолжим контекстный анализ текста Послания к евреям. Как я отметил в прошлой главе первые три главы этого послания обнаруживают иное понимание месономного цикла JLKM не в терминах конферономного КCМBJ синтеза богослужебных и бытовых форм и заповедей как у фарисеев, таких как Гиллель и его внук Гамалиил (где нижнее правое контекстное экзистенциальное поле личности С и верхнее правое экзистенциальное контекстное поле заповедей/обычаев т.е. конкретных жизненных форм В расположены на серединах сторон КСМ и MBJ и тем самым увязаны с месономными полями смысловых ориентаций К, смысловых сущностей М и смысловых соответствий/резонансов J) и не в терминах дифферономного анализа/критики JALDK этих форм А, их поляризации L, динамической рекомбинации D и интериоризации К, как это было у Иисуса.

2. У автора Послания к евреям вместо конферономики и дифферономики, как интеграциионных аспектов временного развития целостной действительности/актуальности из моментальной данности с одной стороны и пребывающей реальности с другой, время разложено на момент т.е. непрочное, несовершенное, изменчивое и ветшающее настоящее (с которым он связывает и храмовое богослужение и заповеди Торы, т.е. Моисеева Закона), преодолеваемое внутри процессономики LDKCM, и пребывающую вечностъ внутри верхней половины месономного цикла структурономики МBJAL .

3 В этом плане, как свидетельствует приводимый мною ниже текст 8й и 9й главы Послания к евреям униженное положение Иисуса, его страдания и смерть внутри изменчивого плана данности, опосредуемого процессономикой, соответствуют его роли как вечного первосвященника и Сына Божия внутри пребывающей реальности, опосредуемой структурономикой. 

4. Это разложение времени на уходящий в прошлое момент и пребывающую вечность, которая определяет будущее, соответствует глубокому кризису экзистенциальной идентичности характерному для исторических социальных кризисов. Вспомним большевисткую убежденность в том, что революция представляет собой прыжок от необходимости к свободе, от предыстории к истории человечества или же например блоковские строки в стихотворении Художник, посвященном преодолевающему притяжение данности феномену творчества: “Длятся часы мировое несущие/ ширятся звуки, движенье и свет/прошлое страстно глядится в грядущее/нет настоящего. Жалкого нет”.

5. Однако у Блока в этом стихотворении само усилие творческого разума прекращает сюнесис и убивает зародившееся новое: “ И наконец у предела зачатия/новой души, неизведанных сил/душу сражает как громом проклятие/творческий разум осилил-убил.” Таким образом контакт с месономными логосами/интуициями в поэтическом творчестве оказывается моментальным, устойчивой месономной инверсии (т.е. разворота экзистенциального плана идентичности к этим интуициям) не происходит, а обратная экзистенциальная инверсия носит крайне ограниченный и частичный характер и завершается рождением мертвого творческого продукта, целью которого становится развлечение обывателей: “Вот моя клетка стальная тяжелая/ как золотая в вечернем огне/вот моя птица, когда то веселая/обруч качает поет на окне”.

6. Автор Послания к евреям убежден, что Иисус своим усилием и с помощью Бога действительно преодолел притяжение данности, осуществил подлинное обьединение (сюнесис) экзистенциального и месомного планов бытия и вывел свой корабль на орбиту вечной пребывающей реальности. Таким образом он, по мнению автора, может служить вечным путеводителем и первосвященником для своих учеников и последователей и в конечном счете для всего человечества. 

7. Ну а теперь процитируем эти тексты 8й и 9й глав Послания.

1. Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах
2. и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек.
3. Всякий первосвященник поставляется для приношения даров и жертв; а потому нужно было, чтобы и Сей также имел что принести.
4. Если бы Он оставался на земле, то не был бы и священником, потому что здесь такие священники, которые по закону приносят дары,
5. которые служат образу и тени небесного, как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: «смотри», сказано, «сделай все по образу, показанному тебе на горе».
6. Но Сей Первосвященник получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях.
7. Ибо если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому.
8. Но пророк, укоряя их, говорит: «вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,
9. не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь.
10. Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом.
11. И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня,
12. потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более».
13. Говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению. (Послание к Евреям 8:1-13)

1. И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:
2. ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется «святое».
3. За второю же завесою была скиния, называемая «Святое святых»,
4. имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
5. а над ним — херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
6. При таком устройстве в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение,
7. а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.
8. Сим Дух Святой показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния.
9. Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего,
10. и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления.
11. Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения,
12. и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.
13. Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело,
14. то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя, непорочного, Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел для служения Богу живому и истинному!
15. И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное.
16. Ибо где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя,
17. потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив.
18. Почему и первый завет был утвержден не без крови.
19. Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом и окропил как самую книгу, так и весь народ,
20. говоря: «это кровь завета, который заповедал вам Бог».
21. Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные.
22. Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения.
23. Итак, образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное — лучшими сих жертвами.
24. Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лицо Божие,
25. и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью;
26. иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею.
27. И как человекам положено однажды умереть, а потом суд,
28. так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.
(Послание к Евреям 9:1-28)

8. Центральным понятием, соединяющим  структурономику и процессономику в единое целое и интегрирующим экзистенциально осмысленную повседневность внутрь этого духовного целого для автора Послания, также как для апостола Павла, оказывается вера. В следующей 14й главе мы посмотрим более конкретно на роль веры внутри представленного этим Посланием варианта осмысления религиозного опыта.