От Д. Бруно до профессора А. Осипова

Геннадий Гаврилов
1000 лет по всем храмам России совершается обряд литургии.
Можно без преувеличения сказать, что таинство Евхаристии многие века держалось на страхе казни за неверие в него.
 И, несмотря на этот страх, были люди, которые жизнью заплатили за своё несогласие с догматом о превращении хлеба и вина в Тело и Кровь Христа.
      В Ветхом завете есть слова, которые свидетельствуют о том, что человеческое "богослужение"  может быть неугодно Богу:  «Собираются из-за хлеба и вина, а от Меня удаляются» (Осия. 7.14)
«К чему мне множество жертв ваших? (Ис. 1.11)
 «Только ложь наследовали наши отцы, пустоту и то, в чём нет никакой пользы»  (Иер.16.19)
  «Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших…
Удали от Меня шум песен твоих» (Амос. 5.12)
         
Одним из первых о неверии в таинство евхаристии заявлял  Джордано Бруно.
 «Вероятно, вы с большим страхом выносите мне приговор, чем я его выслушиваю».
 «Сжечь — не значит опровергнуть!» - говорил он перед своей казнью в 1600 году.
     В числе людей, не верующих, что во время евхаристического канона совершается  «преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя», вошёл и профессор Московской Духовной академии, заведующий кафедрой Основного богословия А.И. Осипов.
Он считает, что хлеб и вино остаются вином и хлебом после литургического священнодействия, что евхаристические Дары остаются только символами причастия, а название их Телом и Кровью — метафорами.

Вольнодумство на тему причастия в прошлые века было небезопасным для жизни. «Христос глаголы оставил нам, а не тело своё и не кровь свою» - утверждали  еретики 15 века  Башкин, Косой, Тверетинов и многие другие.
«В течении первых веков было в обычае ежедневное причащение христиан… По принятии причастия, христиане брали частицы евхаристии с собою на дом, этим  они и причащались ежедневно по утрам. 
С 3 века начались дискуссии: «нужно ли причащаться ежедневно или же в известные времена»
«В Испании и Риме причащались по большей части ежедневно. В иных местах… раз в месяц. В Сирской церкви 4 века большинство христиан причащались раз или два в году» («Луг Духовный»)
Поводом для отмены древней формы причастия, агап, послужило употребление «пречистого тела» для приготовления чародейственных снадобий. В 4 веке агапы уже были отжившим обычаем, а их окончательное запрещение установлено на соборах в 5 и 6 веке.
Подобие Тайной вечери, которое представляли собой агапы, было заменено раздачей частиц хлеба, смоченных в вине.
Процедура Евхаристии и причастия обросла множеством подробных установлений.
При совершении литургии у священника должны быть
 «движения ровные и умеренные, лицо тихое и спокойное, взгляд ясный и кроткий, глаза несколько увлажнённые слезой»...
«Если впадёт муха в потир или какое-либо неядовитое насекомое, то его должно вынуть, завернуть  в бумажку или тряпочку и сжечь на чистом камне или кирпиче»...
«Если частица крови и тела упадёт на доску или землю, то священник должен языком вылизать то место» -  рекомендует «Настольная книга…» 19 века.
               Какие основания в Евангелии находит церковь для учреждения таинства Евхаристии?
«Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин.6.53)
«Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» (Ин.6.55)
А в Ветхом Завете написано: «Не ешьте крови ни из какого тела» Лев.7.4
«Кто будет есть какую-нибудь кровь, истребится душа та из народа своего» Лев.7.26.
«Если не послушаете Меня…, накажу вас всемеро за грехи ваши и будете есть плоть сынов ваших» (Лев.26.27)
«Какие странные слова! Кто может это слушать? … Как он может нам дать есть плоть свою?»….
 - так древние иудеи выражали своё удивление  словам Христа.
- «Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли, хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрёт» - пояснял Христос. (Ин.6)
Ни иудеи, ни ученики не смогли увидеть в словах Христа иносказание.
В Евангелии есть много примеров образного выражения мысли:
Ин.5.35: «Он был светильник, горящий и светящий» (Об И. Крестителе)
Ин.7.37: «Кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой».
Ин.8.12: «Я – свет миру».
Ин.14.6: «Я есмь путь и истина и жизнь».
Ин.15: «Я есмь  истинная виноградная лоза, а отец Мой – виноградарь».
Ин.10.9: «Я есмь дверь»   
Почему же нельзя рассматривать в этом ряду такие утверждения, как «Я – хлеб живый», «Я есмь хлеб жизни» (Ин.6.51, 6.35)?
Смысл иносказаний поясняет сам Христос: «Дух животворит, плоть не пользует ни мало. Слова, которые говорю Я вам, суть Дух и Жизнь».
« Сие сказал Он о Духе, которого имели принять верующие в Него» - поясняет евангелист.
            Единственный источник, из которого мы узнаём проповедь Христа о Теле и Крови – это Евангелие от Иоанна. Описана в нём и Тайная вечеря, на которой, как утверждает официальное богословие, было учреждено таинство Евхаристии.
Но как раз в этом-то Евангелии нет ни одного слова о преломлении хлеба и распитии вина! - Преломление хлеба и распитие вина  было не более чем церемонией, общепринятой с древних времён.
В Ветхом Завете читаем: «И не будут преломлять для них хлеб в печали, в утешение об умершем, и не подадут им чаши утешения, чтобы пить по отце их и матери их» (Иер.16.7)
 Преломление хлеба и вина было обычным обрядом воспоминания об умерших.
 «Сие творите в Моё воспоминание…» (Лк.22.19)
Не залог вечной жизни, а воспоминание!
В остальных трёх евангелиях есть подробное описание тайной вечери, но нет ничего, чтобы однозначно предписывало нам верить в «превращение» хлеба в Тело и вина в кровь.
«…И возблагодарив преломил и сказал: «приимите, ядите, сие есть Тело Моё, за вас ломимое; сие творите в моё воспоминание.
Также и  чашу после вечери, и сказал: «сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Моё воспоминание»(1Кор.11, 23)
Ещё при жизни апостолов господствовало такое понимание Тайной вечери, которое исключает мистическое дополнение к обряду поминовения.
Вечери любви, агапы, со временем стали подвергаться извращениям.
«…вы собираетесь так, что это не значит вкушать вечерю Господню; Ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается. Разве нет у вас домов на то, чтобы есть  и пить?... Собираясь на вечерю, друг друга ждите. А если кто голоден, пусть ест дома» (1Кор.11.20)
               Сколько раз надо съесть Тело и выпить Кровь для спасения?
«Чем больше, тем лучше – отвечает церковь – но не больше одного раза в день».
Но Христос говорил: «…когда только будете пить»!
               Позволительно ли причащаться психбольным?
«Позволительно,  если они не агрессивны.   
 - отвечает церковь. - Но мертвецов причащать нельзя».
На какой же стадии присутствия в организме человека Тело и Кровь начинают своё спасительное действие? Достаточно к ней прикоснуться или требуется их переварить, как всякую пищу? Или нужно ещё осознавать, что и почему ты проглатываешь?
Младенцы и психбольные не могут ничего сознавать, а причащение их признано необходимым…
Может ли спасение души зависеть от особенностей пищеварения?
Как долго сохраняют «дары» свою чудодейственную силу? Может ли их что-нибудь повредить? – Безусловно! Оказывается, и «кровь» может прокисать, и «тело» может покрыться плесенью. И на этот случай есть подробные инструкции по утилизации хлеба и вина.
                Несомненно, что со времён первых христиан до времени апостолов Евхаристии не существовало, а было простое подобие Тайной вечери с обыкновенным поеданием хлеба и распитием вина. 
Таким образом, если содержимое евхаристической чаши не есть то, что служит спасению для вечной жизни, то церковь, как минимум, искажает подлинный смысл слов И.Христа.
И нарушает закон Ветхого завета о хлебной жертве:
«Всякое хлебное приношение от священника всё да будет сжигаемо, а не съедаемо» (Лев.6.23) «Это вечный устав Господа».
             В 16 веке в Германии был написан катехизис реформаторской церкви, который объединял в себе взгляды Лютера,  и Кальвина. Одной из главных тем его был вопрос о «превращении» хлеба и вина причастия в тело и кровь Христа:
«Становятся ли хлеб и вино в Вечери Господней настоящими телом и кровью Христа?
- Нет.
….как при крещении вода не смывает грехов, но является только знаком, так и святой хлеб не становится телом Христа». 

Чем меньше звучала подлинная проповедь Евангелия, чем больше отрывалась она от жизненных реалий, тем больший вес в богослужении приобретала мистика и обрядовость, а в богословии -  недоступная простому человеку схоластика.
Основой благочестия и верноподданности становилось регулярное «причастие».
«К чему Мне множество жертв ваших? Кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Праздники ваши ненавидит душа моя… Ибо оборотили ко Мне спину, а не лицо» - обличал библейский пророк.   
«Приступите ко мне, желающие меня, и насыщайтесь плодами моими; ибо воспоминание обо мне слаще мёда и обладание мною приятнее медового сота. Ядущие меня ещё будут алкать, и пьющие меня ещё будут жаждать. Слушающий меня не постыдится и трудящиеся со мной не погрешат» (Сир.24.21) – так призывала к себе премудрость Бога.
В этих словах  заключается разгадка образной проповеди Христа о Теле и Крови.

                Когда Россия выбирала своё вероисповедание, решающим доводом против иудейства стал вопрос  князя Владимира к евреям: «А где ваша страна?».
В статье «Византия и Россия» философ В.С.Соловьёв утверждает, что «причиной гибели (Византии) следует признать ложный характер самой их веры…. Византия считала себя спасённою тем, что языческую жизнь она покрыла внешним покровом христианства».

Трудно представить, что РПЦ услышит мнения Д.Бруно или профессора Осипова, и осмелится на ревизию своих догматов.
Глядя на то, как толпы народа заполняют по великим праздникам храмы, ведут к причастию своих младенцев с наивной верой в причастность  к Вечной жизни,
может появиться и такая мысль: «А вдруг Бог по милосердию, видя заблуждения людей, но и глядя на их веру, придаст обряду причастия именно ту силу, которую ему сегодня приписывают? Как бы говоря: будет вам по вере вашей…
Велико ли будет преступление против истины, если останется  таинство причастия в том виде, в каком оно существует уже века?
Если наша вера не ограничится одним причащением, а будет наполнена и делами, то велика ли беда от крошек хлеба и ложки вина,  проглоченных с мыслью о превращении их в кровь и тело?

Знаменательно, что в литургии вход в алтарь с евангелием называется «малым», а с «телом и кровью» - «великим».
А это значит, что  евангельские истины  осознанно преуменьшены перед хлебом и вином.
Если литургия перестанет быть центром богослужения, то обнаружится пустота, которую пока нечем заполнить. Но если таинство причастия заполняет пустоту, то это как раз и будет тот случай, о котором сказал древний пророк Осия:
 «Собираются из-за хлеба и вина, а от Меня удаляются».