Современен ли Тургенев?

Елена Зорина Долгих
Стихотворения Тургенева на самом деле не просто наблюдения отдельного человека, это квинтэссенция чувств, мыслей и выводов. То, что переживёт века. Почему? Да потому что всё, о чём он писал, действенно и по сию пору. В этом я убеждалась не раз!

«Далеко Ротшильду до этого мужика!» (И.Тургенев «Два богача»)

В моём окружении есть люди разного сословия, если судить по состоянию их кошелька.
Зачастую мне приходится слышать и наблюдать такую картину: по телевизору идёт передача о состоятельном человеке, который тратит большие деньги на помощь больным детям, инвалидам и прочее.

А я в этот момент вспоминаю о простой женщине, живущей со мной бок о бок. У неё сложная судьба – одна поднимала двух дочерей, в молодости была несправедливо осуждена на два года, подставили её более умные руководители. Если ещё вспомнить о двух детях, мальчике-первенце и второй девочке, в одночасье умерших на руках молодой матери, то станет ясно, почему много лет она не могла справиться с дурной привычкой –
выпивать. Плюс ко всему её старшая внучка, по недосмотру отца, выпала из окна пятого этажа и много лет была на попечении бабушки.

Кто бы осудил её за озлобленность на жизнь? Не я, точно.
И при всём этом я не знаю более хлебосольной женщины, более сострадательной к судьбам чужих детей. Всю свою жизнь она помогала пожилым людям, ухаживала за стариками. Просто так! Не за деньги! И даже не за хорошие слова от людей!

Я несколько раз наблюдала, как она учила внучат делиться лакомством с теми, кто рядом играет на площадке. Как она, вздыхая, шевелила губами, обдумывая, хватит ли ей денег дотянуть до следующего месяца. Кивала – хватит! – и несла часть зарплаты в помощь людям.
Она и сейчас во многом отказывает себе, пересылает деньги больным детям.
Это ли не богатство – иметь такую сострадательную душу, ничего не прося взамен?

Её не покажут по телевизору, но я всегда вспоминаю о ней с бесконечной трепетностью и любовью. Пока есть на земле такие люди, вера в добро не умрёт.

…его осенила тихая радость. (И.Тургенев «Милостыня»)

Однако, нередко люди, помогающие другим, оказываясь в затруднительном положении, НЕ могут попросить сами о помощи. Почему? Что ими движет? Ведь, по сути, давая облегчение людям в прежней жизни, ты проявлял милосердие, но теперь дай проявить доброту на деле другим – попроси о помощи и прими её с благодарностью. Так просто и так сложно…

Такое понимание приходи не ко всем и не сразу. Для этого надо постоять там, на вершине, где ты, достигший всего, щедро одаривал людей милостями, а потом в одночасье оставить всё это и оказаться у подножия этой пирамиды. Тяжело? Скорее, непривычно.

Вот вам и пример из современности. Моя давняя знакомая в пору 90-х приобрела магазин и работала, не щадя себя, поднимая троих детей и заодно…мужа. Сейчас её здоровье сильно пошатнулось, она с трудом бредёт в тот же магазинчик, где по-прежнему работает одна. Дети устроились, кто как смог, но все живут неплохо. И даже муж сейчас нашёл необременительную работу. Я её спрашиваю, почему бы ей не оставить магазин? Пусть теперь дети помогают матери, ведь она столько лет оказывала им помощь. К тому же муж наконец-то работает. И что слышу в ответ? «Я не умею просить о помощи…Мне стыдно! И потом – вдруг они мне откажут?»

Недавно она позвонила и со слезами радости сообщила о том, что сыновья решительно настроены на то, чтобы мама оставила работу. Она рассказала им о своих проблемах и попросила об определённой денежной поддержке, чтобы жить спокойно. На что сыновья с улыбкой ответили: «Без проблем! Почему ты молчала, мама?»

Думаю, каждый из вас может привести подобные примеры.

Всё, что происходило с людьми в другом далёком веке, об их страданиях, метаниях, любви, раздумьях о жизни и смерти, всё это собрал и облёк в бесценные крупицы – стихотворения в прозе – великий Тургенев. А нам остаётся лишь читать, снова и снова восхищаясь гением писателя.