Еще раз об образовании

Михаил Мороз
               

Как это ни странно покажется, но чем далее уносят меня мои пенсионные годы от тех лет, когда мне пришлось руководить на протяжении почти 30 лет общеобразовательной школой, тем очевиднее, прозрачнее становятся для меня те нелепости образования, которые в невероятных количествах плодились в ошеломительную эру реставрации капитализма в современной России.

Когда мне задают вопрос, в чем суть губительных перемен, то только сейчас, когда оседает информационная муть, нарочито поднятая, чтобы легче было внедрять  западные образцы образования, начинаешь во время «пенсионного досуга» отличать то, что было, и то, что стало теперь в школьном образовании.

Чтобы возродить наше образование, которое нам позволило одержать Победу над почти всей фашистской Европой, восстановить страну из пепла, подняться в Космос, отстроить оборонный щит высочайшего уровня, нужно вернуть в школу овладение СИСТЕМОЙ ЗНАНИЙ (школьного уровня)  НА НАУЧНОЙ ОСНОВЕ по всем изучаемым базовым предметам.

Что ныне практикуется? КОМПЕТЕНЦИИ. Что сие означает? Компетенции - лишь упрощённо систематизированные представления о предмете. Некая осведомлённость, ориентированная на обыденную информацию и решение обыденных практических задач. Это не фундаментальные знания. И уж тем более – не научные знания.

ПРОГРАММЫ  по школьным предметам были заменены СТАНДАРТАМИ. Но они ориентированы на минимум содержания. Проще говоря, стандарты не позволяют овладеть  ЗНАНИЯМИ, а дают некую ИНФОРМАЦИЮ, которая не обладает, как справедливо замечает профессор  Троицкий,  «должной  целостностью и логически выверенной обобщенностью, научно упорядоченностью (системностью), аналитической и опытной обеспеченностью». Затем, отмечает профессор, «ввели подброшенную нам с Запада вредоносную форму испытаний — ЕГЭ, нацеливающую прежде всего не на умение широко мыслить и рассуждать в той или иной области знаний, но — на способность находить подходящие ответы, опираясь лишь на память и вариативную догадку».

Что в результате мы получаем, видно многим мыслящим людям. Появилось немало дипломированных дилетантов, закоренелых «троечников».  От них одни беды в стране. Они   не отличаются чувством профессионального долга. Зато «заточены»  на идею потребительства и личного успеха в накоплении капитала. «Угроза наступления века невежества кажется совершенно реальной», - предупреждает академик В.И.Арнольд. Всё это совершенно ненормально и опасно для независимой страны, для нашего Отечества.

Не имею точной информации, но, по сведениям некоторых СМИ, министр образования  Ольга Васильева предприняла попытку протолкнуть новый державно-ориентированный  образовательный стандарт по русскому языку и литературе. Он призван вернуть нас к лучшим традициям  русской  (советской) школы. В чем его суть?

Вернуться:
- к утраченному образовательному пространству;
-  к унификации учебников;
- единым критериям для оценки результатов  освоения учебного предмета.

«Русская культура», «русский язык», «русская литература» в представлении министра и его команды называются абсолютными ценностями. Кроме того, по замыслу министра Васильевой и её команды, уделяется «серьезное внимание осмыслению национально-культурной идентичности ребенка, воспитанию патриотизма, а также необходимости изучения литературной классики», вместо сомнительных современных авторов либерально-западнического толка.

Это всполошило либеральную «башню Кремля». Говорят, готовится наступление  на национально-настроенного министра образования Васильеву, которая хоть как-то воспротивилась губительному курсу правительства, создавшего чуждую для России систему образования, нелепости которой вопиют…