Лучше тернистый путь

Юрий Баранов
С ружьями наперевес мы прочесывали  сухое болото.
-Вася, тут без собак ничего  не найти!- сказал я.
-А мы для чего?
Энергии в товарище   хоть отбавляй. В осенний полдень  сели перекусить,  меня уже валило с ног от усталости. Я сидел на пеньке. Пошевелиться  не было сил,  набегался.
-Александрыч, иди к нам!-позвал меня Василий

Он всегда улыбается, когда   рассказывает. Голос его   ровный и спокойный. Он  не навязывает  нам своих взглядов.  Просто размышляет вслух, повествуя о своих  наблюдениях, а  послушать  единомышленника всегда приятно, тем более, что   вспоминает он не только о  своих, но   и о  наших совместных   приключениях.

-Вот говорят, что птица улетает на юг, ориентируясь на  звезды, или силовые линии магнитных  полей, -говорил Василий,- какая ерунда! Никто этого пока не знает. Летят птицы и в ненастье и ночью и никогда не сбиваются с пути. Однажды осенью наблюдал, как ондатры, готовясь к зиме,  стали строить свои хатки рядом с берегом озера. Там же мелко!-  подумал я. Как они будут здесь зимовать? Ведь  все их подводные ходы  перемерзнут!

А потом вдруг одна за другой пошли дождливые недели, и все те хатки оказались среди воды. Как они могли узнать, что вода поднимется?
Если Вася едет на буране,  с сыном на промысел ондатры и  увидит меня, бредущего  берегом озера, то обязательно помашет  рукой, а  я отвечу ему  тем же жестом.
 
 Пришла поздняя осень. Ноябрь, а в полях уже белым бело. По сторонам дороги кружат березы. Все  в густом куржаке*.  Машину мягко подкидывает, заносит на поворотах.  Колёса, рассекая белые  надувы снега, поднимают в воздух часть сугробов,  и они  белой кисеей окатывают лобовое стекло.
-Машина плохо слушается руля, -говорит Василий,- вчера норка  в  морду** попала, - метров 25 под водой проплыла.
-Это чьи следы?
-Неровная цепочка. Значит,  енот еще по дорогам болтается.
-Он разве не спит зимой?

-Барсуки и медведи спят, а этот только в сильные морозы лежит в норе. Ставил недавно капканы на барсуков.  Они как раз  себе лежки на зиму готовили. По следам на снегу  все хорошо читалось. Нарвут крапивы и тащат в нору. Нарвут и тащат. Следы их потаска шли в три отнорка.  Подумал, значит,  все трое  там и живут. Поставил  три капкана, а сработал  только один, да  и у того   пружина оказалось слабой.  Вырвался зверь  и  ушел восвояси. Жена моя в больнице лежит. Пульс  у нее упал до 27 ударов. Скорую вчера вызывал, а  сегодня уже звонит.
- Забери меня отсюда!

- Да куда ты торопишься?- говорю ей,-полежи  еще немного,  мне сейчас на озеро ехать, мордушки надо проверить!
Остановились  на краю леса.  Пошли посмотреть, не тронута ли зверем наша прикормка.
-Смотри, вот оно где у кабанов  самое ходовое место,- показывает Вася,-видишь,  следы здесь как в трубе сходятся.  А  с этого  лабаза я однажды вечером  сорвался, но  уже в падении  успел   зацепиться одной  рукой за какой - то сучок. К счастью тот не обломился,  и я повис над землей.   Ружье тоже    осталось висеть на ремне, только выше меня. Рукой его было не достать. Думаю, как бы изловчиться,    чтобы  снять его?

 Козел в чаще услышал мою возню. Стал реветь на весь лес, подал тревогу.  Сучком подтолкнул приклад вверх, ружье сорвалось и полетело вниз. Успел поймать его на лету,   и стал  ждать кабана, сидя на земле. Он пришел  в темноте. Слышно  было, как трещит под  его  копытами валежник. Если б я на лабазе сидел, черта с два  бы он меня почуял, а тут фукнул, развернулся и ушел в свое болото.
Через два дня  после этого разговора, я  вернулся из Тюмени, хотел после пятичасовой дороги  прилечь на диван, но раздался звонок друга
-Ты готов?

-Куда на этот раз?.
-Нашел рыбное место и даже два.
-Во сколько едем?
-В четыре вечера.
В четыре я уже стоял на крыльце своего дома экипированный как положено. На бедре  нож. В руке зачехленное ружье.
Подъехал Вася.  Полез к нему в  машину.

-Где же твой спальник и  почему рюкзак пустой?- спросил он меня.
- Ты же ругал меня в прошлый раз  за этот рюкзак, что он  со спальником,  много места занимает в салоне, я даже и маскхалат  сегодня не взял.
-Почему не взял, нам же среди голого  поля  лежать!
-Мог бы предупредить, что  охотиться будем среди  поля.

В межсезонье моя жизнь проходит в простых ежедневных заботах. Утром читаю дневники,   пишу книгу. Вечером хожу на прогулку вместе со своей собакой. И всегда наша дорога идет мимо двора друга. Однажды он увидел нас через окно и  тут же выскочил на улицу.

- Подожди, я в бане дров подброшу,  а потом поговорим, - попросил он.  Мы с Вьюгой стали ждать его.
Собака моего товарища  почувствовала нас, залаяла на цепи. Наверное,  с завистью лает, подумал я,  а мы гуляем каждый день, и  к друзьям заходим.

Куржак * - густой слой инея
Мордушка**- ловушка зверового промысловика