Ек. 3, 1-11 Всему свое время

Рыжов Александр Геннадьевич
(Из конспекта разбора)

Здесь продолжается идея из первой половины первой главы: жизнь устроена циклично, она состоит из повторов ключевых событий или состояний, и если в первой главе эта идея показана в основном на примере природных явлений, то здесь Соломон пишет уже о событиях из жизни человека. И общее в этом длинном списке то, что у всего есть свое время, но в целом основные события жизни человека повторяются и случаются, когда приходит их пора.

Делать что-то само по себе полезное и важное не вовремя – например, сеять семена (3:2) – напрасная трата сил. Хорошо то, что случается вовремя.

Убийство после решения суда (3:3) – справедливо, но в другое время – это преступление.

Время врачевать (3:3): Бог может исцелять и в прямом смысле (Ис.38:5,21), и в переносном (Вт.32:39; Ос.6:1; Пс.147:3; Ис.57:19). Пытаться исцелить духовно, когда грешник еще не осознал свою нужду в исцелении – преждевременно и ошибочно.

Время разрушать (3:3): например, настало время, когда Навуходоносор должен был разрушить Иерусалим, и в этом была воля Божья. Так же позже и с римлянами. Зилоты и другие патриоты пытались этому противится в 1-м веке – и это было прямое сопротивление воле Божьей. Время строить – например, во время Зоровавеля пришло время отстраивать Иерусалим (Пс.103:13-16; Ам.9:11). И пророк обличал евреев, которые спешили свои дома обустроить раньше Дома Божьего – они занимались важным делом (решение своих материальных вопросов) не вовремя, перепутав очередность приоритетов (Агг.1:2,4).

Время сетовать (3:4): фарисеи, которые превратили аскетизм и строгость в образ жизни и требовали печали не в свое время, серьезно ошибались: Мф.9:15; Лук.6:21; 15:25.

Время плясать (3:4) – например, у Давида настало такое время, когда он вносил в Иерусалим ковчег (2Цар.6:12-14; Пс.29:12). Вообще, этот перечень построен на контрастах. В этой паре контраст между сетованием и танцем, между плачем и смехом. У кого искреннее сетование, у того ярче и полнее радость. Кто больше благоговеет, тот шире улыбается. Кстати, похоже, что проблема Озы была в том, что для него ковчег стал чем-то обыденным, привычным. Макс Лукадо пишет, что Оза был сыном Аминадава и потомком Каафа. Ковчег хранился в его доме ряд лет. Оза вырос рядом с ковчегом, он привык к нему. Священное стало обыденным. «Ковчег перевести? Да без проблем, он у нас в амбаре стоит, сейчас погрузим на телегу».

Если разделить 4-й стих на две строки, то во второй строке интенсивность упомянутого в первой строке возрастает. Получается, есть свое время даже для силы проявления чувств. Иногда уместна улыбка, иногда смех, иногда – прыжки от радости. То же и с печалью.

Время молчать: (Ам.5:13), например, во время бедствия страны или друга (Иов.2:13); также не роптать, когда Бог наказывает или отнимает что-то (Лев.10:3; Пс.38:2,3,10).

Вопрос для обсуждения: приведите примеры хороших дел или слов, сделанных или сказанных не вовремя. И вообще ситуаций, когда сложно разобраться – чему сейчас время. Например: время наказать или простить.

Все перечисленные Екклесиастом вещи хороши в свое время. Но если они выходят за эти рамки, если мы уделяем этим занятиям больше времени, чем они стоят, это немудро или глупо (похоже, Екклесиаст сознавал это и написал об этом в начале 2-й главы).

Выше во второй главе описано, как Екклесиаст попытался достичь искусственно радости, когда ему надо было быть серьезным, и потерпел неудачу.

Время насаждать (3:2) относится к 2:5, когда он насаждал сады; смеяться (3:4) к 2:1-2. Строить, собирать камни (3:3,5) – к построенным им домам и виноградникам (2:4); обнимать, любить (3:5,8) – к его женам и наложницам (2:8, «музыкальные орудия» можно перевести как «жены и наложницы» ); собирать, сберегать (3:5,6) – к собранному им серебру, золоту и драгоценностям (2:8). (Начертить таблицу на доске).

Если суммировать наблюдения, то мы видим, что Екклесиаст насаждал, но не вырывал, смеялся, но не плакал, строил, но не разрушал, обнимал, но не уклонялся от объятий, собирал, но не бросал. Другими словами, он брал, но не отдавал, искал наслаждений и уходил от лишений.

И все это не принесло ему пользы (2:11) и радости (2:17), потому что он уделил этому избыточное внимание, брал это не в свое время в погоне за счастьем и наслаждениями.

Таким образом, Екклесиаст в начале третьей главы рассказывает о выводах из своей кипучей деятельности, описанной в первой половине второй главы.

В Ек.2:1-3 показано, что заняв позицию гедониста , Екклесиаст сознательно встал в позицию глупого человека. А в Ек.7:6 он сравнивает смех глупых, которые только и находятся что в доме веселья (Ек.7:4), с треском тернового хвороста под котлом, т.е. с чем-то преходящим: «смех глупых то же, что треск тернового хвороста под котлом».

Вообще в первой половине седьмой главы Екклесиаст показывает, что постоянно смеяться плохо, как и плохо постоянно быть строгим: «Не будь слишком строг, и не выставляй себя слишком мудрым; зачем тебе губить себя?» (Ек.7:16). Есть время смеху и веселью, есть время строгости и серьезности.

Во времена Иисуса и Павла одни люди уклонились в крайность погони за удовольствиями («будем есть и пить, ибо завтра умрем» 1Кор.15:32), другие – в крайность аскетизма, печали и строгости (фарисеи).

Это как конфеты: в чрезмерном количестве и не на своем месте они вредны, но съесть конфету, когда наступило время десерта – вполне уместно. Или горькие лекарства: для каждого из них есть свое время приема и дозировка, но если пить таблетки горстями и невовремя – это опасно для жизни. Так и радость и печаль, о которых говорит Екклесиаст.

В 3:11 Екклесиаст подытоживает: прекрасно то, что происходит в свое время. Это касается и смеха, и плача, и разрушения, и созидания.

И возникает большой вопрос: а как узнать, когда время какой вещи? Например, когда время простить, а когда – наказать? Общего правила для всех случаев жизни не существует, но я предложу четыре ответа:

1. Ек.2:26: «человеку, который добр пред лицем Его, Он дает мудрость и знание и радость». Мудрость и знание и радость Бог даст тому, кто добр перед лицом Его. Т.е. тем, кто в правильном состоянии перед Ним, кто вообще видит Творца перед собой, ищет Его. И этой мудрости хватит и на то, чтобы знать, когда какой вещи время.
2. Ек.8:5-7: «Соблюдающий заповедь не испытает никакого зла: сердце мудрого знает и время и устав; потому что для всякой вещи есть свое время и устав; а человеку великое зло от того, что он не знает, что будет; и как это будет - кто скажет ему?» Здесь повторяется, что всему свое время, и зло – когда человек не знает об этом. Но зла не будет соблюдающему заповедь, и мудрый знает время и устав. Здесь в одном тексте два ответа: первый – соблюдать заповедь, т.е. если есть прямая библейская заповедь, то ее надо исполнять, и это будет мудро; и второй ответ: мудрый знает время. А что делать, если мудрости не хватает?
3. Об этом третий текст. Иак.1:5: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему».
4. «мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали» (Мф.11:17; см. также Лук.7:32). Действовать по обстановке. Смотреть на мир широко открытыми глазами, замечать людей рядом с собой, не быть сосредоточенным на себе.

Еще стоит отметить, что за всеми событиями, перечисленными Екклесиастом в начале третьей главы, а выше – над всем циклом жизненного круговорота стоит Бог: «Все соделал Он прекрасным в свое время» (3:11). Видеть прекрасное в получаемых благах – это одно, но в потерях, лишениях, дисциплинирующих ограничениях – совсем другое.

Иов в причиненных ему страданиях видел руку не сатаны, но Бога. Случай Иова уникален по своему, а о наших страданиях и трудностях можно сказать так: какие-то из них – результат прямого Божьего вмешательства, а какие-то – часть круговорота жизни, обыкновенная неизбежность жизни под солнцем (вышел без шапки на мороз – и пожал простуду как следствие такового устройства мира). Однако автор законов, по которым движется мироздание, Бог, поэтому за проявлениями этих законов стоит тоже Он.

02.04.2018