Встреча на вокзале

Сергий Пономарь
                Предисловие

     Для верующего человека не бывает случайностей в его жизни. Во всех, даже неожиданных случаях, он может обнаружить и распознать так или иначе действие Промысла Божьего. Вот и этот случай приводится здесь в качестве такого небольшого свидетельства проявления неизреченной Любви Божией и заботы о человеке в обыденных обстоятельствах жизни.

      Однажды в 2000 г. мне пришлось возвращаться на «перекладных» из села Чимеево Курганской области, куда я ездил в паломничество к старинной Чудотворной Чимеевской иконе Казанской Божией Матери, явившейся в 17-м веке в селе Чимеево, приплывши туда по реке Нияп. И вот поздно вечером, прибыв на ж/д вокзал в г. Курган, мне стало ясно, что придется здесь заночевать.
      Первая моя реакция – пойти в ближайший храм. Это у меня вошло тогда в определенное правило, о пользе и помощи от которого неоднократно убеждался в своей жизни. Поэтому я его рекомендую и другим верующим людям:

      «Если вы приезжаете в какой-то город по своим делам, то сначала идите в ближайший храм, просите и получайте Божие благословение, и тогда все ваши дела устроятся наилучшим образом в этом городе. Если храм открыт, заходите и прикладывайтесь к иконе на центральном аналое, молитесь и просите: «Господи, благослови мои дела и пути в этом городе», если есть священник в храме – берите  у него благословение; если храм закрыт – встаньте у ворот храма и также помолитесь». И с Божьей помощью все ваши дела пойдут, «как по маслу».
       Неоднократно придерживался я этого правила, и  помощи Божией было явлено обильно, много было разных случаев, и сравнительных в том числе, т.е. когда не придерживаешься его, а только потом о нем начинаешь вспоминать, когда всё дело уже зайдет в тупик, - идешь в храм – и всё, всё сразу, что нужно, появляется и решается.

       И вот пошел я в ближайший храм от ж/д вокзала – Кафедральный собор святого благоверного князя Александра Невского, но время уже позднее, храм закрыт и ограда тоже закрыта. Встал, кратко помолился у ворот ограды, попросил помощи Божией в моих сложившихся обстоятельствах и направился обратно к вокзалу, - придётся в нем устраиваться как-то на ночлег. Еще, к тому же, и есть захотелось, а денег у меня  уже не было, только на билет, и то, по-моему, не полный.
       Захожу на вокзал, а время уже позднее, поезда вечерние все ушли, вокзал заполнился именно теми людьми, которым необходимо переночевать до утра, и все они уже распределились по сидячим местам на ночь. Прошел весь первый этаж вокзала – ни одного свободного места! Тут и мысль вражеская подкрадывается: «Надо было не терять время на хождение в храм, а место занимать!» - «Ничего, Господь поможет!» - думаю, и двигаюсь дальше. Поднялся на второй этаж вокзала, иду, смотрю – опять везде всё занято, дошел до самого конца павильона и увидел, наконец, одно только свободное место на углу стенки – слава Богу!

       Сажусь… Слева от меня – пожилая женщина, одета по-простому, далее рядом с ней – её пожилой муж. Ну, ладно думаю, надо готовиться к ночевке и хоть молитвы вечерние почитать, да 17-ю кафизму из псалтири, в которой содержатся все прошения души на протяжения всей ее жизни. Достаю молитвослов, открываю вечерние молитвы, и вдруг замечаю, что женщина рядом… тоже достает молитвослов и открывает вечерние молитвы. Молча дочитал до конца вечерние, открываю 17-ю кафизму, смотрю – женщина тоже открывает 17-ю кафизму (молитвослов вместе с псалтирью есть такой). Закончил чтение молитв, дождался, когда женщина тоже завершит свое чтение, и показываю ей в руках свой молитвослов, как визитную карточку, – что вот, мол, мы с вами вместе молились, мы с вами оба – верующие, православные!
       Это, знаете, – как два родных человека встретились, понимающих друг друга с полуслова во всем. В этом миру верующий человек – это в общем-то почти ненормальный для этого мира человек, его часто не понимают окружающие люди, живущие только материальными интересами, и он становится как бы внутренне одиноким, окруженный всем этим суетящимся миром с его выгодой и наживой. И вот представьте, в суетном вокзале трехсоттысячного города среди всей этой ныряющей  туда-сюда толпы нашлись два верующих человека, которых Господь свел вместе в эту ночь.
– Откуда Вы сами? – спрашиваю её.
– Из храма святого апостола Иоанна Богослова, город Карпинск Свердловской области, мы с мужем там служим, – отвечает.
– И я тоже из храма апостола Иоанна Богослова! Только из села Уйское Челябинской области! – обрадовался я.(В то время 98-2001 годы я жил при храме и служил в церкви села Уйское.)
– Надо же как, - Господь устроил!
       Через минуту мы с ней беседовали уже так, как будто знали друг друга давным-давно. Она стала делиться со мной своими душевными переживаниями по поводу разногласий со своей невесткой, что никак не может приобщить ее к вере и Церкви, и поэтому поводу возникают у них периодически раздоры.
       Спросила меня, как ей быть. Я ей ответил, что не в нашей власти управлять душами людей, и наши принудительные действия будут рождать только противодействия. Мы можем служить им только в качестве примера или молиться за них. А в ситуациях, в которых мы своими силами изменить что-то не можем, мы можем привлечь сюда Силу Божию своей молитвой, а Бог может всё.
       К примеру, – увидели вы на улице, что человеку стало плохо, – но вы не врач, и не знаете чем помочь. Однако вы можете позвонить в «Скорую помощь» и это будет реальная ваша помощь, гораздо эффективнее, чем ваши какие-то физические растерянные манипуляции. Вот также и наша молитва к Богу в наших жизненных ситуациях, когда мы не можем с чем-то справиться, – это и есть «звонок» в Небесную Скорую Помощь.
– А какой должна быть эта молитва? – спрашивает меня новая знакомая.
– Лично я для себя сформировал  такое краткое правило: читаю «Богородице Дево, радуйся…», затем – «Отче наш…», потом – «Милосердия отверзи двери нам…» (в вечерних молитвах в начале есть) и потом личное прошение говорю своими словами. Всё, – дальше вручаю это в руки Божии, Господь всё может сделать так, чтобы и мне, и другим людям было хорошо. А многие предпочитают просто безмерно мучиться и трудиться вместо того, чтобы немного помолиться.

       Бог верен человеку всегда, Ему ничего не стоит исполнить любую нашу просьбу, для Него нет ничего невозможного. Но Он заботится, конечно, прежде всего о воспитании нашей души и её спасении в Вечности. Поэтому не всякая просьба наша исполняется, как и мудрые родители не спешат исполнить любой каприз своего ребенка. И еще важно в духовном плане правильно подходить со своим прошением к Богу.
       Мы Его должны просить не как слугу, который нам чем-то обязан, – мол, я тебе поставил свечку, чего-то там оплатил в иконной лавке, выстоял у иконы и перечислил все необходимые для решения мои проблемы, – где  же выполнение порученного мною  задания, сколько еще можно ждать?..
       Мы к Богу должны подходить, – как нищий к Царю со своим прошением, осознавая своё недостоинство по грехам нашим быть им  принятыми и выслушанными, как мытарь в Евангельской притче, но надеясь на Его  благость, прощение. И желая в итоге, в благодарность к Его милосердию, что-то изменить в своей жизни и в себе самих ради всей Любви Божией к нам.
       Господь же, видя искренность и веру нашего сердца, покаяние  и стремление к  добру, – как любящая мать обнимет Своей благодатью нашу страдающую душу и утешит её Своим участием в подаче просимого. И этот взаимный акт общения и встречи с Богом  в молитве и исполнении её, – должен стать еще одной ступенькой нашего восхождения к Богу для Встречи с Ним и пребывания с Ним в Вечности, как цели нашей земной жизни. Вот так надо смирять свою душу.

       И вот, как только я  преподал своей слушательнице такой «теоретический урок», так тут же началось «практическое занятие». Мы вдруг услышали и, повернув головы, одновременно увидели, как в стороне недалеко от нас двое дежурных по вокзалу милиционера пытаются поднять с сиденья какого-то, может бомжа, может просто слегка подвыпившего человека, и увести с собой. А он вырывается, не дается, они ему руки закручивают, он от боли кричит, – в общем, жалкое и неприятное зрелище. Мы ему сочувствуем, но сделать-то ничего не можем, и вдруг оба понимаем, что сейчас – одна из тех ситуаций, о которых только что говорили, как поступать. И начинаем одновременно с ней оба молиться, как уже было сказано, а мужичек продолжает отчаянно хвататься за спинку своего сиденья. Он борется, а мы молимся и смотрим на него. Всё, – молитвы дочитали, попросили Бога о помощи, а мужичка… взяли под руки и увели… Моя собеседница посмотрела на меня вопросительно, мол, ну где же результат-то? Ну всё, говорю, мы свое дело сделали, помолились, дальше уже – дело Божие…
       Сидим дальше, но буквально через минуту вижу, как она посмотрела в ту сторону, куда только что увели мужичка-страдальца, и ее лицо вытянулось от удивления. Оглядываюсь и вижу, как этот мужичек уже один и этак бодренько шагает к своему «законному» месту, заваливается в него и продолжает уже дальше снова наслаждаться своей жизнью. «Ну вот вам и результат», - говорю своей новой знакомой. Да, – она им оказалась вполне довольна. Слава Богу!

       Тут она мне, давно уже проголодавшемуся, предложила кое-что отведать из своей запасенной в дорогу еды, и я с благодарностью подкрепился, а на утро мы с ней попрощались и поехали каждый уже по своему маршруту .
       Вот, таким образом, Господь свел в ту ночь на огромном вокзале двоих верующих людей для их взаимной поддержки и помощи. Слава Богу за всё!