Один в поле... глава Х 4

Олег Ока
 глава Х(4).

   Прежде всего эта глава, ввиду её неопределённого времени и места, требует небольшого объяснения. Когда я её вспомнил и зафиксировал, что меня осчастливило на какое-то время, по повторному прочтению было обнаружено, что некоторые её моменты явно не соответствуют содержанию, проще говоря, они взяты неизвестно откуда, и почему здесь оказались - полная загадка. Наши учёные такие загадки щёлкают, как арахис, слава квантовой математике и десяти измерениям! Но я в эти неведомые измерения не верю, и долго думал, как объяснить эту путаницу, например, намёки Великого Инквизитора на какие-то особенные способности девчонки Лары... Может быть он прошвырнулся по свёрнутым пространствам и обнаружил там то, что мы никогда не узнаем? Но тогда необходимо вырезать несоответствия и приклеить их в более подходящие условия? А если их не будет? И я решил, что это просто фантазии Егора, когда он что-то плохо расслышал или недопонял, и его воображение дополнило реальное желаемым... Так что её нумерацию и расположение можно считать условным.
 - Терминатор в облике Арнольда Шварценеггера смотрел огненно красным глазом, и по его металлической плоти было видно, что настроен он решительно и неколебимо. На уничтожение.
 - Ты знаешь, кто я?
 - Inguisitor Generalis, Escudo inguisicion... Томас де Торквемадо?
 - Ты знаешь моё имя. Надеюсь, не по роману Достоевского?... Да, ты его не читал, это делает тебе честь. И ты не боишься меня.
Обрюзгшее лицо, свисающие щёки и под густыми, как у дворняги, бровями маленькие невыразительные глазки...
 - Да, не боюсь. И ты не похож на Великого инквизитора.
 - Что значит - "не похож"? Конечно, я не похож на портреты де Сиснероса, де Тавера, де Гуевара... Проклятые подонки, хранящие в сундуках портреты Хименесов... Впрочем, я тогда уже умер, и расстановка фигур на доске могла измениться, но моё впечатление от этого ничуть не трансформировалось! Просто вести о проделках  этих выродков достали меня и в гробу!
 - Я не имею ко всему этому никакого отношения.
 - Конечно, не имеешь! Но ты знаешь, что люди ещё вкладывали в звание Великий инквизитор? Великий регулятор! Бог дал человеку право выбора. Я делал этот выбор безусловным и обязательным. Конечно, посредством страха, но разве и сейчас не страх определяет выбор? И так было всегда, только Христос своим пожертвованием внушил людям миф о гуманизме, вот ещё одна пагубная идея! А сколько таких идей внушили людям вершители духовности! Даже меня привлекли, и Его тоже, в одном пакете... И всё было извращено. Фёдор Михайлович насочинял по разумению своему, и свои мысли впихал в уста мои, а мне это надо? Почему эти люди считают, что имеют право говорить за других? Причём своим языком? Если-бы Христос следил за тем, что заставляют Его говорить, Он с ума должен был сойти!
 - Подожди, Томас, но я совсем не хочу знать, что ты должен сказать мне. Я не имею к этой теме никакого отношения... я уже говорил это, помнишь, перед тем, как ты начал жаловаться на судьбу. Конечно, о тебе много всякого говорят и пишут, но никто из серьёзных людей не считает тебя ни за великого философа, ни за властителя дум. Ты ведь вроде министра внутренних дел был там, в Кастилии и Арагоне, в Испании... Кажется, даже внешняя политика тебя не интересовала?
 - Значит, ты понял назначение моё? Но я был и Великим Политиком, великим именно потому, что об этой стороне моей деятельности люди почти ничего не знают. Это сегодняшние клоуны набирают популярности в ток-шоу, но я пользовался кинжалом и ядом, фигурально говоря, конечно. Но на языки это оказывало надлежащее и нужное  воздействие. В вашем времени это сначала называлось цензурой, потом инквизиторы стали модераторами, вместо костра в ход идут блокировки... Убожество, конечно, дурной тон, дурные манеры, полное упадничество. Как вы собираетесь жить дальше , не понимаю.
 - Так, перестань ты читать мне мораль. Мне наплевать, как собирается жить человечество...
 - Да, тебя не интересует даже собственная судьба. А эта девчонка? Ведь никогда не можешь знать, чем обернётся камешек, попавший в ботинок, просто натёртостью ноги, дурным сном, или неверным шагом на краю пропасти. И так считает каждый. Каждый из вас молится на ближайший вечер, не думая о наступлении утра и восходе солнца. Говорят о падении духовности, это мода у вас такая в последнее время. И каждый рассуждающий ставит себя вне субъекта темы, в позу стороннего наблюдателя, имеющего право давать оценки и навязывать мнение. Но только его советы к нему самому как будто не имеют никакого отношения. Таким образом получается, что каждый буквально живёт с Богом, по заповедям Его, и идёт путями Его, а общая дорога петляет по тупикам и  пустыням... Как так может быть?
 - Ты не знаешь, я тоже не знаю. Но я могу сказать тебе, что заповедь Бога - "Не создавай кумира ни в камне, ни в золоте, ни в слове... - Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи [родов] любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.", - она касается и Его самого, ибо вот то самое добавление : - "... не служи им; ибо Я Господь, Бог твой,..." оно сводит на нет эту заповедь, как апория, и оставляет место для толкований. Знаешь, если людям необходимо оправдать собственное свинство, они показывают на икону, поэтому я с детства ненавидел навязанных кумиров, дутых авторитетов... В армии - смешная штука! - единоначалие, ты должен молиться и доверять жизнь свою какому-то надутому идиоту,  не умеющему двух слов сказать связно...
 - И ты отвергаешь Бога?
 - Де Торквемада, ты решил исполнить роль того несчастного неудачника Сатаны? Но твои искушения - это бисер, перед свиньями рассыпаемый... Кто я такой? Один из ничтожнейших тварей, и таким и хочу остаться. Я не отвергаю, я прохожу мимо...
 - Возможно, твоя позиция мотивирована, во всяком случае, логичнее позиции Фёдора Михайловича, который из Иисуса делает жертву инквизиции и обвиняет его в грехах человеческих, подменяя именем моим Каиафу, первосвященника, гонителя идейных противников, и заставляет выступаешь не в своей роли очистителя паствы от еретиков, а обвинять ОСНОВУ, Его, который один раз искупил эти грехи, но теперь страдает, как зачинщик и провокатор! Вот нелепость... И я в роли проводника Сатаны наказующего. Всё перевёрнуто с ног на голову и искажено... Что там, на улице? Ночь, и пришло время последнего трамвая... Мне пора. А девчонка твоя правильная, она может внести в твой кодекс сомнения, это повод тебе задуматься. Сможешь без Бога? И стоит оно того?
 И Томас де Торквемада, первый Великий инквизитор, сделав полупоклон, растворился в мгле, затянувшей мир...

  Телефон зазвонил после пяти, когда солнце окончательно разозлилось на город. Звук был забытый, и не сразу Егор сообразил, что от него требуется. Некоторое время он тупо смотрел на экран, потом догадался нажать кнопку. Это был голос Ларисы:
 - Алё! Есть кто? Я туда попала, вообще-то? Кому молчим?
 - Да, слушаю, - сказал Егор и закашлялся, горло почему-то пересохло.
 - Егор! Ты? Запиши мой номер, а то умчался, ни до свиданья, ничего... Я и не думала, что трубу возьмёшь...
 - Ларик! А... с чего ты взяла, что я не возьму трубку?
 - Мало-ли, всякое бывает... Помнишь, у "Машины" - "Имитация" ? - "Он записал телефон, по которому не позвонит никогда..."? Имитация... всё имитация, чувств, мыслей, жизни... Ты занят? Ботинки просушил?
 - Не знаю... Тебе нужны мои ботинки?
 - Ботинки нужны тебе, ты-же хотел в выходной по городу пройтись?...
 - У меня есть кроссовки... На улице сухо...
 - Вот и хорошо! Где встретимся?
 - Я не знаю... Ты дома?
 - Вот тоска! И дома тоска, сестра сыр точит и пилит, пилит... Давай у метро... Через пол-часика?
 - Денег нет на прогулки... - сказал Егор, и это прозвучало грубо.
 - Я у тебя денег просила? На мороженку есть?
 - Есть, успокойся...
 - А как ты меня назвал? Ларик?  Это от Ларисы?
 - Ну, так на работе девчонки называли одну Ларису... - он не знал, как она отнесётся к такому именованию, и сердце схватил холодок... - Проблемы...?
 - Какие? А прикольно, слушай, мне нравится... Значит, у метро? На Невском, в книжных рядах фолк-музыка северо-американских индейцев, их фолк-группа приехала. Оригинально!
 Егор уже шарил глазами, соображая, где хранятся кроссовки...