Академ и наш б класс. отрочество. гл. 13

Ирина Никифорова-Захарова
Глава. Лидия Даниловна.

       Но самым большим «ударом» стало то, что на место «классной» Софьи Васильевны, которая вернулась к преподаванию в начальной школе, нам назначили Лидию Даниловну,  которую мы  не очень любили. Причем, все! А может кто-то любил? Нет, точно за всех не буду!

         Вообще, вплотную подойдя к этой теме - останавливаюсь в замешательстве…
      Лидия Даниловна была личность... неординарная, скажем так!

       С одной стороны это была весьма симпатичная женщина, поглощенная своей работой. Жила она с сыном и маленькой дочерью без мужа, следовательно, воспитывала их одна, и, тем не менее, она  торчала в школе целыми днями. Её стараниями был оборудован отличный кабинет физики, она без конца проводила какие-то опыты, и физику в нашем классе знали все, даже кому она «на дух» не нужна. Короче -  редкая преданность профессии!
 
       Но её «блажь» устраивать   практические занятия  по физике во внеурочное время  нас  бесила. То, что у кого-то после уроков могли быть другие занятия, ей было, что называется «до фени». Исключения были- Саша Маков и, понятно, отличник Вадик Анненков, а мы... покорно плелись на эти её «практики»  после обеда практически через день, поминая её недобрым словом, и в тоже время прекрасно понимая, что спорить с ней « себе дороже». Она действовала на нас как удав на кроликов. И вот ОНА стала нашей «классной»!

       У Лидии Даниловны  была удивительная черта. Если ей что-то не нравилось,  она могла не сделать замечание сразу, а только, иной раз через неделю,  собрав всех на классный час, вдруг припомнить чье-то «неправильное поведение» и  с тихого повествовательного голоса, накручивая себя говорить всё громче и громче и закончить монолог   яростным криком. «Театр одного актера»- ни больше, ни меньше!

       Тем не менее,  началось наше общение с ней как с «классной» довольно мило. Лидия Даниловна загорелась идей приобщить нас к туризму. И мы стали выезжать вместе   в какие-то походы с ночевкой в палатках. Это было интересно. Поначалу. Потому как расслабиться, искренне повеселиться под её «всевидящим оком» было нереально. Она могла искренне смеяться, что-то рассказывать, но доверительных отношений с ней так и не получилось. 


      С её появлением «накрылись большим тазом» наши школьные вечеринки. Избалованные Софьей Васильевной, с пониманием относящейся к нашему желанию потанцевать и повеселиться , мы по привычке обратились и к Лидии Даниловне с такой просьбой. Представьте, она не возражала!

       Но… у нее были свои представления о таких мероприятиях. Во-первых, они должны были быть тематическими, во-вторых, никакого там приглушенного освещения, а танцы только на «пионерском» расстоянии.

       Вообще, следовало уже насторожиться при слове «тематическая», но мы как-то беспечно пропустили его мимо ушей. Когда мы принаряженные пришли вечером в кабинет, она вдруг, ко всеобщему изумлению, вытащила из подсобки огромный кинопроектор и здоровую «бобину». Следующие полчаса мы скромно сидели на стульях и слегка обалдевшими глазами смотрели мультфильм.  Даже скажу какой! «Ограбление по…». Потом вроде пытались танцевать, но… то ли «ограбление» произвело эффект, то ли её «бдительное око», лично у меня появилось желание поскорее убраться домой и впредь глаз на такие «мероприятия» не казать.

      Благо, что в школе в фойе устраивались порой новогодние вечера или еще какие. Там иногда «душу отводили».

      Но, как известно, у каждой медали - две стороны. Если до её прихода  в классе все «кучковались» по отдельности, то здесь объединились в «единый фронт».

       Показательной в этом смысле стала поездка в Листвянку в начале десятого класса. Нас сводили в Лимнологический музей, а потом расселили в двухэтажный деревянный дом у самого пирса.
       Для девчонок выделена была комната с огромным количеством кроватей, для мальчишек такая же комната по - соседству.  Вечером она нам разрешила даже потанцевать, и мы весело попрыгали под музыку «Бони-М» и кого- то еще, популярного в те годы. Потом мы уснули под её бдительным оком  в своей комнате, но на следующий день начались «разборки».
       Лидия Даниловна унюхала «запашок» от Мисевича. Это её возмутило до глубины души. Выстроив нас всех в коридоре, она сначала  припомнила нам вчерашние танцы, заклеймив нас позором, что прыгаем мы под музыку непонятно кого, а ТАМ (имелись ввиду «проклятые империалисты») только и ждут, когда развалится наша Страна, и мы не понимаем еще всей опасности «тлетворного влияния Запада». В эти её «страшилки» тогда уже не верилось. Что же это за Великая Страна, если её можно развалить «жевачкой» и музыкой? Тем более тексты мы не понимали, ибо английский учили так себе.

    Кроме того, «загнивающий» этот Запад проникал не только музыкой «Бони М», а очень даже неплохими фильмами. И выглядел он вполне привлекательно. Там жили люди, которые хорошо одевались, по улицам ездили красивые машины, а витрины магазинов-   иногда попадающие в кадр,  выглядели просто фантастически. Что там у них «загнивало»-  было непонятно. Это был чуждый и неведомый нам мир, но честное слово, «гнилым запахом» и страхом от него не веяло.

     А вот что  касается  выпивки, то «Мисю» могли ждать большие неприятности. Это мы понимали.    Покричав про кары, которые ждут выпивох, Лидия Даниловна приказала: «Кто еще выпивал с Мисевичем, сделайте шаг вперед». И в этот момент ВСЕ шагнули вперед. Никогда прежде мы не видели её такой растерянной.
 
     Если учесть, что «Мися» девчонок не угощал никаким спиртным, а если даже кого-то угощал, то точно не всех, кто был в этой поездке, то это можно считать Первым Актом Всеобщего Неповиновения !

      Вот так мы на практике поняли смысл песни: «когда мы едины- мы непобедимы».
     Дом этот, кстати, до сих пор стоит на своем месте у пирса, и бывая в Листвянке, я, натыкаясь на него взглядом, часто  вспоминаю эту историю.

        Помню также, что «распекая» кого-то( один раз, отлично помню- это  был  «проштрафившийся» Золотухин) , она рассказывала обычно какие-то грустные истории. Главным лейтмотивом этих историй всегда было то, что какой-то там неисправимый хулиган  что-то там делал…. Иногда эти истории заканчивались грустно, но чаще хулиган этот вырастал  и создавал сЕмью». Именно сЕмью! С ударением на этой букве.
         Видимо, создание сЕмьи- являлось для Лидии Даниловны высшим проявлением ответственности, зрелости и ума.
          Вопрос спорный, но… речь не об этом.
          Поскольку ВСЕ  наши мальчишки создали семьи, будем считать, что жизнь их удалась и слова Лидии Даниловны запали им в душу,  а некоторым, которые создали  даже не одну сЕмью, её слова ,видимо, запали в душу  еще глубже .
        Но все это шутки, конечно.

         Между прочим, когда мы благополучно «выпустились», через пару лет она стала «классной» у моей младшей сестры. И та к ней относится с большим теплом. Им она и вечеринки проводить разрешала, как положено, и сильно их не «мурыжила» физикой. В тот момент как раз к ней, вернулся бывший муж - сЕмья воссоединилась. Возможно,  повлияло это, а возможно и опыт воспитания нашего класса. Трудно сказать. Но факт остается фактом. С ними она вела себя несколько иначе.

      Правда, иногда и их она поражала  до глубины души. Ей в подарок  на 1 сентября они скинулись и с трудом купили, я бы даже сказала «достали» при помощи родителей  большой  букет красивых роз. Сейчас, когда через каждые десять метров натыкаешься на павильон цветов, трудно объяснить, что хорошие и красивые цветы тоже были «дефицитом». Первого сентября школьники, в основном, несли учителям букеты из астр с бабушкиной клумбы, или гладиолусов.
      А тут – РОЗЫ!

     И что вы думаете? Как на грех в этот день она объясняла им свойства жидкого азота. Для наглядности, она без раздумий сунула  букет, стоящий на столе и не вовремя попавшийся ей на глаза, прямо в сосуд с азотом, который мгновенно заморозил бедные розы. А  потом победно потрясла ими перед обалдевшими учениками. Причем, как уверяет Нинка, глаза её горели и были полны восторга от того, что получился такой наглядный и запоминающийся эксперимент.

       Ну, тут не поспоришь! Уж даже если моя сестра, которая позабыла кучу всего, а физику, полагаю особо и не знала,  до сих пор помнит, как назывался этот газ…. Это я вам скажу! А что скажу? Букет того стоил!

       Что касается моих взаимоотношений с ней…
       Помимо памятного дня, когда она заставила меня стереть помаду и лак, памятен мне еще один день -  день экзамена по химии.

       На экзамены положено было приходить в белом фартуке.  Дома мы уже не жили, на время развода, помнится, перебрались к тете Шуре Киселевой - нашей дальней родственнице. Дома жил только обиженный на нас отец. Как назло, когда я на пять минут зашла домой забрать фартук, он оказался дома. За эти пять минут он довел меня до истерики, обвинив в пособничестве матери и неблагодарности и прочих «смертных «грехах. Не знаю уж, в каком виде я пришла в школу, но именно Лидия Даниловна заметила мое состояние и отвела в сторону и сказала кучу каких-то «правильных» слов, а потом вызвала из кабинета Парыгину- учителя химии. И та провела меня на экзамен и САМА дала какой-то «плевый» билет. И я даже получила «четыре», хотя сама не знаю, что я там писала, а задачу, кажется, вообще решила неправильно.

      Поступок? Поступок! Так что пусть «камни бросают первыми» все, кто хочет. Я не буду! Вообще, «судить» других -  «последнее дело».
        Так что спасибо Вам, Лидия Даниловна. Мы, конечно, «питомцы» Софьи Васильевны, но  и Вы оставили в каждом незабываемый след.