Паруса Ойкумены. Глава 14

Леонид Бликштейн
1. В этой главе мы закончим контекстный анализ Послания к евреям. Прежде всего нас интересует смысловой статус понятия веры в этом послании.

2. Типичное понимание веры внутри экзистенциальной динамики идентичности, взятой самой по себе, отдельно от месономного цикла развития интуиций/логосов,  связано с лояльностью к установленным обычаям и правилам, которые принимаются на веру без доказательств. Эта лояльность представляет собой выражение принадлежности к “своим” инсайдерам внутри соответствующего среднего правого контекстного поля G и отображается угловой позиционной диагональю GF, связывающей это поле с верхним центральным контекстным полем субьекта власти F, то есть властного авторитета (например лидера, влиятельного учителя и т.д.). Ключевая позиционная диагональ GF здесь управляется противолежащим углом В, то есть верхним правым контекстным полем обычаев, традиций, правил и шире сложившихся и устойчивых конкретных жизненных форм.

3. Такое понимание веры инерционно и консервативно, в нем нет места новому. Однако в данном случае перед нами совсем иное понимание веры, как уверенности в обещанном, незримом, грядущем, уверенности, которая служит источником революционного обновления, переосмысления и трансформации существующего (например данного на Синае Закона и храмового богослужения). Для отображения такого типа веры внутри контекстограммы, т.е. смысловой матрицы идентичности нам необходимо использовать линии и поля месономного цикла в сочетании с экзистенциальными контекстными полями и линиями. Это сочетание и связанная с ним динамика идентичности и представляет собой сюнесис, т.е. понимание, соединение, интеграцию экзистенциального и месономного смысловых уровней внутри единого культурного целого.

4. Сначала я процитирую соответствующие тексты Послания к евреям, а затем мы займемся их контекстной интерпретацией.

19. Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым,
20. который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою,
21. и имея великого Священника над домом Божиим,
22. да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести и омыв тело водою чистою,
23. будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший.
24. Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам.
25. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного.
26. Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи,
27. но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников.
28. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью,
29. то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?
30. Мы знаем Того, Кто сказал: «у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь». И еще: «Господь будет судить народ Свой».
31. Страшно впасть в руки Бога живого!
32. Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий,
33. то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии;
34. ибо вы и моим узам сострадали, и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее.
35. Итак, не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние.
36. Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное;
37. ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит.
38. Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.
39. Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере ко спасению души.
(Послание к Евреям 10:19-39)

1. Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.
2. В ней свидетельствованы древние.
3. Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое.
4. Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще.
5. Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу.
6. А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.
7. Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея, приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он [весь] мир, и сделался наследником праведности по вере.
8. Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет.
9. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования;
10. ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель — Бог.
11. Верою и сама Сарра [будучи неплодна] получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший.
12. И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском.
13. Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле;
14. ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества.
15. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться;
16. но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.
17. Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,
18. о котором было сказано: «в Исааке наречется тебе семя».
19. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.
20. Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.
21. Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.
22. Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.
23. Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.
24. Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой,
25. и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение,
26. и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.
27. Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд.
28. Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их.
29. Верою перешли они Чермное море, как по суше, — на что покусившись, Египтяне потонули.
30. Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении.
31. Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев [и проводив их другим путем], не погибла с неверными.
32. И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и [других] пророках,
33. которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,
34. угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;
35. жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;
36. другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,
37. были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;
38. те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
39. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,
40. потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.
(Послание к Евреям 11:1-40)

1. Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще,
2. взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.
3. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими.
4. Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха,
5. и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: «сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя.
6. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает».
7. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?
8. Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы — незаконные дети, а не сыны.
9. Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?
10. Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей — для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его.
11. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности.
12. Итак, укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени
13. и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось.
14. Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа.
15. Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие;
16. чтобы не было между вами какого блудника или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства.
17. Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами.
18. Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре,
19. не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово,
20. ибо они не могли стерпеть того, что заповедуемо было: «если и зверь прикоснется к горе, будет побит камнями [или поражен стрелою] »;
21. и столь ужасно было это видение, что и Моисей сказал: «я в страхе и трепете».
22. Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов,
23. к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех — Богу, и к духам праведников, достигших совершенства,
24. и к Ходатаю нового завета — Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева.
25. Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес,
26. Которого глас тогда поколебал землю и Который ныне дал такое обещание: «еще раз поколеблю не только землю, но и небо».
27. Слова: «еще раз» означают изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло непоколебимое.
28. Итак, мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом,
29. потому что Бог наш есть огнь поядающий.
(Послание к Евреям 12:1-29)

1. Братолюбие между вами да пребывает.
2. Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам.
3. Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле.
4. Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог.
5. Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: «не оставлю тебя и не покину тебя»,
6. так что мы смело говорим: «Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?»
7. Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.
8. Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же.
9. Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими.
10. Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии.
11. Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, —
12. то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат.
13. Итак, выйдем к Нему за стан, нося Его поругание;
14. ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего.
(Послание к Евреям 13:1-14)

5. Обзорный характер нашего исследования не позволяет нам сосредотачиваться на многочисленных оттенках и нюансах этих текстов. Оставляя их в стороне постараемся понять основную линию аргументации. Автор подчеркивает страдание, унижение и мученическую смерть Иисуса и предшествующих ему праведников в нижнем центральном контекстном поле службы/обьектов/ценностей Н и еще ниже вдоль продолжения центральной вертикальной инструментальной оси FH по направлению к нижнему месономному контекстному полю смысловых ориентаций/выборов К и даже еще ниже к самому нижнему контекстному полю онтономного минимума N (от латинского nihil “ничто”), кеносиса и умаления.

6. Но по его мнению именно это добровольное уничижение и умалениe носителей религиозной истины обусловило их последующее прославление в верхнем центральном контекстном поле власти F  и в особенности в расположенном над ним и непосредственно связанном с Богом “небесном” месономном контекстном поле Блага/смысловых соответствий/резонансов J и даже выше по направлению к верхнему контекстному полю онтономного максимума О (от латинского слова omnia все).

7. Таким образом здесь происходит активация/тематизация связки между нижними HKN и верхними FJO контестными полями, причем эта связка выступает в роли вверх направленного вектора. Сходная месономная критика и релятивизация понятия власти как нисходящего господства FH и ее замена понятием власти, как восходящего служения большего меньшему HF, содержится в соответствующем известном изречении Иисуса и в связанном с ним рассказе Евангелия от Иоанна об умывании ног ученикам. Вот эти тексты.

25. Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими;
26. но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою;
27. и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом;
28. так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.
(Евангелие от Матфея 20:25-28)

1. Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их.
2. И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его,
3. Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его и что Он от Бога исшел и к Богу отходит,
4. встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался.
5. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.
6. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги?
7. Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после.
8. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною.
9. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову.
10. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все.
11. Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты.
12. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам?
13. Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то.
14. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.
15. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.
16. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его.
17. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете.
(Евангелие от Иоанна 13:1-17)

8. Нижнее и верхнее контекстные поля в Послании к евреям соединяются верой, как комбинацией обозначенного выше осевого вертикального соотношения с диагональными и круговыми связками, представляющими собой различные этапы того же нисходящего и восходящего месономно/экзистенциального цикла внутри процессономики LDKCM, где настоящее релятивизируется как момент на пути к будущему и внутри структурономики МВJAL, где обещанное будущее переосмысляется и абсолютизируется, как глубинная реальность, включающая в себя прошлое и настоящее.

9. В цитированных выше текстах Послания к евреям перед нами в сущности описание сюнесиса, но данное в снятом виде, где сюнесис представлен не как действующий гибкий алгоритм, а как целостный изначально детерминированный результат. Это результат процесса, в котором существующая система формономной CBD и конферономной KMJ образности с одной стороны (Храм, храмовое богослужение и заповеди Закона как система устойчивых обычаев и фарисейский вариант сюнетивизма в традиции династии Гиллеля) и энергономной DAB и дифферономной JLK (вера, как пространство возможностей DAВ, внутренняя работа над экзистенциальным содержанием души в плане ее соответствия принципам справедливости и истины JAL и правилам смирения, самоограничения и служения LDK) понятийности в сюнетивизме самого Иисуса с другой стороны постепенно отодвигается на задний план.

10. Таков парадокс консервативной революционности, связанный с утверждением процессономной и структурономной интерпретации сюнесиса. С одной стороны происходит подрыв существующей системы социокультурных отношений/образов и ее коренная перестройка под новые типы идентичности. С другой стороны эти новые типы идентичности жестко закреплены и детерминированы, менее открыты, чем конферономный и дифферономный варианты сюнетивизма. Не случайно, что роль власти и угроз оказывается в данном случае весьма существенной (см. например конец 12й главы). Без конструктономного и процессономного варианта сюнетивности в консервативной диалектической революционности апостола Павла и его круга христианство вероятно никогда не могло бы утвердиться, как действующая мировая религия. Но такое утверждение ознаменовалось не только приобретениями, но и потерями для сюнетивистской динамики, постепенно начавшей утрачивать связанную с учением самого Иисуса спонтанность и открытость.