Малой кровью, могучим ударом - 3

Лев Ольшанский
Об Уборевиче

Иероним Петрович Уборевич-ГубОревич родился в семье литовского крестьянина. Член РСДРП(б) с марта 1917 года.  Весной 1916 года закончил Константиновское артиллерийское училище по 1-му разряду, в звании подпоручика направлен на фронт младшим офицером 15-го тяжёлого артдивизиона, участвовал в боях Первой мировой войны.

Служил инструктором артиллерии, командиром бригады, с декабря 1918 — начальником стрелковой дивизии. С октября 1919 года — командарм Южного, Кавказского и Восточно-Сибирского фронтов.

С июня 1931 года по 20 мая 1937 года — командующий войсками Белорусского военного округа.

Все, кто знал И.П. Уборевича (например, маршалы Жуков, Конев, Мерецков), неизменно отзывались о нём в самой превосходной степени.

Вот, например, высказывание маршала Жукова об Уборевиче:

"Это был настоящий советский военачальник, в совершенстве освоивший оперативно-тактическое искусство. Он был в полном смысле слова военный человек".

В 1937 г. Уборевич был необоснованно репрессирован и расстрелян, но в 50-е годы реабилитирован.

И что же вменялось ему в вину? Цитирую: "Как вредительство со стороны Тухачевского, Уборевича и Якира расценивались их выступления за ускоренное формирование механизированных соединений за счёт кавалерии".

Кошмар, ужас один! Это надо же докатиться до такой подлости и до такого вредительства: в 20-м веке агитировать не за кавалерию с пиками и саблями, а за танки и самолёты!

Повторяю: все, кто знал Уборевича, многие генералы и маршалы, характеризовали его в высшей степени положительно, а К. А. Мерецков посвятил И.П. Уборевичу более 10 страниц своей книги "На службе народу".

Но нашлись и в наше время личности, которые пытаются забросать грязью светлое имя талантливого военачальника, патриота нашей страны.

В первую очередь, это В. Резун, перебежчик, предатель.

Во вторую — это некий А. Бушков, сочинитель приключенских романов, который нигде и ничему конкретному не учился, но берёт на себя смелость безапеляционно судить о тех вещах, в которых он ничего не смыслит, о чём ему уже неоднократно говорили, то есть, тыкали фейсом о тейбл.

Так, Бушков, который неизвестным (но понятным) способом уклонился от службы в армии, обзывает Уборевича гражданским "штафиркой". "Штафиркой" в царской армии кадровые офицеры называли штатского человека. Уж чья бы корова мычала!..

Но мало этого! Бушков собщает читателю: Уборевич - это "гладкая, лощёная гнида, очередной "великий военачальник", который оставил Красную Армию без автоматов.

"Ещё летом 1930 г. комиссия под высоким предводительством Уборевича рассматривала четыре образца автомата - Токарева под патрон для "нагана", Токарева, Дегтярева и Коровина под маузеровский патрон 9Ч25. Ни один из этих образцов не был принят на вооружение".
Так пишет Бушков.

Сколько я ни копался в Инете, фактов, подтверждающих измышления Бушкова, не нашёл. И немудрено: ведь я уже знал, что Уборевич как раз и выступал за оснащение пехотинцев лёгким автоматическим стрелковым оружием!

Но мало знать, нужно понимать. Не было в 1930 году достойных образцов автоматического оружия. При этом, стоимость их была чрезвычайно велика. Не мог СССР тогда наладить массовый выпуск этого вида оружия — слишком дорого это было бы. И никакой Уборевич тут не при чём.

Приведенная ниже цитата расскажет, сколько стоили различные виды стрелкового оружия.

"Цена плановой закупки "ППД-34" в 1936 г. составляла аж 1350 рублей.
Для сравнения, 7,62-мм винтовка обр. 1891/1930 гг. в том же году заказывалась армией по цене 90 рублей, револьвер Нагана - 50 рублей, а ручной пулемет Дегтярева "ДП-27" - 787 рублей.

Пистолет-пулемет Дегтярева в свете всего этого представлялся роскошью с весьма сомнительными тактическими возможностями".

(А. Исаев "Десять мифов второй мировой")

Кстати говоря: если вредитель и враг трудового народа Уборевич препятствовал выпуску автоматов, то, естественно, после его устранения дела наладились, и выпуск автоматов сразу же пошёл в гору?

А вот и нет: в 1939 г. автоматов было произведено всего 1700 штук. В ходе финской войны остро встал вопрос о необходимости снабжения Красной Армии лёгким автоматическим стрелковым оружием, и его производство в 1940 г. возросло до 81 118 штук.

Откуда же Бушков взял сведения о том, что летом 1930 года комиссия под руководстом "лощёной гниды" Уборевича не приняла на вооружение автоматическое оружие, за которое последний так ратовал?

А вот откуда: осенью 1930 года комиссия под руководством Уборевича из ряда образцов выбрала и приняла на вооружение пистолет системы Токарева марки "ТТ", который верой и правдой служил нашим военным многие десятилетия.

Далее, для сведения: в 1938 году на вооружение РККА была принята автоматическая самозарядная винтовка Токарева СВТ-38, в 1940 г.- СВТ-40, которую в войсках ласково называли "Светкой"; всего было произведено до 1,5 миллионов винтовок.

Кроме этого, в ходе Великой Отечественной войны выпускались пистолеты-пулемёты Дегтярёва и Шпагина, принятый на вооружение Красной Армии 21 декабря 1940 года.

ППШ являлся основным пистолетом-пулемётом советских вооружённых сил в Великой Отечественной войне. В начале 1950-х годов ППШ был снят с вооружения Советской Армии и постепенно заменён автоматом Калашникова


Продолжение см.
http://www.proza.ru/2018/04/11/733

Ссылки:

1. Пузырёв Владимир Юрьевич "Расправа 3. О "военных бездарностях"
   http://samlib.ru/p/puzyrew_w_j/rasprava_3.shtml
2. Командарм Уборевич. Воспоминания друзей и соратников.
   https://coollib.com/b/316485/read