Казимирские на войне. Евреи в СССР

Владимир Пузиков
На фото: Казимирский Липа Лейбович и его сын Казимирский Иосиф Филиппович. Фото из альбома Л. И. Казимирского. г. Гомель.

КАЗИМИРСКИЙ ЛИПА ЛЕЙБОВИЧ И ЕГО РОДНЫЕ

По воспоминаниям родных Казимирского Липы Лейбовича нам удалось написать краткую биографию его семьи. Родился он в 1898 году в городе Кишиневе, был старшим сыном в многодетной семье мастера-обувщика Лейбы, 1870 года рождения, и его жены Хаи.

В марте 2018 года правнук Лейбы и Хаи, внук Липы Лейбовича – Казимирский Леонид Иосифович, проживающий в городе Гомеле, прислал письмо, в котором сообщил:
«…Бог дал Лейбу и Хае шестерых сыновей и шесть дочерей! Всех сыновей отец обучил своему любимому делу – ремеслу обувщика. Возможно, он научился этому ремеслу у своего отца  еще в Польше, где семья проживала во второй половине девятнадцатого века.

Прадед Лейб хорошо говорил по-польски. В конце столетия он и его брат покинули родительский дом. В поисках  лучшей доли они отправились на юг России. Лейб поселился в Кишиневе, стал шить обувь, женился. А его брат Маркус Казимирский уехал в Одессу. Там сейчас живет его правнук и мой четвероюродный брат Александр Казимирский».

Из шести сыновей Лейбы пятеро – участники Великой Отечественной войны. Не воевал младший сын – Мики Лейбович Каземирский, 1916 года рождения, по той причине, что до начала войны он не дожил. В юности, в 30-е годы ХХ века, он стал революционером. В то время, а точнее с декабря 1917 года по июнь 1940 года, Кишинев и вся Бессарабия входили в состав Румынии. Мики подвергался преследованиям румынских властей. В 1938 году он, совсем молодой, умер в тюрьме от тифа.

Два сына Каземирских, Идель и Нухим, были призваны в Красную Армию, воевали, вернулись с войны живыми. Один из них: Казимирский Идель Лейбович в боях с фашистами получил тяжелое ранение, ослеп. После войны он проживал с семьей в г. Куйбышеве.

Казимирский Нухим Лейбович, 1902 года рождения, еврей, неграмотный, беспартийный, до войны проживавший в Кишиневе, в Красную Армию был призван 5 ноября 1941 года Киевским райвоенкоматом Ростовской области, с 22 декабря находился в Действующей Армии. Возможно, был ранен или находился в плену.
24 февраля 1943 года Н. Л. Казимирский, грузчик рабочей колонны № 62, был мобилизован Краснокутским райвоенокоматом в войска и направлен в город Саратов на военнопересыльный пункт. Откуда 28 февраля в составе команды № 820, в которую входило 56 человек, убыл в распоряжение начальника 27 УОС, ст. Лысые Горы. До 4 сентября 1944 года он участвовал в боях на 1-м Украинском фронте.

С 10 декабря 1944 года Н. Л. Казимирский воевал на 1-м Белорусском фронте в составе 1262-го гаубично-артиллерийского полка, 186-й гаубичной артиллерийской бригады, 29-й Артиллерийской дивизии прорыва РГК.
14-15 января 1945 года старшина 7 батареи 2 дивизиона Н. Л. Казимирский «…в районе с. Ясенец (Польша) при прорыве немецкой обороны под сильным огнем противника, рискуя жизнью, лично своевременно доставлял на наблюдательный и огневой пункт батареи горячую пищу и обеспечивал бытовые нужды бойцов, чем способствовал выполнению боевого приказа». Командир 1262-го гап подполковник Леденев 15 января 1945 года наградил старшину Казимирского Нухима Лейбовича медалью «За боевые заслуги».

Нухим Лейбович после войны проживал в Кишиневе. Затем с семьей уехал в Израиль. Умер он в 1981 году. В Израиле живут его дети, внуки и правнуки.
Один из сыновей – Казимирский Хуна Лейбович, 1909 г. р.,  в начале войны в Туркмении был обвинен в антисоветской пропаганде за неправильную оценку положения на фронте, репрессирован. Дали ему срок – 10 лет лагерей, которые он отбывал в Красноярском крае на Енисейстрое. Хуна чудом избежал смерти от уголовников, проигравших его в карты.

Леонид Казимирский писал: «…Мой отец Казимирский Иосиф, находясь с 1944 года на срочной военной службе, махорку, которую выдавали солдатам, высылал дяде в лагерь. И эта махорка спасла ему жизнь. В 1953 году он вышел на свободу, а 1966 году попал под реабилитацию. Следственное дело было пересмотрено, обвинения дяди в преступлениях признаны надуманными и недостоверными. Дело прекратили за отсутствием состава преступления. Так сломали ему жизнь, как и миллионам его соотечественников. В 1966 году ему разрешили вернуться в Кишинев, дали комнату, где он проживал с женой. Детей у них не осталось. В 70-е годы он уехал в Израиль, где умер в 1982 году. Мой отец Иосиф считал его своим вторым отцом, так как лишился отца в пятнадцать лет. Когда Хуна уезжал в Израиль, мой отец ездил из Гомеля в Кишинев прощаться с ним и больше его не видел».

Еще два сына – Казимирский Липа Лейбович и Казимирский Симха (Семен) Лейбович, 1905 года рождения, пропали без вести.

Казимирский Липа Лейбович, 1898 г. р., с 1916 года участвовал в Первой Мировой войне в составе российской царской армии. На фронте получил тяжелую контузию, лечился в госпитале в городе Полтава, после выздоровления убыл домой.

В 1922 году Липа Лейбович женился. Его жена – Малка Менделевна, 1901 года рождения. В браке родились дети, в 1923 году – дочь Мара, в 1927 году – сын Иосиф. До войны Липа Лейбович трудился в сапожной мастерской.

В 1941 году семья Казимирских по эвакуации прибыла в село Арзгир Орджоникидзевского края. Их приютили местные жители в доме по адресу: улица Кирова, 38.
 
Липа Лейбович, имея «белый билет», - справку, по которой на фронт не мобилизуют, - в 1942 году записался в Красную Армию добровольцем. Да так и сгинул в горниле войны с фашистами.

Накануне оккупации фашистами Северного Кавказа семья Казимирских эвакуировалась в Красноярский край. Малка Менделевна, Мара и Иосиф работали в Красноярске на военном заводе.

В 1944 году сына Липы Лейбовича – Казимирского Иосифа Филипповича (так записали его отчество в военкомате), призвали в армию. В 1951 году он демобилизовался. Умер в Израиле на 91 году жизни.

Старшая дочь Мара прожила 90 лет (1923-2014 гг.).
Жена Липы – Малка Менделевна умерла в 1954 году, прожив всего 53 года.

Л. И. Казимирский писал: «…Высылаю вам фотографии деда.  На фотографии 1916 года, где два солдата, дед Липа сидит справа. Вторая маленькая фотография – это дед Липа в Кишиневе в 1940 году. На третьей фотографии – мой папа Казимирский Иосиф. Здесь ему 17-18 лет.

Большое Вам спасибо, Владимир Ильич и Анатолий Георгиевич, за ваш благородный труд по восстановлению памяти погибших, в том числе и моего деда. Это поистине праведное дело!»

Владимир Пузиков
Леонид Казимирский
Анатолий Карнаух
г. Благодарный
31 марта 2018 г.