День, как день. Рыбацкие будни

Валерий Багров
 
               
               
В темноте брезжили силуэты двух или трех крупных мужчин. Они шли как-то боком и их скачкообразные движения напоминали пляску боксеров на ринге. Они почему-то были в рыцарских доспехах и  шлемах похожих на шлемы    крестоносцев… с двумя рогами. Справа под обрывом в бурунах неслась в стремительном потоке река. Огромный порог на самой середине создавал целое облако водяной пыли. Над  дорогой свисало, еще  держащееся корнями за скалистый грунт,  дерево…,  что это за дерево разобрать было сложно,- толи сосна, толи пихта.  Я притаился   в укрытии под   отвесной скалой, поднимающейся ввысь метров на сто. Скала ограничивала левую горную грань дороги.
 «Зачем я здесь»?  мучительно думал я. Ответ не приходил в голову. Мысли    путались  а  голова не находила реального ответа. Очень близко возле  меня кто-то засопел шумно со свистом. Я попытался выскочить из своего  убежища,   чувствуя близость существа неожиданно появившегося прямо надо мной. ОНО  было не одно… три пары глаз смотрели злобно .  Различить , что это было  я не успел. Почему-то я оказался барахтающимся  в холодной воде реки, пытаясь  выбраться на берег .  Берег поднимался обрывом вверх метра на три. На берегу, двигаясь  вслед за мной по течению, шел Николай и кричал,
-Вылезай быстрее …топит.
 – Холодно, подумал я... и… проснулся.

 Дождь  хлестал  по палатке .   Ткань палатки намокла и стала пропускать воду,  стекающую под мой спальник. Набухший от воды он сделался тяжелым и холодным. Быстро выбравшись из палатки ,  окинув взором окрестности я понял -  тревога не случайна.

  Вчера мы совсем неудачно разбили свой лагерь. Остров на который мы спустились по протоке  на лодках был высокий относительно глади реки  а вот место нашей стоянки оказалось в ложбинке .

  Здесь была небольшая  ровная поляна среди кустов ,  валежника, принесенного половодьем  и  деревьев разного калибра . Это нас и прельстило, для установки палаток.
 Кто знал, что за ночь погода испортится  и  ясный день превратится в холодную, дождливую  ночь.

Надев болотники ,  накинув химзащитовский  плащ я побрел к берегу, где уже суетился Николай…
-Ну ты и спать...Я кричу. а ты не реагируешь... проворчал он.
 Я промолчал .
 – Правда. Что это я… Обычно всегда сам всех бужу и сплю на рыбалке мало, а тут…

Лодки наши были на половину заполнены водой от дождя  носы их болтались в реке  и только их закрепление веревками к забитым с вечера кольям, не позволило нам остаться еще и без лодок.
 Видно в горах  вчера прошел сильный дождь,   вода поднялась примерно на метр.
 
Вытащили моторы . Лодки затащили на берег и  перевернули. Закидушки на спиннинговых удилищах перетащили выше на сухое место.
 
- Не клевало ночью  видно, потому что погода резко сменилась, выдал Николай резюме.
-Наверное, подхватил я…
- Вечером-то вон как бегали …Килограммов восемь натаскали.

У обоих взгляд направился на садок с рыбой, который был привязан метрах в десяти от нас за куст  нависший над водой…
-Где садок-то? Промолвил я,  глядя на Николая и двигаясь к кусту.
Николай молча пожал плечами…мол, а хрен его знает и добавил …
-Я его  не трогал.

Садок оказался на месте, только его горловина , не затянутая шнурком оказалась  под  водой . Вчера была сантиметров  шестьдесят выше воды. В нем плавало три уснувших подлещика, самых маленьких, остальные лещи и подлещики сбежали.
 
Дождь  прекратился .  Из- за туч показалось солнце.
И тут же заверещал сигнализатор поклевки.
Николай вздрогнул и понесся к согнувшемуся в дугу удилищу … я за ним.
Реверс* на катушке не срабатывал.
 -Забыли отрегулировать , когда переносили …,пронеслось в голове.
 
Николай схватил удочку в момент, когда она уже находилась в горизонтальном положении к воде и дёргалась  зацепившись катушкой за рогульку подставки…
- Тормоз , тормоз - отпусти … крикнул я.

Николай не реагировал.  Леска  зазвенела,  удилище  угрожающе заскрипело. 
 Я выхватил снасть  из рук Николая и крутнул винт тормоза, реверс  работал  секунды  две, жужжал не останавливаясь. Рыба была  солидная,  сдаваться не хотела. Теперь, когда катушка  была отрегулирована, бояться было нечего. Потихоньку я стал подтаскивать  трофей к берегу.  На другом конце лески сопротивление стало значительно меньше,  до берега оставалось еще метров тридцать. Так продолжалось минуту, может чуть больше.

 Вдруг удилище снова  изогнулось ,  завизжала катушка. Леска пошла вправо в коряжник . Убегая влево я почти зафиксировал тормоз в положение «стоп». Это был последний спасительный рывок  судака… Он оказался больше трех килограммов.
 
-Компенсация за удравшую рыбу  из садка, сказал Николай
-Надо же,  на салазана ** взял  и… с сожалением добавил
- Я и сам вытащил бы…,- про тормоз забыл,  едренть…

Судака повесили на кукан, закрепили на  берегу и бросили в воду.   Пошли разбираться с вещами, прихватив трех подлещиков и садок с собой.
-  На уху.
Пока я вытаскивал вещи и развешивал их на кустах для просушки, Николай почистил рыбу, картошку. Потеплело. Стали покусывать комары. Пришлось расставить на расщепленные палочки вокруг нашего бивуака дымящиеся  спиральки от насекомых. Помогло.
 
 Костер соорудили не сразу. Пришлось немного потрудиться. Огонь не хотел разгораться,   дрова  были мокрые.
 Я пошел по острову и увидел кусок вынесенного на берег березового пня с корой. Отодрал кору и снова к костру. Дело пошло сразу. Кора загорелась, чадя черным  дымом.  Огонь перекинулся на остальные дрова, они затрещали … по острову пополз сизый дымок.
   Вырубив топором две рогульки  и  одну поперечину, я  смастерил,  над костром,  вешало  для котелка .

  Приготовление  костра   куда входит заготовка дров, расчистка  места для кострища, укладка дров шалашиком, лучше у лежащего здесь же старого дерева ( можно  притащить) и самое главное розжиг, все это  носит своеобразный, можно сказать ритуальный характер пребывания рыбаков , туристов и вообще отдыхающих на берегах сибирских рек.
 О костре можно писать долго . Здесь я скажу коротко…

-Костер-МАГ!!!

 Возле него предавались размышлениям в ночи многие бродяги одиночки  к коим и сам я отношусь. Смотреть в огонь костра  ночью  это сродни трансформации  в иные миры, так влекущие к себе многих  мечтателей.
 
Пока я занимался по приготовлению костра и ухи, Николай раза три бегал на «зов» сигнализаторов поклевки. В садке снова плавали подлещики …
 
Вода в реке замутнела
  -  Дааа,  блеснить  с лодок  у нас не получится. Хищник блесну не увидит .

Из котелка ароматно запахло ухой со свежей рыбы. Пришел Николай  .   К нему дошли запахи побуждающие к немедленному появлению около костра.

 Уха без стопочки на рыбалке, это совсем не уха… Мы налили по рюмочке ровно 50 грамм в каждой .
Рюмочки - минзурки с отметкой пятьдесят, у меня водились давно и мы ими пользовались как талисманом . Я лично считал, что забыть  дома эти минзурки , плохая примета. Рыба ловиться не будет. Это подтверждалось не единожды не зависимо от времени года.
 
Перевернули в рот стопочки и тут заверещали сигнализаторы, сразу два. Пришлось бежать к удочкам не успев закусить .  Достали попавшую на крючек  рыбу , наживили снова снасти и забросив их ,  накинулись на уху. Проголодались …
Поклевки продолжались до полудня. Мы снова наловили килограмм десять лещишек и судачков - грамм по восемьсот. Четыре буфало , так здесь называют  обских  карасей, плавали  так же в садке.

Комары обнаглели и уже не давали нам покоя нигде…, не смотря на мази - реппеленты.

 Ближе к вечеру мы собрались, загрузились в лодки , завели моторы и направились к месту, где за нами приехала  машина.

 День прошел, оставив в памяти очередные воспоминания в бесконечной цепи аналогичных событий.
   
• Реверс- механизм на катушке позволяющий регулировать раскручивание катушки

**Салазан – большой червь выползок.