Дети доверены тебе

Наргиза Таш
«Дети доверены тебе»

Рецензия на фильм Ч. Ырмака
(дата релиза в Турции 23.03.2018)

«Kimler varmis icimde yoklama yaptim,
Deliler cikti, cellatlar bir de seytanlar….» (С) «Mor ve Otesi»

Турецкий режиссёр Чаган Ырмак входит в число известных кинематографистов Турции, что отличаются своим особым, нестандартным видением и восприятием социальных и человеческих проблем, окружающего их мира в целом, разнообразие которого, они стремятся отобразить в своих работах.

Новый фильм Ырмака, по словам критиков, не выходит из контекста из его предыдущих работ, где режиссёр, традиционно, пытается совместить жанры мистики и драмы. В чём, собственно, и видится своеобразный «почерк» этого мастера кино.
Но, все-таки, фильм «Дети доверены тебе», будет занимать особое место в фильмографии режиссёра, так как в нем, помимо изложения мистических событий, он пытается провести исследование глубин человеческой психики, выстраивая цепочку причин и следствий, что определённым образом влияют на судьбу главного героя и отображаются в лейтмотиве фильма.

Сразу следует сказать, фильм, на мой взгляд, состоялся. Он цепляет внимание зрителей с первого кадра, и держит в напряжении и любопытстве до конца.
Режиссёру удалось удачно скомпилировать два культурологических подхода «внешнего мира и мира внутреннего», то есть, затевая по жанру и методу изложения историю, которая не имеет географических границ, и может произойти в любом обществе и стране, он, в то же время, делает картину типично турецкой, добавляя этнические культурные детали, присущие этим землям, и понятные людям с определённой ментальностью. Например, выбор основным местом действия отдалённую деревню в глубинке, или ввод персонажа слепой ведуньи, представительницы локальных обрядов шаманизма и тд.

Так о чем же фильм?

Молодой архитектор Керем, успешный и состоявшийся, имеющий красивую жену, деньги, друзей, статус и прочие атрибуты «победителя по жизни», живёт в большом мегаполисе в шикарной квартире с видом на море. Вроде бы, жизнь удалась. Но не так хороша картинка, как кажется. Супруги тяжело переживают проблему бездетности, что время от времени проверяет их отношения на прочность. Но, несмотря на это, они безумно любят друг друга и смотрят на будущее с явным оптимизмом.

Но, вдруг, Керем сталкивается с трагическими событиями, которые коренным образом меняют его жизнь. Выехав на уикенд, пара попадает в ужасную автокатастрофу, Керем теряет жену, да ещё к тому же, является виновником смерти маленького деревенского мальчишки, что выбежал в этот момент на дорогу.
 
Этот сюжетный «замес», собственно, и является первым смысловым акцентом фильма, после которого, главный герой переходит в новый этап своей жизни, кардинально отличающийся от предыдущих.

На единственного выжившего в катастрофе Керема, наваливается масса эмоциональных переживаний и потрясений, прежде всего, утрата жены, ответственность за смерть чужого ребёнка. «Убийца! Да будь ты проклят!» - слова отчаявшейся матери на суде, постоянно звучат, словно колокол, в его мозге. Жизнь перестала светиться для него в своих ярких красках, вместо радости бытия, душу героя съедает чувство вины.
 
ЧУВСТВО ВИНЫ, вот что стало участью, душевным грузом, роком и наказанием для Керема. Можно сказать, что он добровольно выбрал для себя эту ношу, считая ее заслуженной за смерти людей, поддаваясь съедающему его изнутри, червю страданий, самоедства и угрызений совести.
 
Доведя себя до грани эмоционального срыва, утеряв связь с реальностью и контроль над собой, Керем погружается в бездну своих переживаний, и позволяет внутренним страхам и демонам своей больной души ожить и влиять на его жизнь.
Так, на этом моменте в жизнь героя входит мистика, тьма и запредельное. Керема начинает преследовать монстр, которого он впустил в этот мир, утратив веру в светлые стороны своей души. Думая, что монстр –это погибший ребёнок, требующий мести, Керем, обуреваемый страхом и своим грузом вины, отправляется в маленький городок Асос. Но его состояние становится только хуже, и родственники решают переправить его на «лечение» к местной ведунье-целительнице, живущей в отдалённой деревушке.

Обладая даром ясновидения и способностью контактировать с потусторонним миром, ведунья открывает глаза герою на многие вещи, прежде всего на то, что одолевающий его монстр, не погибший ребёнок, а не кто иной, как персонаж из его далёкого отрочества.

Тут выясняется интересная деталь из детских воспоминаний Керема. Будучи подростком, то ли в своём воображении, то ли в реале, он убивает местного злодея-педофила, замучившего до смерти его близкого друга. Как выясняется позже, жертвами злодея стали ещё много маленьких детей. Видя несостоятельность расследования, мальчик сам идёт на преступление во имя справедливости.
Это можно понять, но факту, ребёнок совершает убийство и остаётся безнаказанным. Это, как может показаться в начале, никак психологически не влияет на жизнь Керема, так как он считает себя правым. Но, кармически, ему, все-таки пришлось отплатить, пережив все эти трагические события и потери.

Ничто не остаётся безнаказанным! Может это то, что хотел сказать нам режиссёр данным сюжетным поворотом.

Погибший ребёнок – неосторожная жертва Керема, случайно открывает «ворота преисподней», из которых выходит монстр – убийца и педофил, заслуженно «казнённый» Керемом в подростковом возрасте.

На этом пункте изложения, в фильме происходит жанровый переворот от психологической драмы с элементами триллера к классическому хоррору. На самом деле, грань тонка, но она присутствует.

Узнав подробности, ведунья стремится помочь Керему, решив провести очищающий обряд, опасный как для ее жизни, так и для жизни Керема.
Монстр, взращённый им в глубинах своей души, становится неуправляем и жаждет мести. По мере возрастания страхов Керема и его душевных переживаний, сила чудовища увеличивается. Поэтому, обряд - это единственный выход, где Керем, выступающий в роли наживки, сам должен победить как внутренних, так и внешних своих демонов.

Второй акцент и своеобразная кода фильма –это борьба Керема с монстром, или больше, с самим собой. В этой борьбе видится символизм, присущий в целом, всему фильму. Керем находит в себе силы и побеждает. Ведунья, олицетворяющая добро, умирает, отдав свою жизнь во имя уничтожения зла. Ведь победа над монстром означает освобождения не только Керема, но и душ многих детей, ставшими жертвами адского существа, некогда жившего на земле в личине человека.

Избавившись от своих монстров, заселивших его душу и его реальность, Керем вновь ощущает вкус к жизни, став отцом для внука погибшей ведуньи.
Как и было сказано ранее, символ или метафора – это тот язык, что режиссёр выбрал для своего фильма. Может и не стоит воспринимать события слишком буквально, научившись читать между строк.

Метафоричность сюжета видится в том, что мы сами взращиваем наших внутренних монстров, позволяя войти им в свою жизнь, питая их нашими страхами, страданиями, чувством уныния, разочарованием в жизни, и неумением видеть свет сквозь тьму. Наша внутренняя тьма отражается в мире, в котором мы живём, в нашем микромире, в нашей маленькой вселенной, гармонию в которой, мы пытаемся выстроить всю свою жизнь.

 Кто знает, может убийство того педофила и злодея, были лишь вымыслом в сознании впечатлительного подростка? Ведь Керем и сам не уверен в правдивости своих воспоминаний. Может быть, таинственное исчезновение друга детства и безнаказанность преступника, оставили в душе Керема чувство несправедливости жизни, где родились его фантазии положить конец этой предвзятости, расправившись со злодеем по-своему. Может это стало отправной точкой, питательной средой для этих самых монстров, порождённых им самим, что в итоге, приобрели самостоятельную жизнь?  Трактовать можно по-разному.

Так или иначе, фильм цепляет. Он понравился тем, что заставляет мыслить и думать. И поэтому, я сознательно не замечала некоторых спорных моментов, что конечно же, присутствовали в нем.

В фильме заметны определённые клише, свойственные данному жанру. Создатели фильма делают акцент на его психологичность, но, по моему мнению, помимо психологии, здесь больше использованы приёмы именно хоррора: галлюцинации героя, призраки, передвигающиеся, словно пауки по стенам, чудовища из преисподней с соответствующим гримом, шум из ниоткуда, самопроизвольное включение музыки, возвращающие героя в те трагические события и тд.

Главный, по моему мнению, фактор, определяющий этот фильм в категорию хоррора, это то, что монстр из ада и сопутствующие ему элементы, не является следствием психического помешательства главного героя, результатом его больного воображения, а становится существом реальным, самостоятельным персонажем, имеющим свою историю, имя, и олицетворяющим конкретное злое начало.

Несомненно, режиссёр вдохновлялся известными западными фильмами в этом жанре, тут мы можем видеть реминисценции и отсылки к «Остров проклятых» (М.Скорсезе), «Приют» (Х-А.Байона), «Хижина» (С.Хазелдин), «Милые кости» (П.Джексон), «Лимб» (Н.Винченцо) и других.

Среди спорных моментов фильма, на мой взгляд, во-первых, некоторая сумбурность событий и истории: ребёнок-убийца против ребёнка-жертвы, монстр из больного воображения героя, трансформирующийся в демона педофила-преступника, не всегда логичное переплетение событий из далёкого детства героя с тяжёлой утратой и трагедией, что пришлось ему пережить, будучи взрослым.

Во-вторых, это видимое желание режиссёра «усидеть на двух стульях», а именно, не отходя от жанра классического триллера, наполнить эмоциональное содержание своей картины «копанием» в глубинах раненного подсознания главного героя. Если это психологическая драма с элементами триллера, то стоило усилить этот акцент без применения внешних мистических средств, то есть, не выводя их в самостоятельную сюжетную линию. Если же это хоррор или триллер, то следовало ещё сильнее напугать зрителя, наполнив фильм большим количеством спецэффектов, от которых стынет кровь.

Но, это субъективные замечания критика. В целом, фильм производит больше положительные, нежели неоднозначные впечатления.

Ведь конец этой истории, весьма ясен, и внушает оптимизм. Победив своих внутренних демонов, Керем побеждает и тёмную сторону своей души, а значит, по-новому формирует свою реальность. Получая прощение от жены и ребёнка, он прощает самого себя. Убивая монстра в себе, он убивает зло и снаружи, ибо всё нашем бытие взаимосвязано.

Макро- и микрокосмос человека –это единая система связи личного и вселенского, земного и божественного, реального и мистического. В этом и есть жизнь. Никакие, пусть даже самые тяжёлые события и переживания, не останавливают жизнь, что является даром, сама по себе.

«Везде жизнь!»  - как бы подытоживает эту историю супруга Керема, придавая слову «жизнь» более широкое значение, нежели земное существование, и глядя на него из запредельного, но лучшего мира.

Хочется особо отметить участие и работу в фильме Энгина Акюрека. Этот талантливый и харизматичный актёр уже снискал славу, преимущественно за пределами Турции, благодаря своей яркой внешности, сильной внутренней энергетике и довольно своеобразной манере игры. Экспрессия, льющаяся через край, полное погружение в образ, сильная эмоциональная составляющая, доведение внутреннего конфликта своих героев до высшей точки «кипения», где до личностного срыва и «отката в пропасть» остаются считанные секунды или миллиметры – это все присуще игре Энгина, это то, что отличает его стиль от других турецких актёров. Осознавая эту свою «фишку», актёр тщательно отбирает героев и образы, чтобы те в полной мере соответствовали его амплуа. В этом смысле, выбор героя Керема весьма предсказуем и понятен. Энгин использовал всю палитру своих актёрских талантов и возможностей в передаче образа Керема, но не «перегибая палки» в эмоциональном плане, что, несомненно, прибавляет очки в копилку его профессионализма. Его герой да, экспрессивен, эмоционален, душевно болен, но не истеричен и не навязчив в своей мании. Его герой не утомляет. Энгин выдержал этот баланс между бесконечным личностным кризисом героя и тонкой ниточкой его адекватности, не перевешивая чашек весов в ту или иную сторону. Несмотря на трагичность обстоятельств в жизни Керема, его душевную травму, образ, созданный Энгином получился довольно гармоничным и правдивым. Этой работой Энгин ещё раз продемонстрировал неоспоримый профессионализм, показал ремесло в хорошем смысле этого слова, и подтвердил своё место в сонме лучших актёров турецкого кино.

Сознательно или нет, согласно ли задумке режиссёра, или вследствие выразительной игры Энгина, образ Керема стал центральной смысловой точкой во всём фильме. Остальные персонажи лишь крутились вокруг его орбиты, но стоит отметить сильную игру и профессионализм всей команды актёров. Исключение составляет образ слепой шаманки-целительницы (актриса Сезер Шериф), ставшей тоже ключевой фигурой в данной истории. Образ жены Керема, в исполнении молодой актрисы Хилал Алтынбек, больше напоминает фантомную боль главного героя, в отличии от шаманки, которая становится его спасительницей и партнёром.
 
Взятие на себя или своего героя подавляющего процента внимания зрителя, лишь недавно стало наблюдаться в фильмах Энгина Акюрека. Хотя предпосылкой к этому, можно считать раннюю и наиболее сильную работу актёра в сериале «Если бы я стал облаком», где герой Энгина, буквально, забрал себе себе все внимание, затмив остальных персонажей, что явно не входило в планы сценариста и режиссёра.
 
Но, осознанно, такой феномен можно было проследить в его последнем сериале «До самой смерти» (2017), который, к сожалению, несмотря на хорошую задумку, имел не столь удачную судьбу и был закрыт. Но, и в этом проекте, Энгин сумел наделить своего героя, его нелёгкую жизнь, сильной эмоционально-смысловой нагрузкой, сделав этот образ центральной «зоной конфликта и интереса», перетянув все акценты на себя, где остальные события и герои вращались вокруг него и его трагедии.
 
Однозначно, работа Энгина в фильме «Дети доверены тебе» станет определённой вехой в его карьере, и возможно, повлияет в будущем, на его дальнейшие актёрские амбиции и планы.

В заключении можно сказать, что фильм Чагана Ырмака стал, на мой взгляд, явлением и внёс свою лепту в развитие кинематографа Турции. Несколько выбивающийся из обычного мейнстрима турецкой медийной продукции, фильм, может быть непонятен массовому зрителю, но те, кто его посмотрят, запомнят это кино на долгое время. Подобные фильмы, являются, своего рода «культурными локомотивами», что тащат на себе, и часто со скрипом, экспериментаторство и освоение жанров, не свойственных местной коммерческой конъюнктуре, в этом видится как ценность подобных фильмов, так и их польза.

И наконец, можно полностью согласиться с создателями фильма в том, что каждый зритель оценивший их работу, найдёт в этой истории что-то созвучное в себе, то, что затронет часть их души и сердца. Добавлю от себя, что этот фильм, возможно, поможет некоторым победить внутренних демонов, которые есть в избытке в каждом из нас.

Наргис Ташпулатова,
арт-критик, кандидат искусствоведения