Кто виноват, и что делать?

Михаил Пруцких
                Филосовское эссе

Великая страна, великий народ, великая культура, великая история. Я всегда был уверен, что СССР – это великая страна. Я уверен в этом и сейчас. Россия, как правопреемница  тоже претендует на это звание, но так ли это сейчас? Великая история – да. Великая культура – да. Огромный военный потенциал – несомненно. Но разве этого достаточно. Почему только мы сами признаем и согласны с тем, что мы великая страна? Почему соседние страны отрицают, или, по крайней мере, ставят под сомнение этот тезис? Почему большинство стран решительно дистанцируются от нас? В чем корни этого идеологического противостояния? Сразу скажу, что я патриот своей страны, но не «квасной» патриот, слепо верящий в государственные постулаты. Я хочу понять, почему Российская модель государственного устройства крайне не привлекательна для большинства стран. Что нужно сделать, чтобы преодолеть это неприятие? и, вообще, возможно ли это преодолеть в принципе? Чем вызвано это противостояние, ошибками и преступлениями прошлого, или несостоятельностью государственного устройства в настоящем? И что ждать нам в будущем?
Еще совсем недавно, чуть больше 100 лет назад, роль и влияние России на международную политику ни у кого не вызывала сомнения. По уровню экономического развития, международного влияния и авторитета мы были примерно равны с ведущими западными странами, в чем то, уступали, а в чем то и лидировали. Ментальность населения этих стран была нам близка и понятна, мы придерживались одинаковых жизненных принципов. Также как и мы были понятны и предсказуемы для жителей коллективного Запада. Конфликты, конечно же, были, но они не были такими антагонистичными. Все стало меняться после Великой Октябрьской революции 1917 года. Еще раз подчеркну, что это только одна из гипотез, но эта гипотеза кажется мне правдоподобной.
Уклад жизни, мировоззрение и жизненные принципы – очень консервативны, и меняются очень медленно и постепенно, иногда в течение нескольких поколений. Революция нарушила привычный жизненный уклад, сломала естественный ход развития общества, перевернула на 180 градусов понятия о том, что хорошо, а что плохо. Изменились личностные оценки. О человеке стали судить не по его делам и заслугам, а по классовой принадлежности. Это стало государственной политикой на многие годы. Наступила эпоха мучительной ломки не только «старого мира», но и духовности, и нравственности русского народа. Советская власть решительно взялась за наведение нового порядка: Уничтожали российскую элиту – интеллигенцию, офицеров, дворянство: носителей таких понятий, как благородство и честь, уничтожали священников - народных пастырей, совесть и мораль нации, уничтожали «крепких» крестьян, а, по новому кулаков-мироедов, а на самом деле эффективных управленцев сельского хозяйства, уничтожали казаков, как класс, да и вообще всех несогласных, а их было много. Кого то расстреляли, кто то бежал, кто то затаился от новой власти. Конечно, были среди них и мерзавцы, но, главное, что они уничтожались не по их делам, а по классовой принадлежности. С этого момента началась ломка устоев, девальвация морали и разрушение общественной нравственности. Важно понять, когда же произошел сдвиг в сознании людей, когда произошла подмена понятий, что хорошо, а что плохо. К власти пришли недоучки и неумехи, иногда – горлопаны и краснобаи, а иногда – откровенные воры, аферисты и приспособленцы.
Государственным лозунгом стало – каждая доярка может управлять государством. Что говорить, когда даже в 30-е годы, в сталинском аппарате, не у всех было даже среднее образование. Я уверен, что много было людей, которые искренне верили в идеалы революции. Но власти не нужны романтики. Они быстро уступили место прагматичным приспособленцам, не верящим ни в какие идеалы. Новое правительство не гнушалось никакими методами. Лозунг: цель оправдывает средства – стал главным. Советские люди прошли и веру в идеалы революции, и страх сталинских репрессий, и презрительную брезгливость новой советской элиты. Сформировалась советская мораль двойных стандартов, когда человек думал одно, а говорил другое. Многое говорилось о свободе, но советский человек никогда не был действительно свободным. На какое то время Запад стал для советских людей эталоном свободы и демократии. На этом этапе Запад явно переиграл нас в идеологической борьбе.
Но прошло время, и к власти пришли новые люди, которые отлично понимают необходимость немедленного переустройства, реформирования государственной модели, не только в экономике, но и в сознании людей, заставить поверить в то, что  есть возможность другого пути развития общества. Путь этот трудный и длительный, но необходимый. За это время люди стали прозревать, многие убедились, что демократия по западным лекалам, не столь уж привлекательна, она действует только в отношении тех, кто разделяет западные ценности, и ущемляет тех, кто в них сомневается или не разделяет. За время прошедшее с Октябрьской революции сформировался новый тип советской ментальности, отличной от ментальности западной. Мы не хуже и не лучше, мы просто абсолютно разные. Сравнивать, кто из нас лучше или хуже – бессмысленно. Это все равно, что сравнивать, кто сильнее слон или кит. К одним и тем же вещам мы относимся по разному: толерантность западных людей, позволяющих сексуальным меньшинствам диктовать свои правила большинству, или неспособность западных мужчин защитить своих женщин от обнаглевших «беженцев» с Востока вызывает отторжение россиян и претит нашей ментальности ( и слава богу), хотя считается абсолютно нормальным на Западе. Раскол в жизненных принципах и в нашей ментальности становится все больше и грозит превратиться в непреодолимую пропасть. Стереотипы о русских очень живучи, и основаны на нежелании понять российскую ментальность и исторической предвзятости. Переломить стереотипы о русских - важная задача нашего общества. В чем то нужно идти на компромиссы, а в чем то проявить твердость, и даже жесткость. Я ни в коем случае не призываю « ложиться» под Запад. Россия – суверенная страна и не будет жить под диктовку. Но на какие-то компромиссы все равно необходимо идти, как нам, так и нашим противникам. Главное переломить стереотипы. Процесс этот долгий, и нужно быть готовыми к длительному санкционному давлению Запада. Я думаю, что у нас есть шанс переломить западные стереотипы о нас, на основе возрождения духовности и нравственности.А начать можно с самих себя, с культуры общежития, с мелочей на которые мы порой не обращаем внимания. Ни в одной развитой западной стране вы не увидите столько грязи под ногами - это и окурки, которые никогда не кидают в урну, а только под ноги в ожидании общественного транспорта, это и экскременты домашних животных, которые никто даже не думает убирать за своими любимцами, это и повсеместный "мат", указывающий и на низкий уровень культуры и нищий словарный запас. "Мат" это убогая форма общения, духовно нищих людей. Согласитесь, что как это неприятно, но, иногда, бывает стыдно за наших соотечественников за границей. Может быть подняв уровень культуры, мы быстрее сможем переломить устоявшиеся стереотипы и изменить отношение к себе. Это - единственный путь. В ином случае нас ждет полная изоляция.
И еще: коллективный Запад постоянно испытывает нас на прочность. Прогнемся мы или нет. Нащупывают наши слабые места. В США у нас отняли дипломатические представительства (российскую собственность), сорвали флаги, выгнали дипломатов. А мы, чтобы продемонстрировать наши высокие моральные качества, пригласили детей американских дипломатов на «Кремлевскую елку». Вы, что надеетесь, на то, что это кто-нибудь оценит? Это расценят, как очередную слабость. Нас прогнули еще сильнее с Олимпийскими играми, бездоказательно обвинив нас в государственной допинговой программе, ссылаясь только на голословные обвинения полоумного предателя Родченкова. МОК огульно обвинил наших спортсменов в применении допинга, не затрудняясь доказательствами, и не допустил большинство наших спортсменов до участия в играх. Если мы Великая страна, то почему мы позволили так себя унизить. Я не могу никого судить, но мне было стыдно за наших спортсменов, согласившихся участвовать на этих Олимпийских играх на таких унизительных условиях: выступать без государственного флага и гимна, представлять не страну, а только себя. То, что они так долго готовились к этим играм, на мой взгляд, не является оправданием. Причем унижения продолжились и во время игр: разместили их в худших условиях и постоянно шпионили за ними, не разрешая, под страхом дисквалификации, даже носить одежду с российской символикой. Мне стыдно за них до сих пор. И опять мы прогнулись, а Запад отметил нашу слабость.
Дальше – больше. Теперь уже Тереза Мэй, эта плохо воспитанная дама, дергающаяся как на шарнирах, с манерами базарной торговки, без всяких доказательств обвинила Россию в покушении на экс-шпиона Скрипаля и его дочки, даже не показав фотографии пострадавших. Встает вопрос, а было ли преступление вообще? На основании – «высокой степени вероятности», не удосужившись поиском хоть каких то доказательств, высылают наших дипломатов, отбирают российскую собственность и грозят новыми санкциями. Уже незаконно обыскали, без всяких объяснений, наш гражданский самолет. А что дальше? Идеологическая война перешла в новую фазу. Достаточно просто создать общественное мнение, на основании постоянного повторения обвинений, и вот уже все убеждены, что преступление совершили русские.
Не нужно ничего доказывать. Так уже было в 30-е годы прошлого века. Генеральный прокурор Советского Союза, Вышинский Андрей Януарьевич, объявил, что не нужно никаких доказательств вины обвиняемых, достаточно классового чутья и признания самих обвиняемых, признания, которые выколачивают всеми способами. Так что же хваленая Английская демократия скатилась до сталинских методов получения доказательств, на основании «высокой степени вероятности», и своей ненависти к России? Похоже, что так. Кстати, совсем недавно английское правительство обвинило Россию в инспирировании брексита, т.е. в организации и манипулировании общественным мнением в Великобритании - запредельный маразм. Аргументация простая: Если брексит не выгоден англичанам, то он выгоден русским,т.е. русские его и организовали. Продолжая эту логическую цепочку можно сказать, что Тереза Мэй - Российский шпион, т.к. это она и добивается брексита с завидным упорством.
И еще, почему мы все время оправдываемся? Обороняющийся – всегда проигрывает. Почему не обвинить Англию в убийстве наших соотечественников? Ведь это уже не первый случай. Оказывается русским опасно жить на этом богом забытом острове, который «с высокой степенью вероятности» лет через сто вообще окажется под водой.
Как бы мы не относились к нашим гражданам в Англии, но это наши граждане, и Березовский, и Литвиненко, и Скрипаль, и многие другие. Если нет доказательств нашей вины, почему нельзя допустить, что «с высокой степенью вероятности» , это дело рук Английской разведки. Нужно усиливать наше информационное поле,отстаивать  государственные интересы, активно защищать наших граждан, разоблачать западные происки,и провокации. Только так можно  переломить стереотипы в отношении русских людей.
Слово «русский» давно стало на Западе нарицательным и означает – воровство, пьянство и агрессию. Какими бы мы не были на самом деле, стереотип создан.  Нашими противниками нам уготована печальная участь. Им не дают покоя наши необозримые территории, и неистощимые недра. Мир меняется, и роль США в этом мире постепенно теряет свои позиции. Страх потерять свои позиции в современном мире могут довести США и его апологетов до ядерной войны, в которой не будет ни победителей, ни побежденных. И, все таки, я надеюсь, что здравый смысл и коллективный разум возобладают и проблемы будут решаться мирно, путем взаимных компромиссов, а Россия выйдет обновленной из этих испытаний и займет достойное место среди мировых держав.