Омут памяти 14

Марина Постникова
В комнате находились четыре человека. Трое мужчин стояли, один сидел на табуретке. Дверь открылась, и в комнату вошел Славка со стаканом в руке. Он подошел к сидящему на табуретке и протянул стакан ему. Михалыч, это был он, взял стакан, выпил воду залпом, потом вернул стакан и, обращаясь к отцу Василию, спросил:
-ВДВ?
-Нет, спецназ.
-Афган?
-Да и кое-что еще.
Михалыч потер грудь, покачал головой и сказал:
-Не ожидал. Молоток.
Алёшка, стоявший в стороне сделал, шаг и спросил, обращаясь к Михалычу:
-Может, ты нам расскажешь, пока милиция не приехала.
Михалыч повернулся к нему, достал пачку сигарет, встряхнул и достал сигарету, посмотрел на Алёшку и сказал:
-А что рассказывать? - он сунул сигарету в рот, чиркнул спичкой, прикурил, выпустил струйку дыма и продолжил, - Ты же сам всё знаешь.
-Не всё. Например, я не знаю, что  могло связывать тебя и Наташу Нестеренко, видимо это начало истории.
Михалыч усмехнулся и сказал:
-А ты Алёха зря бросил юрфак, ты  правильно  все угадал. Это действительно начало истории, - он сел поудобней на табуретке, затянулся ещё раз и продолжил, - Я не знаю, что там было у Ольги с Татуриными, но когда мы сюда приехали, я и моя невеста Наташа Нестеренко, Ольга прислуживала в ихнем публичном доме...
-Почему публичном доме? - спросил Алёшка.
-А по-другому это и назвать нельзя. Возили в этот притон девочек из города, пьянки, гулянки, почитай каждый день. Это только называлось пансионатом, а на самом деле самая настоящая барская заимка для расслабухи. Приедут, набезобразят и свалят. А Оля с Пашей убирают всё, к новой встрече готовятся. В Спасском  тогда ещё мои родители жили, вот к ним я Наташу и привёз. Я с ней в госпитале познакомился, после ранения. Я снова отправлялся туда же, поэтому и  отвёз её к родителям. Она устроилась работать в пансионат медсестрой. Мы решили, что я вернусь, и мы поженимся. - Он помолчал  немного, затушил сигарету и продолжил, - когда я вернулся, то узнал, что в пансионате  был пожар, и что моя Наталка погибла в нём. Я не мог поверить в это. Это было такое горе, я не мог жить здесь и снова уехал, потом были горячие точки. Я как обезумел, я подписывался на любой контракт,  мне не деньги нужны были, хотя и их платили добросовестно, я искал смерти, но пули отлетали от меня, смерть обходила меня стороной. Я понял, что бог хранит  меня для чего-то большего. Так я дослужился до отставки, вышел и... и понял, что мне некуда идти. Ни кола, ни двора. Родители умерли, осталось только место на кладбище, где лежала моя Наталка. Год назад я приехал сюда, устроился на работу, приобретя за одно и крышу над головой. Отыскал могилу Наташи, увидел, что за ней кто-то ухаживает. Проследил. В один прекрасный момент на могилу пришла Ольга. Я пришел к ней и попросил рассказать мне, как погибла Наташа. Она меня выгнала. Тогда я стал приставать к Павлу, тот тоже ничего не захотел мне сказать. Чутье мне подсказывало, что здесь был замешан Илья, я пошел к нему. А он, узнал кто я, сначала сказал, что ничего об этом не знает, а потом стал мне деньги предлагать и просил, что бы я к нему больше не приходил. Мы разговаривали с ним у него в офисе. Дача их стояла пустая, они её продали, а новые хозяева тоже в ней не жили, ну я и купил ее.
-Ты? - удивился Алёшка, - имел шикарную дачу, а жил в сторожке, ну ты чудак.
-Мне это было не нужно. Я солдат, привык обходиться малым. Мне некому было отдавать деньги, а я их зарабатывал достаточно, и в рублях и в валюте. На поесть и выпить мне пенсии и зарплаты хватало, куда еще было деньги девать. А дача стояла пустая я и решил. У меня осталась только одна цель в жизни. Я хотел отомстить.
-Кому и за что? - спросил отец Василий.
-Тому, кто отнял у меня любовь, надежду на счастье, мою жизнь, - проговорил Михалыч, - и не о чем не жалею. Но ещё,  я хотел знать, почему погибла моя Наталка?
-А девочка? - спросил Славка.
-Это случайность. О ней я сожалею, - он замолчал, снова достал и прикурил сигарету.
-Так что же было дальше? - подал голос Андрей.
-Что? А... ничего.  Я купил эту дачу, начал потихоньку приводить её в порядок. Я однажды, чистил камин и  натолкнулся на связку фотографий. Их, видимо бросили в камин, но поджечь забыли. Камин был всяким мусором завален. Это были женщины, много женщин, голые, в различных позах. Я разглядывал, эти фотографии и понял, что это реальные женщины. На некоторых  снимках был Илья. Надеюсь не надо объяснять, что они там делали. Там же в куче мусора я откопал и ангела, я сразу узнал Наталкин кулончик. Его ей моя мамаша подарила на помолвку.  Она с ним не расставалась, его можно было снять с неё только силой. Больше сомнений у меня не было. Я решил убить Татурина.   Я снова пошел к нему. Я швырнул ему эти фотографии в лицо. Он испугался. Снова начал предлагать мне деньги. Это снова было в его офисе. Я уже хотел показать ему ангела, я хотел, чтобы он мне рассказал, как умерла Наташа. Но тут в его кабинет вошла его дочка. Она увидела фотографии, видимо, всё поняла, помертвела. Я тогда ушёл. А потом, - он вздохнул, - потом я  позвонил ему и попросил встретиться. Я приказал ему приехать на то место, где стоял сгоревший пансионат. Он проехал через мой КПП, я закрыл шлагбаум и пошел за ним на озеро. Я шел деревьями. Я видел стоявший на дороге белый “Мерседес”. Я видел, что Илья стоит у машины. Девчонки там не было. Я думал, что Татурин один приехал. Я подкрался к нему, у меня был обрез. Я занял удобный наблюдательный пункт, прицелился, - Михалыч изобразил двумя руками обрез и как он им прицеливался, и продолжил, - но тут на меня сзади напала эта маленькая чертовка. Не знаю, может,  она в кустики отошла, пока они меня ждали. Не знаю. Не профессионально я тогда сработал, прокололся. Не предполагал, что он её  с собой притащит. Настолько уже близок был этот долгожданный миг мести, что всё другое было побоку.  Она колотила меня своими кулаченками по голове, пытаясь отнять у меня обрез, я схватил её за голову, - он посмотрел на свои руки, - я в разведке служил, Афган прошел, и не только, это был прием необходимой обороны. Часовых мы убирали либо ножом, либо... руками.  Я не люблю крови. Короче, это было секундным делом, она умерла мгновенно. Мы от Ильи метрах в пятидесяти были, он услышал шум и прибежал, я скрылся за кустами. Он плакал над ней, потом взял её на руки, усадил в машину. Он сел за руль и включил фары, а я вышел и встал перед машиной. Я снова прицелился, но не успел нажать на курок, он нажал на газ первым. Я побежал, он меня метров триста гнал, пока мы не выехали на утес, я сиганул вниз, он за мной, но я сразу на глубину ушел и к утесу успел прижаться, а он на дно.  Машина надо мной еще метров двадцать пролетела, и носом нырнула. Я видел, как он тонет, но у меня не было никакого желания спасать его. Я  переплыл озеро, ушел домой  и напился. На утро я хотел пойти в милицию и сдаться, но жизнь рассудила иначе. Из подозреваемого я превратился в понятого. Тогда я решил подождать. Я еще не знал всей правды. Я хотел знать, как погибла моя Наталка.
-И ты узнал? - спросил Алёшка.
-Узнал. После похорон Ильи с дочкой, помнишь, когда Ольга мне лицо расцарапала, вы уехали все, а я позвонил вам на дачу, сказал Павлу, что я от Татурина, что ему, Павлу, срочно необходимо приехать в город, приехать непременно одному. Он меня не узнал, видимо потому что привык слышать, как я говорю по-деревенски. Невдомек ему было, что я умею разговаривать по-другому, что я академию закончил.   Ну, он уехал, а я к Ольге. Пришел и говорю, мол, успокой ты, мою душу, расскажи, как Наталка умерла. Она сначала отнекиваться стала, а потом я ей “ангела” показал и рассказал, где нашел. Ну, тут уж её понесло, она мне всё и выложила. Илюха к Наталке сразу начал  приставать, как увидел. Сначала, ухаживал, а она ни в какую. Ольга сказала: “Нашла, вошь перед кем кобенится”. Вот так вот, моя девочка-Наталочка для него вошью была. Ну, короче получилось у них как-то,  подсыпали они ей чего-то. И, видно, Ольга здесь не последнюю роль играла. Она для этого пащенка в доску, готова  была, расшибиться.  Ольга сама её уговаривала, или запугивала, уступи, мол, по-хорошему, а не то своего  Ивана  из Афгана “грузом двести” получишь. Договорились они, что Наталка сама с ним поговорит, попросит не вредить мне. Наивная была. Она с таким дерьмом раньше не пересекалась. Верила, что если человеку все объяснить, то он поймет. Короче, день её рождения они праздновали  вместе, там в  этом притоне. Ольга сказала, что спать они ушли вместе, а в полночь амбулатория загорелась. Ольга в огонь бросилась, Илюшеньку своего спасала, обгорела вся, крыша у неё поехала. Наташа там осталась. У “ангела” цепочка порвалась, Ольга его на полу нашла, когда посуду убирала. Еще до пожара, хотела уничтожить, но Илюха не дал. Он его долго таскал, как брелок на ключах. А когда ключи от дачи передавал новым хозяевам, снял “ангела” и в камин бросил. Они туда мусор сваливали, рассчитывали, что новые хозяева подожгут его, и все следы их грешной жизни сгорят. Никто не предполагал, что именно я буду чистить этот камин.
  Ольга рассказала это, а потом сказала мне, что, мол, Павла вызвал к себе Татурин, что Павел привезёт его сюда, что они расскажут ему всё, что меня ждёт страшная  смерть, что Сергей Ильич об этом позаботится, что он достанет меня и из тюрьмы, и из могилы. А я ей ответил, что Павла в город отправил я, что они два старых лакея, давно уже никому не нужны. Тогда она снова кинулась на меня. А у меня опять рефлекс сработал. Две секунды и всё, и она вытянулась. Я положил её на кровать и стал ждать Павла. А тот, видимо, что-то почувствовал, вернулся с остановки. Я увидел его в окно. Решение пришло мгновенно, на комоде лежал его ремень, я сделал из него удавку, а как только он вошёл, я её накинул и всё. Потом подтянул его к её кровати, привязал, вытер свои пальчики и ушёл. - Он снова помолчал, как будто что-то припоминая, покачал головой и проговорил, - Там я и потерял мой талисман, потом приходил за ним несколько раз, искал, а нашёл его ты Алёшка и догадался обо всём,  вот и всё. Больше мне и рассказывать нечего.
-А как ты двери умудрялся открывать? – спросил Алешка.
Михалыч молча усмехнулся, достал из кармана связку ключей и протянул её Алешке. Алешка взял её и сразу узнал свои ключи.
-Ты их потерял там, на озере, в ту самую ночь. Извини, что не отдал сразу.
Теперь усмехнулся Алешка.  Действительно та ночь была такой, мягко говоря, странной и мистической, что он даже не заметил, что потерял ключи.  Нечистая сила в  ту самую  короткую ночь в году, позабавилась с ним основательно.   
Пока Михалыч говорил, Славка выходил из комнаты и возвращался.  Он  вызвал милицию и позвонил на дачу Корниловых, Алёшкиному отцу.
За окном, тишину ночи разрезал звук милицейской сирены. К дому подъехал милицейский УАЗик. Алёшка выглянул на улицу. Под светом уличного фонаря виднелось несколько мужских фигур, они двинулись в дом.
В комнату первым вошел Леонид Иванович Корнилов, за ним вошел  старший следователь областной прокуратуры Кунгурцев.


                ***

  Зимой посёлок Дальняя дача был красив не менее чем летом. Белые пушистые шапки накрывали раскидистые вечнозеленые лапы сосен. Дорожки были аккуратно расчищены, вдоль них с обеих сторон тянулись две лыжни. Одна вела к Круглому озеру, вторая обратно. На самом Круглом был расчищен каток, несколько ребятишек играли там в хоккей. Алёшка и Алла стояли на пологом берегу и наблюдали, как Станислав и Лина катаются с горки на санках.
-Алла, а ведь вы не случайно тогда послали меня в Спасское к отцу Василию.
-Конечно, не случайно, - ответила Алла кутаясь в огромную пуховую шаль, надетую поверх небольшой фетровой шляпки, - Ваня попросил у меня срезать несколько пионов. Я посмеялась и спросила, зачем они ему, не на свиданье ли он собрался. А он ответил, что невеста его на Спасском кладбище лежит. Я спросила его,  что с ней случилось? А он покачал головой и ответил, что она имела несчастье понравиться одному богатенькому негодяю, он её и погубил, но теперь и он за всё рассчитался, и он сам и его пособники. Он так это говорил, зло, с ненавистью, что я испугалась. Я сопоставила факты, вспомнила, все, что мне о гибели Ильи и его несчастной дочки рассказывала ваша мама и сделала собственные выводы. Я понимала, что в вашем расследовании не хватает именно этого звена, я взяла, и замкнула цепь. Послала Ивана в Спасское, я знала, что он пойдёт через кладбище  обязательно. А вас послала за ним следом. Всё остальное довершило ваше воображение и способность чувствовать.
-Скажите, а ведь вы узнали “ангела”?
-Да этот кулон я подарила матери Ивана, когда уезжала в Москву учиться, это вещь семейная, мне она досталась от моей матери. Мы с Катей были очень дружны. Наши матери были родными сестрами. Иван мне был как младший брат.
-Я даже и не знаю, благодарить вас за это или нет.
-Нет. Ваня вырос на моих руках, поверьте, мне было тяжело. Но я бы не смогла жить с такой тяжестью на сердце. И ещё, я,  до последнего, надеялась, что всё же это не он, что я ошибаюсь. Поэтому и отдала вам право поставить последнюю точку в этой драме.
Алёшка ничего не ответил, с той июньской ночи, когда он сидя здесь на этом утёсе обнаружил в озере машину с двумя погибшими, прошло уже пол года. В Алёшкиной судьбе изменилось многое. Теперь он больше не москвич, он остался жить в Дальнославске.  В Дальнославском университете он поступил на факультет психологии, специальность судебная и спецпсихология. Учился он на вечернем отделении, а днём работал журналистом  в газете “Время местное”, вместе с Андреем Какошиным. Лина  устроилась работать в природоохранную прокуратуру. Жили они вместе, у бабушки Марии Дмитриевны. Отец предложил им купить отдельную квартиру.  Но Алёшка отказался, сказав, что начинающему журналисту  собственная квартира пока не по карману, да и бабушка была категорически против. Отец всё понял и согласился с выбором сына.
Они каждый выходной выбирались на дачу. Алёшке безумно было интересно беседовать с обоими супругами Григорьевыми. Им недавно из Латвии пришло официальное извинение Латвийского правительства, за притеснения. Им обоим вернули звания и гражданство, отмечая их заслуги перед Латвийским народом. Их деятельность была признана не оккупационной. Им предлагалось пройти процедуру получения гражданства. Станислав был очень доволен этим обстоятельством, но сказал, что если бы ему предложили в России сдать экзамен по русскому языку, он бы уехал в Бразилию. Видимо он намекал на то, что для  Аллы  сдача экзамена на знание латышского языка процедура не менее унизительная. Они решили остаться здесь. Алла частенько стала навещать местный архив и букинистические развалы, уже откапала, что-то интересное, и  пообещала всем, что скоро будет сюрприз. Алёшкин отец подарил им компьютер, и они установили график работы на нём. Алла начала писать свой роман, а Станислав мемуары, которые он назвал “Исповедь старого судьи”.
Разговор о Михалыче сегодня возник не случайно. Алле,  как единственной родственнице Ивана Михайловича Плотникова, подследственного в деле о гибели Татуриных и Орловых,  сообщили о том, что он погиб в следственном изоляторе. Каким образом не сообщалось. Сообщалось только, что захоронение тела будет произведено в установленном порядке.
-Алёша, как вы думаете, ваш отец может повлиять на местные власти, я бы хотела похоронить Ваню по-человечески?
-Я думаю да, я позвоню ему.
-Да, если можно, пожалуйста.
Но этого не потребовалось. Когда они вернулись на дачу, то увидели у ворот уже знакомую машину из похоронного бюро. Молодой человек, в темной строгой одежде с папкой в руках дожидался их, переминаясь с ноги на ногу.
-Похоронное бюро “Ритуал”, - представился он, протягивая руку Алёшке и Станиславу, и чинно раскланиваясь с дамами.
-Очень приятно, но мы вас не вызывали, - растерянно ответила Алла.
-Вы не беспокойтесь, пожалуйста, я привез вам разрешение судмедэкспертизы на захоронение и если вы не против, то мы и проведем всю церемонию.
  -Но ваши услуги стоят, вероятно, очень дорого? - спросил Станислав.
-И об этом тоже не беспокойтесь, всё оплачено.
-Кем? - в один голос спросили Алла и Алёшка.
-Заказ оплатила фирма “Татурин и К”, - удивлённо ответил молодой человек, - в этом нет никаких нарушений. Сергей Ильич много занимается благотворительностью. Он уже неоднократно помогал нам хоронить малоимущих граждан.
Алёшка с Аллой переглянулись, потом Алла молча попросила совета у  мужа и вздохнув согласилась. Им всем показалось справедливым, что Сергей Татурин, оплатив свои долги, платил теперь по долгам сына. Был ли он виноват в гибели Ивана Михайловича, теперь уже было всё равно, кажется, этот последний жест доброй воли с его стороны, наконец, примирил все враждующие стороны, и, наконец, прервал эту трагическую цепочку.
К вечеру в их доме появился еще один неожиданный гость. Теперь это был нотариус. Тоже молодой, тоже очень вежливый и даже услужливый. Он принёс дарственную, составленную на имя Аллы Георгиевны, она теперь становилась хозяйкой бывшей  дачи Татуриных.
Алла даже не взглянула на бумагу. Она продиктовала нотариусу распоряжение о продаже дачи и передачи вырученных денег, с учетом уплаченных налогов, в пользу церковного прихода села Спасское и храма Спас Преображенья, находящегося в этом селе. 
После того, как Михалыча арестовали, его сторожку разрушили, шлагбаум ликвидировали. Там в сторожке Алла нашла кожаный офицерский планшет в нем несколько фотографий Наташи Нестеренко, документы и ордена, среди которых были орден Ленина и Золотая медаль Героя Советского Союза.


НЕУЖЕЛИ ТАК ПЛОХО, ЧТО НИКТО НЕ ПИШЕТ РЕЦЕНЗИЙ!?!?!