Экскурсия сон

Адис Казыев
                ЭКСКУРСИЯ(сон)


Весна. Ташкент. Театр имени Алишера Навои. Суббота

 Я медленно спускаюсь с парадной лестницы. Наташа не пришла...
 Женщины выбирают деятельных и предприимчивых,
-как говорил мне мой друг Аркаша, - сопливые романтики никому не нужны.
 Опускаю ставший уже ненужным букет. В голове звучит мелодия:
 "Вот ты опять сегодня не пришла,а я так ждал, надеялся и верил..."

 Навстречу девушка - "само очарование", спешит к театру, интересно к кому?
 Оборачиваюсь, она подходит к парню. Иранец или пакистанец небрежно её обнимает,

она предано заглядывает ему в глаза.

“Ну, почемуууу?”
Шумит фонтан "Каменный цветок", прогуливаются люди,

мамаши отгоняют детей от фонтана. Фотографы снимают на фоне столицы желающих.
 Звенят на повороте к конечной трамваи,

впрыскивая всё новых покупателей в ЦУМ.
День пропал. Надо чем-то его занять.

А может, в "Доме знаний" что-нибудь проводится?
Медленно иду к цветочному магазину, где недавно купил букет.
 Вижу, автобусы "Экскурсии" стоят. Читаю:

"Достопримечательности Ташкента", "Чарвак", "Старый город"
 Вот старый город я бы посмотрел, там заблудиться легко, а тут везут.
Подхожу к автобусу, в дверях девушка в синем форменном платье,

в пилотке, на груди "Птичка".

"Прямо, стюардесса!" - подумал я.

- Старый город?"
- Да! Проходите!
Поднимаюсь, тут уже расположилась группа студентов.

Галдят, у них сессия, есть о чем поговорить.
Прохожу в конец салона, а вот моё любимое место в автобусах "ЛАЗ".
 На заднем сиденье, хоть и шумно, но всегда тепло от двигателя.
 Сквозь дрёму слышу, как садится молодая пара с ребёнком,

последним входит старик с клюкой. Слышу, "стюардесса" не очень-то хочет его пускать,

дескать, эта экскурсия для молодых. 
Но старик оказался настырным, аргументирует, "что он там работал после землетрясения"...
Проснулся от лёгкого касания, "стюардесса",

холодно улыбнувшись, сказала: "Приехали!"
Мне удалось рассмотреть её поближе: блондинка, причём яркая,

и какой-то у неё прибалтийский акцент Автобус был уже наполовину пуст,

и тут я заметил ещё одного пассажира. С виду он был похож на инженера.
Восточного типа человек,

средних лет, с камерой в руках. Инженер, старик и я потянулись выходу.
 Да, это был старый город с его улочками, дувалами

и резными восточными воротами.
 И, конечно, неожиданностью было здесь стеклянное здание музея.

Наши студенты и молодая семья уже входили в галерею музея.
 "Музей Радио и Телевидения", так гласила вывеска

над стеклянными дверями, за которыми стоял охранник.
 Я не спешил, да и инженер тоже, хотелось оторваться от галдящих студентов.
 После стеклянного вестибюля, в галерее были выставлены

экспонаты радиодеталей, таблицы характеристик, портреты изобретателей.
 Мы уже переходили в другой зал, как услышали, громкие возмущения старика,

шедшего за нами. Он был недоволен тем, что на стенде неточно были указаны

данные об изобретателе, которого он знал лично.
 Охранник второго зала был очень похож на стража у входа в музей. "Братья что ли?" подумал я.

В следующем зале старик снова возмутился так, что охранник начал звонить.
 Мы с инженером уже покинули зал, когда послышались звуки потасовки,

что-то тяжелое упало на пол...

Я развернулся, чтобы посмотреть, что происходит.

Но дверь закрыла собой, внезапно возникшая "стюардесса".
 "Экскурсанту стало плохо, ему уже оказывают помощь,” - сказала она холодно.
"Какая она "стюардесса"? Эсесовка скорее всего!”


"Эта экскурсия только для молодых людей" - вспомнил я её слова.

Я поспешил догнать "инженера" и поделиться с ним своими подозрениями.
Тот был у экспозиции телекамер, рядом с ним стоял третий охранник,

близнец первых двух.
"Послушайте!" - обратился я к нему, но боковым зрением улавливаю:

как прислушивается страж, и все телекамеры-экспонаты

разворачиваются в нашу сторону.
 "Они всё услышат,- подумал я. - Может на английском сказать ему?"
 Они всё поймут и на английском, а инженер может не понять.
Тогда на узбекском, он поймёт точно, а они пока переведут,у нас будет немного времени.

 Так, слово "роботы" надо избежать. Они насторожатся.
 "Ака! Манимча бу одамлар эмаслар.Бу ёмон кугирчоклар!
(Мне кажется это не люди, а плохие куклы.) Бизга оркага бориш керак!”
(Нам надо отсюда уходить!)
Я вижу, как напрягся инженер и тихо ответил:

"Гапингиз тоури,ман ям курияпман!" (Вы правы, я тоже это заметил.)
 Было видно, что охранник-робот ничего не понял,

но транслировал услышанное со своих глаз-телекамер.

Теперь я его рассмотрел получше.

Лицо у него было похоже на восковую маску, глаза не мигали,

а зрачок менялся, как диафрагма объектива фотоаппарата.


Но больше удивляли руки - пластмассовые, как у кукол.

Мы придумали план отхода, а вот сработает он или нет?

"Мистер! - обратился я к стражу. Мы делаем репортажи

о разных музеях, в прямой трансляции.

Много зрителей следят за нашими передачами. У вас очень интересный музей,

с большой коллекцией экспонатов. Я уверен, многих заинтересует этот репортаж

и люди захотят посетить ваш музей.
 Мы хотели бы начать передачу с галереи первых телевизоров.”
 Охранник молча смотрел на нас глазами-телекамерами.
Видно было, что кто-то там, наверху, тоже внимательно слушал, раздумывал...
 Наконец, он чем-то щёлкнул и включил подобие улыбки.

Глаза робота-стража сверкнули зелёным светом, и он произнёс:

"Да! Конечно! Вы можете вернуться."
Мы с инженером торопливо зашагали назад, в открывшуюся дверь.
Вот, наконец, зал с первыми телевизорами. Я встал между старыми телеками

"Рекорд" и "КВН". Инженер навёл на меня камеру, и я начал:
 "Добрый день, уважаемые зрители!

Сегодня мы ведём репортаж из нового музея в старом городе.

Музей называется "Музей Радио и Телевидения" Здесь очень богатая экспозиция.

Сейчас, например, я нахожусь между двумя первыми,

самыми массовыми ламповыми телевизорами,

которые вы без сомнения узнали - это "Рекорд" и "КВН" .
Конечно, вы их помните в квартирах родителей, в домах ваших бабушек и дедушек.

Здесь можно рассмотреть их поближе. А если открыть заднюю панель,

то можно увидеть, что они состоят из тех же радиодеталей,

из которых собирали и радиолы того времени...”
 Здесь мы остановили съёмку.
 Я подошёл к стражу-роботу: "Мистер! Для продолжения передачи,

нам надо вернуться в зал "Радио" Опять кто-то наверху раздумывал...
 Потом робот всё же открыл нам двери в галерею с начальной экспозицией.
Мы с инженером чуть ли не бегом ринулись назад, заметив на полу клюку и кепку старика.


Вот мы вошли в радиозал, инженер начал видеосъемку.
 Я выбрал радиолы "Иртыш" и "Родина":

- Продолжаем наш репортаж, перед вами экспозиция радиол.

В своё время эти аппараты обрели большую популярность,

так как могли принимать устойчиво радиопередачи на нескольких диапазонах.

Но не меньшим их достоинством было наличие электропроигрывающего устройства.
 ЭПУ позволяло прослушивать грампластинки 33,45,78 оборотов в мин.
 А предшественником этих радиол были более простые устройства,

такие как детекторные приёмники, которые выставлены в другом зале,

куда мы сейчас и направимся.
 - Мистер, - обратился я к стражу-роботу. - Нам надо пройти в первый зал!

Опять робот смотрел - транслировал меня, а тот наверху, раздумывал...
 наконец, глаза его вспыхнули зелёным... И вот, мы уже входим в первый зал,
 за стеклянными дверями видна улица,машины, прохожие.

 В вестибюле, справа у стойки вижу охранника и "эсесовку", склонившуюся над бумагами.
 - Так, последняя преграда - дверь и она, наверняка, заперта, - думаю я.-

Наше оружие - внезапность!
 Мы подходим как можно ближе к двери, и я говорю инженеру:
- Манимча хозир бу эшик ёпик . Ман бу кизни чакраман,у эшикни очса.

Кочамиз! Тайор булинг! (По-моему, эта дверь тоже заперта. Я позову даму. Если она откроет.

Бежим! Будьте готовы!)
Я подхожу к двери и делаю знаки, указывая на камеру инженера.
"Эсесовка" удивлённо подняла голову, подошла к двери и открыла её...

Инженер резко толкает робота на стеллаж, я подскакиваю к выходу

и рву на себя дверь...
 Мы выскакиваем из музея и бежим по улочкам. За нами два охранника...
 Но куда им за нами, уж по улочкам махалли мы бегаем с детства...
 Через полчаса петляний, выхожу к базару старого города.
 Инженер потерялся в дороге, наверное, не там свернул.
- Ух! - чуть не столкнулся с повозкой запряжённым ишаком.
- Пошт! Пошт! - кричит бабай с повозки, груженной дынями.
 Кричат торговцы лепёшками, пахнет шашлыком и пловом...
- Так,надо в милицию, надо в милицию!  - думаю я. - Ну что скажу?

Про этот музей? А где он...?
 (Фотография с интернета)