Берсерки ч. 1

Леди Дракнесс
                (эссе).

      Давно интересующая меня тема, за которую я несколько месяцев никак не могла взяться. И вот, наконец, - сподобилась.  Ес-енно, без претензии на истинность. Просто мысли.

Итак, кто же такие берсерки? По скандинавской мифологии это воины особого рода, отличающиеся неустрашимостью и отвагой в бою.

Далее я процитирую материал, взятый с  просторов интернета, и  процитирую исключительно потому, что в этом вопросе что б иметь представление о материале изложения, необходимо опираться на какие-то источники. А источники это или книги зарубежных исследователей, или переводы этих книг, или подборки статей по ним. Но,  так или иначе,  все упрется в цитирование или книг,  или статей по материалам этих книг.  Посему, ничтоже сумняшеся, читаем: «  Как известно викинги были вынуждены покидать полуостров Скандинавию из-за перенаселения и далее они шли  - на  северо-западе Франции они основали герцогство Нормандию, а в Италии - Сицилийское королевство, откуда они совершали походы в Палестину задолго до крестоносцев. Они  проложили знаменитый путь из варяг в греки, основав династию Рюриковичей, и более двух веков были причастны к судьбам Киевской Руси и Византии.». Далее : « Держав в постоянном страхе население европейских городов, викинги удостоились чести быть упомянутыми даже в молитвах: "Боже, избавь нас от норманнов!" Но сколь велико было удивление современников, если бы они знали, что среди викингов были воины, о которых сами норманны говорили: "Боже, спаси нас от берсерков!"».

    Итак, «Впервые берсерки были упомянуты скальдом Торбьерном Хорнклове в драпе (длинном стихотворении) о победе короля Харальда Прекрасноволосого в битве при Хаврсфьорде, которая происходила предположительно в 872 г. Сказано там так: "Берсерки рычали, битва кипела, облаченные в волчьи шкуры выли и потрясали мечами" Берсеркерами в скандинавских сагах называли воинов особого рода, отличавшихся неустрашимостью и отвагой в бою…. В "Саге о Хрольве Жердинке" рассказывается о том, что берсерки были отборными воинами, телохранителями короля.»

Эти два высказывания ,  на мой взгляд,  несколько противоречащих друг другу я привела не просто так, далее, во 2 ч.,  я рассмотрю их и выскажу свои мысли по этому поводу.  Но вернусь к цитированию… «Также и в "Саге о Гисли" говорится: "Жил человек по имени Бьёрн Бледный. Он был берсерк. Он разъезжал по стране и вызывал на поединок всякого, кто ему не подчинялся".

     В "Песне о Харбарде" Тор похваляется, что сражался с женами берсерков. Эта фраза дала повод думать, что женщины тоже могли впадать в раж, как и мужчины -  берсерки. Интересен так же  намек на то, что жены берсерков были колдуньями….  И тут возникает вопрос, а действительно ли под словом «жены» автор имел в виду именно жен, в том понимании, в котором этот термин воспринимаем мы? Или под словом «жены» он  говорил и  о  женщинах как таковых?  И  о том, что среди них тоже были берсерки. И что держались они  одним  общим кланом с мужчинами – берами, будучи женщинами – берсерками   в  этом клане = женами берсерков.  Как известно в те времена женщина не была самостоятельна сама по себе. Она была при своей семье или  при муже и его клане. Данный порядок до сих пор сохранен на Востоке. В нашем  же случае женщина=жена была при клане=мужчине. При этом оба являлись берсерками.

   Слово berserkr происходит от древне-исландского bersi - медведь и sekr - рубашка и переводится как "медвежья шкура". Образ медведя настолько почитаем в индоевропейской мифологии, что даже само его имя никогда не произносилось вслух, и заменялось иносказаниями типа :"бурый", например у тех же   германцев….

В датском фольклоре до сих пор бытует уверенность, что всякий, кто наденет железный ошейник, может превратиться в медведя-оборотня. Исторические же берсерки действительно носили медвежьи шкуры, повадками и рыком уподобляясь этому зверю.

   Рядом с понятием "берсерк" в летописях стоит и слово "ulfhedhinn", то есть "волчья шкура", воин-волк. В еще более древние времена персонажи волка и медведя переплетались настолько, что считались единым мифологическим существом, таков, например, Беовульф, имевший, впрочем, положительную характеристику. Однако, подобно берсерку, он также бросался в бой без доспехов и разил врагов голыми руками….

 Некоторые считают, что многие из этих людей  были психопатами, терявшими контроль над собой при малейшей попытке им перечить. Со временем они научились разыгрывать целый спектакль, в который входило кусание щита. Изнеможение, которое наступало после вспышки ярости берсерка, вполне характерно для людей с психическими отклонениями. В скандинавских сагах упоминается интересный момент, что после битвы под городом Ставангер берсеркеры повалились на землю, заснули метвым сном и проспали более суток. Случаи дикого нрава переходили от отца к сыну, например, Кведульф - Скаллагрим - Эгиль.

   В сагах нет упоминания о психотропных средствах, но в 1784 г. С. Эдман, сославшись на обычаи некоторых восточносибирских племен, высказал догадку о том, что берсерки одурманивали себя напитком из мухоморов. Эта догадка имеет сторонников и до сих пор, хотя этому нет никаких подтверждений…
Напомню, что  по норманнам: берсеркеры - элитные воины - были на службе у норвежских и скандинавских конунгов и всегда первые шли в бой.
"Сага об Илингах" описывает берсеркеров так: "Они бросались в бой без кольчуги, а ярились словно бешеные псы или волки".  «В ожидании схватки, от нетерпения и ярости, клокотавшей в них, грызли зубами щиты и свои руки до крови.»

    Берсерки давали обет бесстрашия властелину гнева - Одину. Известно, что имя Один или Вотан происходит от германского слова wut, что означает "ярость, гнев". Связь берсеркеров с культом Одина находит много подтверждений. Согласно мифам, Один совершил самозаклание - распял самого себя на священном ясене, дабы познать таинства древних рун. Многие имена Вотана также указывают на подверженность безумию и ярости: Игг (страшный), Херьян (воинствующий), Хникар (сеятель раздоров), Бельверк (злодей). Под стать своему владыке и прозвища берсеркеров, например, Гарольд Безжалостный или Иоанн Безумец, бывший норманнским вождем…

    Во время атаки берсеркер как бы "становился" соответствующим зверем, он умышленно подражал движениям медведя, причем не только в бою, но и во время частых ритуально-магических церемоний, плясок и т.д… .  При этом, берсеркер, а также и окружающие всерьез были убеждены, что он одержим "звериным духом"…
Некоторые исследователи считают, что от оружия берсеркеров берегло их безумие, оно включало крайнюю быстроту реакции, обостряло периферийное зрение и, вероятно, обеспечивало некоторые экстрасенсорные навыки….

    Источники сообщают: викинг в какой-то мере сохранял боеспособность даже после чудовищных ран, от которых современный человек мгновенно потерял бы сознание. С отсеченной ногой или рукой, раскроенной грудью, пробитым животом, он некоторое время еще продолжал сражаться. Наверное, умение концентрировать внутреннюю энергию, в определенных случаях делают тело трудно уязвимым даже для клинка. (Собственно говоря, в вопросах использования внутренней энергии берсерки были не одиноки, то же самое осваивали и в Юго-Восточной Азии….  Да и нынешние военные фармакологи научились продлевать жизнь и поддерживать боеспособность бойцов спецназа, давая им возможность выполнить поставленную командованием задачу.)

   Элементы берсеркерских приемов владения оружием и ведения боя использовали многие воины Швеции, Норвегии, Дании и особенно Исландии. У конунга Харальда, впервые объединившего Норвегию, имелся "спецназ", сформированный из влившихся в воинскую элиту берсеркеров….

    В знаменитом отрывке "Саги об Инглингах" так представляются товарищи Одина: «Они шли без щитов и были безумны как псы или волки, и грызли собственные щиты, и были сильны как медведи или быки; они убивали людей, и ни огонь, ни сталь не могли ничего сделать с ними; и это было то, что называют неистовством берсерка.»

    Эта мифологическая картина, может быть с уверенностью истолкована,  как описание реального мужского общества - имеются в виду знаменитые Monnerbunde древнегерманской цивилизации. Буквально слово берсерк означает "воин в шкуре (serkr) медведя"[ii] . Иначе говоря, эти воины магически идентифицировались с медведем; более того, предполагалось, что иногда они могли превращаться в волков или медведей[iii] . Человек становился берсерком в результате инициации, включавшей в себя особые воинские испытания. Так, Тацит сообщает, что у хаттов кандидат не стриг волосы и бороду до тех пор, пока не убивал врага. У тайфалов юноша должен был убить кабана или волка; у герулов он должен был сражаться безоружным. В процессе этих испытаний кандидат сопоставлялся с дикими животными; он становился наводящим ужас воином в той мере, в какой вел себя, как хищный зверь. Проходящий инициацию кандидат трансформировал себя в сверхчеловека настолько, насколько удавалось вобрать в себя магико-религиозную[iv] силу, присущую хищнику…

   Трансформация в волка - то есть ритуал надевания волчьей шкуры - составляла важнейший момент инициации в мужское тайное общество. Надевая шкуру, инициируемый перенимал поведение волка; другими словами, он становился воином-зверем, непреодолимым и неуязвимым. "Волками" называли членов индоевропейских военных обществ….

     Боевое испытание обычно представляло собой отдельный бой, который строился таким образом, чтобы в инициируемом пробудилась "ярость берсерка". Здесь задействовалась не только воинская доблесть; обучение невоенным навыкам кандидаты проходили по одиночке (индивидуальный подход, -  вряд  ли бы он был нужен, если б все дело было в мухоморах…, впрочем о них позже…).  Для овладения воинским неистовством молодежи не достаточно было просто приобрести храбрость, физическую силу, выносливость; такое овладение становилось результатом магико-религиозного опыта, который радикально изменял сам способ существования человека. Молодой воин должен преобразовать свою человеческую сущность припадком агрессии и ярости, которые сопоставляли его с бушующим хищником. Тогда юноша становился "разогретым" до экстремальной степени, он наполнялся таинственной, нечеловеческой и непреодолимой силой, которая поднималась из предельных глубин его существа и проявлялась в ярости и воинской мощи. Древние немцы назвали эту священную силу wut, у Адама Бременского она переведена как "ярость"; это в своем роде демоническое безумие, которое заполняет противника ужасом и парализует его. Ирландский ferg (дословно - "гнев"), menos Гомера являются почти точными эквивалентами этого же самого ужасающего священного опыта, специфического для героических боев. Ж.Вендрие[xi] и Мария-Луиза Сьёстедт[xii] показали, что некоторые определения, употребляемые по отношению к Герою, в староирландском, оказываются , прямо связаны со значениями "страсть, возбуждение, набухание". Как пишет мисс Сьустедт: "Герой - человек в ярости, одержимый бурной и жгучей энергией"…. (именно «одержимый» или связанный с определенными Потоками энергии, через каналы?  Впрочем, возможно,  были эти  два варианта, но это уже к вопросу об истинных и псевдо-берсерках…).

       Помимо прочего, доступ к сакральному проявляется потрясающим увеличением температуры : «Ввиду ограниченности места, мы не можем подробно рассмотреть здесь этот важный вопрос и показать, например, теснейшую связь между кузнецами, шаманами и воинами, основанную на общей мистике огня и связанных с ней технологиях. Я должен добавить только, что власть над огнем находит свое выражение в равной мере во "внутреннем жаре" и в нечувствительности к жару горячих углей. С точки зрения истории религии, все эти примеры показывают, что шаман, кузнец, или воин теряют свою человеческую сущность и обретают - каждый в собственном смысле - сущность более высокую. Этими более высокими состояниями могут быть состояние Бога, состояние духа, или состояние животного. Соответствующие инициации, разными путями ведут посвящаемого к одной и той же цели - к смерти в человеческом состоянии и к последующему возрождению в новом, сверхчеловеческом качестве.
Естественно, в воинских посвящениях инициатическая смерть менее заметна, чем в посвящениях шаманских, так как основное испытание молодого воина состоит конкретно в победе над противником. Но он достигает победы, только обретая "жар" и достигая неистовой ярости - а эти признаки можно понимать как конец человеческого состояния. ( А вот тут  встает вопрос : всегда ли жар? Возможен ведь и холод, термин «холодная ярость» никто не отменял. Возникает вопрос: отчего такая разница может быть? В каких случаях жар, а в каких холод?  Тут стоит вспомнить упоминание про умеющих колдовать жен берсерков, про инициации. Возможно все дело в тех Силах, к  каналам которым подключался берсерк.  А возможно жар был лишь этапом на пути к холоду, при развитии бера.)

Тот, кто ярко проявляет свою волшебный жар, демонстрирует, что принадлежит миру сверхчеловеческому...

   Современной науке известно, что нервная система человека может продуцировать вещества, по своему составу и действию близкие к наркотикам. Воздействуют они непосредственно на «центры наслаждения» мозга. Можно предположить, что берсерки являлись как бы заложниками собственной ярости. Они были вынуждены искать опасные ситуации, позволяющие вступить в схватку, а то и вовсе провоцировать их. В одной из скандинавских саг говорится о человеке, имевшем 12 сыновей. Все они были берсерками: «У них стало обычаем, находясь среди своих и почувствовав припадок ярости, сходить с корабля на берег и кидаться там большими камнями, выворачивать с корнем деревья, иначе в своей ярости они покалечили бы или убили родных и друзей». Фраза «есть упоение в бою» обретала буквальный смысл. Позднее викинги большей частью всё же ухитрялись контролировать такие приступы. Иногда они даже входили в состояние, которое на Востоке называют «просветлённым сознанием». Овладевшие этим искусством становились поистине феноменальными воинами.»

    Предпринимались и другие попытки объяснения нечеловеческой ярости берсерков. В 1784 г. С. Эдман, ссылаясь на обычаи некоторых восточносибирских племен, высказал догадку, что и берсерки одурманивали себя настоем из мухоморов. Народы Крайнего Севера – тунгусы, ламуты или камчадалы – вплоть до недавнего времени в практике камланий (гаданий) использовали порошок из высушенных мухоморов, слизывая который с ладони, шаманы впадали в транс. Поведение берсерков в бою действительно напоминает состояние опьянения мускарином – ядом мухомора: одурманенность, вспышки ярости,
нечувствительность к боли и холоду, а затем невероятное утомление и глубокий сон, о котором писали, что «викинги падают на землю от усталости, а не от ран». Именно такую картину бесстрастно зафиксировала сага о сражении под норвежским городом Ставангер в 872 г., когда берсерки после победы повалились на берег и более суток проспали мертвым сном. Действие мускарина, как и любого другого галлюциногена, основано на изменении скорости импульсов нервных окончаний, что вызывает чувство эйфории. А чрезмерная его доза может привести к летальному исходу. Но здесь интересно другое: состояние, вызванное ядом у одного индивида, вскоре распространяется на всех окружающих (т.е. через энергосвязь, плюс возможно эмпатия, что характерно для напарников и членов клана . Люди долго работающие в паре, в экстримальных условиях, знают об этом).  Некоторые историки считают, что берсерки знали об этой методике, и потому мухоморный допинг употребляли лишь предводители отрядов или избранные. Однако достоверных доказательств «грибной» теории всё же не существует. Отдельные этнографы до сих пор предполагают, что берсерки принадлежали к определённым сакральным союзам или семьям, в которых знания о таинственных свойствах растений передавались из поколения в поколение. Но в древнескандинавских сагах вообще нет упоминаний о психотропных средствах (а ведь вряд ли б они забыли об этом упомянуть, если б сие имело место).

     Из всего вышеприведенного пока хочу выделить пункт про покровительство и создание берсерков Одином=славянским богом-Велесом (я считаю, что это одно Божество, хоть и под разными Именами). «Бог-Покровитель скотоводов и животноводов, а также Родовой Покровитель..» Итак: «Лето Велес проводит на земле, в лесу, в образе медведя, украдкой помогая людям пасти их стада и оберегая коровушек от диких зверей: недаром зовется он «скотьим богом», покровителем пастухов. Осенью, когда птицы улетают в теплый Ирий-сад, они уносят с собою Велеса, вновь принявшего свой обычный облик. В это время подлинные медведи залегают в берлоги на зимнюю спячку.»

    «Велес, вероятно, выступал также под именем Ящера или Волхова. …  бог-оборотень, бог охоты и добычи , …  покровитель воинов, указания на него есть в "Слове о Полку Игореве", былинах о Волхе Всеславиче и Садко…».  И напомню, что волхвы-его служители.  А «в мифологии балтов «…  Велес «шут и трикстер.» « В "Слове о Полку Игореве" находим "Чи ли воспети было, вещий Бояне, Велесовь внуче..."» . « … рыскал в образе волка именно ночью…».

Итак, Велес - Один связан с медведями. Волками и воинскими дружинами. А так же со скоморохам. Но связь Один-Велес- Ящер-Рама я в этой  статье  подробно не рассматриваю… А вот вопрос со скоморошеством-интересен.

     Считается, что оно к нам пришло из Византии. А вот привязали его к медведю и назвали собственно медвежью потеху — комедией, возможно в России. Популярность  медвежьих комедий  была огромна, и не только в пределах России. Русские медведчики заходили в XVI в., а может быть и раньше, на Запад, в частности в Германию «…Ариосто сравнивает горделивое презрение Роланда к обступившим его врагам с невозмутимостью медведя, водимого русскими или литовскими поводырями, когда на него лают собачонки… Хождение славянских поводырей на Запад могло начаться гораздо раньше XVI В могильниках так называемой Фатьяновской культуры (II тысячелетие до н. э.), расположенных на территории Ярославского края, археологи находили просверленные медвежьи зубы и даже целые ожерелья из клыков медведя. Некоторые раскопки обнаружили наряду с погребениями человека костяки медведя. Кости медведя встречаются в изобилии и в славянских курганах (VIII — X вв.). «Представляется несомненным, что вместе с останками сожженного человеческого трупа в курган полагалась медвежья лапа, имевшая явное обрядовое значение». Не будем перечислять другие факты, подтверждающие магическое значение медведя, количество которых огромно (один из старейших гербов на Руси — герб города Ярославля — имел изображение медведя), и в  устном народном творчестве указаний на это тоже множество. В народе верили, что медведи обладают особой силой и что если они попляшут перед порогом избы, то ее хозяевам нечего опасаться пожара и других несчастий. Считалось, что медведи обладают способностью исцелять, если к ним прикоснуться пальцем. У кого болела голова, должен был прикоснуться к голове медведя, у кого нога – к ноге и т.  Более того «Деятельность скомоpохов не огpаничивается yчастием в обpядах, что они «пpедлагали свои yслyги повсюдy, где откpывалась какая бы то ни было потpебность в мyзыке и игpищах». Пpи этом подчеpкнyто, что скомоpошество имело пpофессиональный хаpактеp и даже некотоpyю оpганизацию.» ( Сродни воинским союзам…, только трансформированным в силу времени из воинских в скоморошьи, но сохранившие умение обращаться со зверем… Впрочем,  подробнее этот вопрос я рассмотрю во второй части статьи…).

     Да и, вернусь к мнению, тех, кто  считает, что пришли скоморохи в Россию из Византии (немного о нем).  Эту точку зрения отстаивали ученые, которые считали, что скоморохи на Руси первоначально пришли из Византии, где «потешники», «глупцы» и «смехотворцы» играли видную роль в народном и придворном обиходе. В 1889 вышла книга А.С.Фаминцына Скоморохи на Руси. Определение, данное Фаминцыным, скоморохам как профессиональным представителям светской музыки в России с древнейших времен, которые часто бывали одновременно певцами, музыкантами, мимами, танцорами, клоунами, импровизаторами и пр., вошло в Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона (1909).В средние века при дворах первых германских властителей были потешники, паяцы и дураки, носившие разнообразные греко-римские клички, их чаще всего звали «жонглерами». Они стали собираться в труппы – «коллегии», во главе которых стояли архимимы. Часто их отождествляли с шарлатанами, кудесниками, знахарями, нищенствующими жрецами. Обычно они являлись участниками пиров, свадебных и погребальных обрядов, различных праздников. Отличительной особенностью византийских и западных глумотворцев был бродячий образ жизни (удобно и для разведки, и для превнесения энергий в другие структуры,  и для того, что бы не «засветить» клан, что неминуемо произойдет, если жить оседло). Все они были люди перехожие, скитающиеся с места на место, в связи с чем приобретали в глазах народа значение людей опытных, многознающих, находчивых. Во время своих скитаний по белу свету как византийские, так и западные «веселые люди» заходили в Киев и другие русские города.»
 Другая версия о происхождении термина «скоморох» принадлежит Н.Я.Марру. Он установил, что, согласно исторической грамматике русского языка, «скоморох» – множественное число слова «скомороси» (скомраси), которое восходит к праславянским формам. Далее он прослеживает индоевропейский корень этого слова, общий для всех европейских языков, а именно слова «scomors-os», которым изначально именовался бродячий музыкант, плясун, комедиант. Отсюда идут истоки самостоятельного русского термина «скоморох», существующего параллельно в европейских языках при обозначении народных комических персонажей: итальянское «скарамучча» («scaramuccia») и французское «скарамуш». Точка зрения Марра полностью совпадает с принятым в искусствоведении положением о том, что мимы – явление международного порядка.»  ( А мы ведь помним,  что во всех этих странах ступала нога викингов, соответственно и берсерков с их воинскими братствами.  )
  Скоморохи были весьма популярны, так же именно их можно считать основателями цирка и театра.  - « Княжескую потеху изображают фрески Софийского собора в Киеве (1037). На одной из фресок – три пляшущих скомороха, один соло, двое других в паре (работа в паре и соло в воинских кланах, в боевых искусствах и используемая и в представлениях), причем один из них либо пародирует женскую пляску, либо исполняет нечто подобное пляске «кинто» с платком в руке. На другой трое музыкантов – двое играют на рожках, а один – на гуслях. Тут же два акробата-эквилибриста: взрослый стоя поддерживает шест, по которому поднимается мальчик. Рядом музыкант со струнным инструментом. На фреске представлены травля медведя и белки или охота на них, бой человека с ряженым зверем, конные состязания; кроме того, ипподром – князь и княгиня,  и их свита, публика в ложах. В Киеве, по-видимому, ипподрома не было, но происходили конные состязания и травля зверей. Ипподром художник изобразил, желая придать своей фреске большую пышность и торжественность. Таким образом, представления скоморохов объединяли разные виды искусств – и драматические, и цирковые.».

 А цирк и театр соответственно связаны со скаморошеством- шутовством.  В связи с вышесказанным можно было бы проанализировать связь  этого явления с богами… и закончить связью с вампирским кланом Торреро.  Но, не здесь и не сейчас.  Я же возвращаюсь к истокам берсеркства. А так же его связи со скоморошеством. (См. ч.2.)