М-2018-008 Меняйлов Бодрийяр Матрица

Дмитрий Белабенко
Еще немного о Меняйлове. А точнее о том, что в предыдущей статье было названо действительным его открытием. Как показывает изучение книги "Симулякры и симуляция" Жана Бодрийяра, Меняйлов не первым применил метод исследования основанный на изучении произведений искусства. Французский философ тоже использовал в своей книге анализ фильмов, книг, современного искусства. К тому же все это разбавлено анализом системы образования и системы управления государством. Книга читается тяжело (оно и понятно – философия). С первого раза не все было воспринято. Но на первый взгляд заметно сходство некоторых идей с тем, о чем (как бы это странно не выглядело) в своих роликах рассказывает А.А. Меняйлов. И (как собственно и ожидалось) фильм «Матрица» тоже обнаруживает в своих сюжетных линиях сходство с этой книгой. Обращаю внимания на то, что сходство видно в сюжетных линиях, а не в диалогах героев (если оценивать по первому впечатлению). Идеи детерминизма в книге отсутствуют. Поэтому все, что попало в фильм «Матрица» из книги «Симулякры и симуляция» можно отнести к четвертому слою.
В следующих статьях обязательно расскажу о том, что общего между роликами Меняйлова, «Симулякрами и симуляцией» Жана Бодрийяра и «Матрицей» братьев Вачовски. А теперь вернемся к трилогии. Рассмотрим сцены первого фильма «Матрица» с шестой по двенадцатую.
В шестой (допрос Нео агентами) (https://vk.com/video197078081_456239095), седьмой (Тринити извлекает из живота Нео маячок) (https://vk.com/video197078081_456239096), девятой (Нео освобождают из Матрицы) (https://vk.com/video197078081_456239098), десятой (Нео просыпается в реальном мире) (https://vk.com/video197078081_456239100), одиннадцатой (Нео акклиматизируется после пробуждения и знакомиться с командой Морфеуса) и двенадцатой (Морфеус рассказывает Нео о Матрице) (https://vk.com/video197078081_456239020) сценах упоминания о детерминизме не прослеживается. Разве что в двенадцатой сцене Морфеус упоминает о судьбе и странной технической информации, которую интересно рассмотреть в отдельной статье. Поэтому все эти сцены можно отнести к первым трем слоям. Возможно, местами где-то проявляется и четвертый слой.
А вот восьмая сцена (Морфеус предлагает Нео две таблетки на выбор) (https://vk.com/video197078081_456239043) заслуживает особого рассмотрения. Диалог Морфеуса с Нео, а по сути, монолог первого, как и другие речи Морфеуса содержат недосказанность, которая воспринимается загадкой. Но если это и загадка, то сформулирована она в неявном виде. Нео, являясь главным героем трилогии, даже не пытается понять, в чем состоит загадка. А вот полный его антипод, агент Смит, не только понимает эту загадку, хотя с Морфеусом бесед не вел, но и разгадывает ее. Кстати, это противопоставление двух героев перекликается с упомянутой книгой Жана Бодрийяра. Но обо всем этом чуть позже.
А сейчас вернемся к восьмой сцене фильма «Матрица». Вопрос о судьбе и обтекаемые формулировки о смысле Матрицы очень четко характеризуют персонажа Лоуренса Фишберна. Морфеус окружен загадочностью благодаря недосказанности. С другой стороны перед встречей и диалогом Тринити говорит Нео о том, что Морфеус знает все и избранному не стоит хитрить. Реальное подтверждение тому, что Морфеус знает все, можно увидеть в сцене бегства Нео из офиса (https://vk.com/video197078081_456239042). Следуя советам, Нео очень удачно не показывался на глаза ни полицейским, ни агентам. А это значит, что Морфеус знал наперед действия агентов и полицейских. И если агенты это программы, то полицейские все же люди. Вот он призрак детерминизма…