Детектив Один день штабс-ротмистра в Петербурге 12

Сергей Владимирович Евдокимов
Философский Детектив
по мотивам моей Поэмы
«7 апреля 1914 года в Санкт-Петербурге
на улице Гороховой в доме номер два»

Глава 12

«Классно,- подумал паук,- просто класс! Вроде и глядеть нечего на этого штабс-ротмистра, но как плетёт свою паутину! Любо-дорого посмотреть!»

Иван Ильич, сидя за столом и держа в руках карточку, найденную им в картотеке, почти забыл всё только что случившееся.
Переполнявшая его радость, мощной волной смыла мерзкий разговор, оставив в его руках  найденную карточку!
Было чему радоваться!
Телеграмма, лежащая с шести утра на его столе, требующая срочного ответа теперь его не пугала: он нашёл ниточку, так ему подсказывала интуиция, ведущую к тексту требуемого ответа!
И эта ниточка начиналась с той самой  карточки, что в его руках!

Иван Ильич посмотрел на часы, начало одиннадцатого утра...
После этого, он взглянул на поручика Стругова, до сих пор дрожащего от ужаса.

- Вот что, Афанасий Федорович, некогда нам ерундой заниматься, давайте всё мелочное отбросим!

Поручик мгновенно соскочил с кресла.

- Слушаюсь, господин штабс-ротмистр!

Берёзин печально посмотрел на него, но тут же опомнился, и вновь засветился от радостных мыслей, переполнявших его.

- Да садитесь Вы, батенька, и довольно ребячества!
- Слушаюсь, господин штабс-ротмистр!

Поручик мгновенно сел.

- Вот что я скажу, вопросы субординации достаточно серьёзны, их недопустимо пускать на самотёк, но в нашей службе бывает и так, что в интересах Государственного дела, иногда можно допускать и послабление.
Кроме того, унтер-офицер Сидоров нам оказал большую услугу!
Когда он заговорил о Кашинском, то я вспомнил, что некий Юзоф проходил у нас лет десять назад за мошенничество при игре в бридж, только был отпущен за недостаточностью улик, а карточка в нашей картотеке осталась, её я и искал, вот она, читаю:
«Юзоф Эрадзович Кашинский,
родился 2 февраля 1877 года в имении Кашиново,
по происхождению польский дворянин...»
Так вот, батенька, сейчас немедленно поедете по адресу, любезно указанному нам унтер-офицером Сидоровым и привезёте мне сюда в кабинет этого Кашинского.
- Прошу прощения, штабс-ротмистр, у нас в штатном расписании числится только гужевой кузнец для обслуживания экипажей и лошадей, а кузнец по кандалам отсутствует!
- Вы что, господин поручик, хотите привести ко мне в кабинет - Кашинского, закованного в кандалы?!

Поручик, как гимназист на экзамене, разволновался и не знал что сказать, а штабс-ротмистр, обхватил свою голову руками и сидел так с минуту, закрыв глаза.

- Вот что, батенька, не знаю, как там у Вас в Полевой Жандармерии делались дела, а здесь привыкайте к новой обстановке.
Постараюсь объясниться понятнее.
Для того, чтобы разобраться с этой телеграммой, нам необходим хотя бы один человек, разбирающийся в шахматах и являющийся членом Петербуржского шахматного Собрания.
Ещё раз повторяю, такого человека – Кашинского, нам нашёл наш унтер-офицер Сидоров, более того, даже указал адрес его проживания.
Теперь надо, чтобы Кашинский нам всё рассказал.
- Всё понял, Иван Ильич, Вы не хотите пачкать свой кабинет кровью! И правильно, кабинет начальника должен быть чистым! Так я охотно допрошу Кашинского, я буду его бить лично! Конечно, свой кабинет я тоже пачкать кровью не буду, я отведу Кашинского в наше допросное помещение...

Штабс-ротмистр заткнул уши ладонями, чтобы не слышать весь этот бред, закрыл глаза и прочитал мысленно недавно слышанный и сразу запомнившийся ему Сонет:
«Зачем с презреньем на людей глядишь?
Смешна твоя улыбка снисхожденья!
Ты только ведь один из них, глупыш,
Они как ты – небесные творенья.
По образу, подобию они!
Цвет кожи, пол и возраст – не различье.
Вы дАрите одной планете дни,
Единственно-родной в одном обличье.
А в каждом – вся Вселенная внутри
Далёких звёзд, планет и мирозданий!
Для тех, кто встал до утренней зари -
Набор от света-тьмы всех чувств и знаний!
Не думай, что живёшь среди ослов,
Знай, в каждом есть - сокровища миров».

Это успокоило Ивана Ильича, он опустил руки на стол и спокойно посмотрел на поручика Стругова.

Действительно, чего же на него злиться? Возможно, у него было такое тяжёлое воспитание в Полевой Жандармерии! А ведь и в нём, как и в любом человеке должны быть «сокровища миров», которые он, его начальник ещё не обнаружил.
Штабс-ротмистр вздохнул и заговорил голосом, преисполненным терпения.

- Вот что, батенька, повторяю ещё раз, слушайте внимательно и постарайтесь понять смысл мной сказанного.
- Слушаюсь…
- Не перебивайте!

Поручик снова резко встал и вытянулся по стойке смирно.

- Виноват, господин штабс-ротмистр!

Берёзин с сожалением посмотрел на поручика.

- Если Вы, батенька, без моего приказа ещё раз вскочите, то я немедленно отдам приказ о Вашем Домашнем аресте! Понятно?
- Так точно, господин…
- Довольно, чтобы я от Вас слова не слышал, пока не скажу! Молча садитесь и слушайте, слушайте внимательно, повторять не буду!

Стругов тихо, как мышь, опустился в кресло и впился глазами в своего начальника.

- Вот и хорошо, так внимательно и слушайте и постарайтесь понять каждое моё слово:
мне, в моём кабинете, нужен не замученный озлобленный человек, а человек, добровольно пришедший в мой кабинет и желающий без всяких с моей стороны физических усилий добровольно мне помогать разбираться в вопросах ответа на эту телеграмму.
Для этого, Кашинский должен добровольно подписать бумагу о Сотрудничестве с нашим Охранным отделом.
Обращаю Ваше внимание - именно добровольно!
То есть я хочу видеть в своём кабинете не арестованного Кашинского, а  нашего внештатного сотрудника Кашинского.
Подчёркиваю, он должен стать нашим сотрудником – добровольно!

«БашкА,- подумал паук,- вот это башкА!»
Паук сразу представил, что надо так воздействовать на муху, чтобы она не просто влетела, а посетила его паутину – добровольно!

Поручик Стругов даже представить себе не мог непонятной ему добровольности, он молча моргал ресницами и с трудом спросил штабс-ротмистра Берёзина:
«Да как же это возможно-с, Иван Ильич?»


Продолжение следует


© Copyright: Сергей Владимирович Евдокимов, 2018
Свидетельство о публикации №118040110752