Свет

Пелагея Русова
Как это ты сказал? Что не понимаешь моего "любовь-воздух"? Или не принимаешь.. Ты просто не дожил еще до этого понимания.. Не потому что дурак, боже упаси! Ты совсем не дурак.. Ты умный.. Но ты на другой стадии осмысления прошлого и себя самого. И начало отсчета у тебя другое.
Суетно живем.. Рефлексируем, вибрируем, сучим ногами, пыжимся.. Строим замки из песка, прокручиваем и переигрываем в голове былое и череп разрывает от дум. Смакуем страдания.. Хорошо еще, что свои. Так торкает иногда: что это я не взгрустнул сегодня, о плохом не подумал, не посажалел, не обиделся, не озлился.. И ноготком так ранку затянувшуюся, опомнившись, ковырнешь.. Потом еще раз.. И еще.. О, процесс пошел! Засаднило..а потому что душа обязана трудиться, а страдания облагораживают душу!
Паршиво мне было прошлым летом, и покатилась я в Грецию.. Раньше, в давние благословенные времена, неврастеничных барышень отправляли лечиться на воды от депрессии. Вот и я на воды.. Отвлечься и собраться в кучу. А то мало что от меня прежней на тот момент осталось. Бывают такие состояния, когда ты утрачиваешь себя. И вот хоть бы щипнул кто, чтобы на землю вернуть. Чтобы пелена с глаз спала, чтоб ты хотя бы вспомнил, кто ты есть вообще, что человек ты, а не тварь дрожащая.. Но до человека в тот момент было далеко. А надо было возвращаться. К себе. Как-то..
И поехала я там по монастырям. День всего и ездила.. И не то, что я сильно верующая. Мне бы напрямки, без посредников.. К посредникам у меня претензий много, хотя это не по-христиански. Но, что уж есть. Потому в церковь захожу нечасто и не во всякую.
Но греческие церкви это нечто совсем другое.. Домашние они какие-то.. И монастыри оказались домашними.
Какие-то домотканые салфеточки.. Какие-то бусики.. Всюду кошки от мала до велика.. Какие-то плоды по дощатым столам рассыпаны, осы над ними вьются.. Цветы кругом. Подошла ко мне настоятельница, обняла, позвала чай пить.. Принесли пастилы самодельной, варенья.. Говорят чего-то, улыбаются. Смеются даже.. Тормошат меня.. Знаешь, я ничего не понимала, и все поняла.. От них свет исходит.. От этих стареньких женщин. От их лиц, морщин, глаз.. И тепло. От жилистых натруженных рук, от улыбок. Как они меня распознали, не знаю. Почему меня чаем поили, а не кого другого..
Но столько любви было разлито вокруг, в самом воздухе, в зелени и золоте летнего сада, в синеве неба.. И простоты, и правды.. Столько чистоты и благодати.. Какой-то очень безыскусной правды жизни о том, что Бог есть любовь. И она повсюду. И внутри тебя и вокруг.. И как же ты раньше этого не видел..
Я думала о том, как сохранить в себе этот свет на подольше, как не утратить его, не забыть.. Как сберечь в себе то, что зовется любовью.. Ко всем, ко всему вокруг.. Как самую главную, а может и единственную ценность твоего существа..