"Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.
Огонечки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.
Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня.
В воскресенье вербное
Завтра встану первая
Для святого дня".
Этот милый монолог-стихотворение от имени девушки написал юный А. Блок.
АХ,когда это было?
Как нам, людям века стремительного, жестокого, среди праздников церковных лишь Рождество и Пасху долгое время знавших, приобщиться к четырём "Евангелиям" - христианства главным книгам?
Большинство из нас в дипломах оценку по предмету «Научный атеизм» имеет; не ходим мы к причастию и на исповедь, а внуков крестить несём в храм, вечером устраивая застолье...
Не знаю, как кому, но мне всегда хотелось понимать сюжеты икон, фресок, картин великих живописцев. Да и как осмыслить художественное слово- прозу ли, стихотворение, поэму, афоризм ли("тьма Египетская», « не хлебом единым», «тридцать серебренников» и т. д),- отнестись к фильму, снятому по библейскому сюжету?
Надо, необходимо что-то знать из Ветхого и Нового завета!
Внукам и детям нашим на уроках рассказывают о "Библии" как вечной книге.
Предметы есть в школах и гимназиях "Мировая художественная культура","История религий".
Отстаём мы,взрослые!
Итак,великий и славный праздник Пасхи включает в себя несколько событий, отмечаемых в наших церквях особо. Одно из них, с которого начинаются Пасхальные праздники, –торжественный въезд Иисуса Христа в Иерусалим, называемый часто в народе Вербным воскресением, мы празднуем в последнее воскресение перед светлым Днем Пасхи.
Среди многих пророчеств о Сыне Божием есть одно,о Его торжественном входе в Иерусалим , чтобы там пострадать за всех нас и совершить божественную миссию спасения мира:
«И когда приблизились к Иерусалиму и пришли к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязавши ,приведите ко Мне; и если кто скажет вам что–нибудь , отвечайте, что они надобны Господу".
..Ученики пошли и «поступили так, как повелел им Иисус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший восклицал: "Осанна Сыну Давидову!» ( Мф. 21:1–9),т.е люди подстилали свои одежды, кидали срезанные ветви пальм под ноги Иисуса, радостно приветствуя Мессию/Машиах в древнееврейском,что буквально означает "помазанник",с греческого Христос. В некотор. религиях-христианстве,иудаизме,н-р,-Спаситель/.
Видя такую тёплую встречу , иудейские первосвященники решили убить Христа и Лазаря. Судьба Христа была предрешена.
Все действия, сопровождавшие Вход Господень в Иерусалим, указанные в четырех Евангелиях ( а это Новый Завет), запечатлены во множестве икон, изображающих праздник . Иконы праздника вмещают в себя практически все его содержание.
Икону "Вход Господень в Иерусалим" в разных вариантах видели многие.
Святитель Епифаний Кипрский в своем слове на Неделю ваий вопрошает: «Для чего Христос, передвигаясь прежде сего пешком, ныне и только ныне воссел на животное? Дабы показать, что Он вознесется на Крест и прославится на нем.»
Почему именно 2 ученика посланы к горожанам за ослицей и ослёнком? А ведь о «строптивом расположении духа выгнанного из рая человека, к коему Христос послал двух учеников, то есть два Завета, Ветхий и Новый»,идёт речь!
Кого означает ослица? «Без сомнения, синагогу, которая под тяжким бременем влекла жизнь и на хребте которой когда-нибудь воссядет Христос».
Кого означает осленок? « Необузданный языческий народ, на которого никто не садился, то есть ни закон, ни страх, ни Ангел, ни Пророк, ни Писание..»
Вот и непреходящее значение этой иконы.
Уже в самых древних изображениях этого евангельского события отражены характерные моменты пророчества: шествие на осляти и народное ликование.
В символике события Входа Господня в Иерусалим и его литургического празднования важное место занимают пальмовые ветви, вайя. Отсюда название праздника Неделя ваий, Dominica in palmis (Dies palmarum).
У древних евреев пальма – дерево красивое, ветвистое и плодовитое – служила символом веселья и торжества: «... в первый день возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и ВЕРБ РЕЧНЫХ, и веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней (Ветхий Завет,Лев. 23:40). Пальмовые ветви употреблялись в торжественных случаях: первосвященник Симон освободил от язычников Иерусалим,вошел в город со славословиями, пальмовыми ветвями, с гуслями, кимвалами и цитрами, с псалмами и песнями, ибо сокрушен великий враг Израиля (Ветхий Завет,1 Макк. 13:51).
С пальмами в руках было принято встречать знатных лиц. Пальма – символ мужества – давалась в награду победителям. Встреча Христа с вайями послужила источником для христианского употребления ваий в празднике Входа в Иерусалим. ... Иными словами, Вход Господень понимался как вход истинного Царя Израиля в Иерусалим, что подтверждается и тем, что встречающие клали Ему под ноги свою одежду
Обычай постилать под ноги царя одежды также известен из книг Ветхого Завета: когда пророк Елисей помазал Ииуя на царство, слуги поспешили, и взяли каждый одежду свою, и подостлали ему на самых ступенях, и затрубили трубою(Из книги Царств)
Вход в Иерусалим – один из главных христианских праздников, входящий в число двунадесятых(то есть 12-ти). Совершается он со всей возможной торжественностью: «Радуйся и веселися, граде Сионе, красуйся и радуйся Церкве Божия: се бо Царь твой прииде» Песнопение это слышим мы, если хотим услышать, и сегодня в церкви... .
Между тем, при всей своей торжественности, праздник Входа Господня в Иерусалим прямо предшествует Страстной седмице. Эта неделя известна и Тайной вечерей, и молитвами Иисуса в Гефсиманском саду, предательством Иуды, отречением от учителя дрогнувшего Петра, судом Понтия Пилата, дорогой на Голгофу, распятием...
Да, уже наступает весна,
Снег растаял, и вербы проснулись,
После долгого зимнего сна
Пуховичками нам улыбнулись.
И Пасхальная радость близка,
Но еще впереди вся Страстная
С ее горем потери Христа.....
Жизнь продолжится, но КАКАЯ?