Вдоль Индии на Мальдивы

Ирина Буторина
Возвратившись из десятого круиза, побывав в лучшем городе  мира -  Сингапуре, решили, что свою круизную программу  мы уже выполнили, и стоит перейти на дачный отдых. Однако курзерство , как наркомания. Кто однажды испытал кайф от морского путешествия по морям и океанам, того всегда будут манить белые пароходы, синее море и дальние страны , и он будет делать все, чтобы  найти  средства  на покупку  нескольких дней счастья в серых заунывных буднях.

И вот мы вновь взлетаем  на борту роскошного Боинга Эмиратских авиалиний, следующего по маршруту Санкт-Петербург-Дубай-Мумбаи, чтобы  хотя бы одним глазом взглянуть на Индию и хваленые Мальдивы.
 
Прощальный круиз Costa neoСlassicа

Вряд ли на земле есть просвещенный человек, который бы не слышал об итальянской  круизной компании «Costa». Это  ее беспечный капитан несколько лет назад разбил новое судно «Costa Konkordiya» о скалы ,  решив покрасоваться перед дамой и помахать рукой землякам-итальянцам с борта корабля.  Мы  долго не осмеливались  отправиться в круиз на кораблях этой компании,  но учитывая дружественную цену на маршрут, и тот факт,  что другие круизные компании индийские маршруты обходят, мы все же рискнули,  не подозревая, что попадем на празднование 70-летия круизной компании «Costa» и в прощальный тур лайнера «Cоsta neoClassica». Видимо не справилась компания  с огромными имеджевыми и финансовыми потерями, связанными с крушением Конкордии,  и  согласилась влиться в состав американской компании «Карнавал», а судно «NeoClassica» продать Китаю.

Лайнер не самый роскошный из  всех, на которых приходилось ходить по морям и океанам: небольшой, немолодой, со старомодными окошками иллюминаторами и тихим скрипом  внутренней деревянной обшивки. Однако не это определяет круиз,  главное на «неоКлассике»  - это теплая обстановка создаваемая командой, которой вскоре предстоит искать себе новое место работы. Пока же они великолепно нас кормят - ни где не было такой изысканной кухни - и непрерывно развлекают. Роскошных шоу, как на других кораблях здесь не показывают. Выступают в основном мастера оригинального жанра: акробаты и фокусники. Поразила своим голосом джазовая певица Талия. Удивила  команда корабля самодеятельным спектаклем «Матросы». И все же самым веселым действом стали непрерывные тематические вечеринки ( все в белом, в черно-красном, итальянском и индийском ) в кафе и на верхней палубе, где танцы порой продолжаются в бассейне.

Очень порадовало празднование международного женского дня 8 марта. Мне всегда казалось, что это только советский праздник. К счастью все оказалось не так. В этот день, мужской персонал корабля был подчеркнуто внимателен к дамам, вечером всем раздавали розы, в ресторане повара и официанты пели и приглашали женщин танцевать, а после ужина в самом большом кафе лайнер силами аниматоров было показано забавное представление на итальянскую тему: родня, сваты, жених, невеста, свидетели, и те, кто им мешает. Привлекали в действо и пассажиров. Блеснула в роли волшебницы моя Маринка и пожилая дама из Италии, мастерски исполнившая роль престарелой дамы, озабоченной поиском жениха. Закончился праздник   гигантским шведским  столом с праздничным тортом, на котором на английском языке шоколадом  было выведено: «Поздравляем с международным днем 8 марта!» Никогда не было у меня такого славного  женского праздника, как в этот день.

Народ на лайнере собрался душевный: треть из Индии: симпатичные и доброжелательные индусы, треть итальянцев, веселый нрав которым не изменяет даже с возрастом, чуть меньше французов, были замечены поляки и даже венгры, русских было около тридцати. Среди них совершенно уникальная пара из Питера, для которых это восемьдесят шестой маршрут. Они берут круизы  на протяжении многих лет практически каждый месяц. Деньги зарабатывают тут- же, разрабатывая дизайнерские проекты  для частных домов и квартир. Их гонит в дорогу любовь к путешествиям и не любовь к домашнему быту. Ну если у людей получается такая круизная жизнь, почему  нет?  Тем более, что   вопреки распространенному в СМИ мнению - о нелюбви всего остального мира  к россиянам,  иностранные пассажиры относятся к русским спутникам  приветливо и с большим интересом. Они буквально впадают в экстаз, услыхав, что наша семья из Санкт-Петербурга. Многие бывали и очарованы красотой северной столицы России. Их  даже наши нынешние -20 градусов не смущали, хотя температура воды за бортом лайнера +30, и, даже ночью, воздух в Индийском океане +32!
И так, плывем вдоль полуострова Индостан, от Мумбаи до Манголора, от Манголора до Качина, а оттуда до мальдивской столицы Мале.

Индия – миллиардерша из трущоб

Для  моего поколения Индия – это фильм  «Бродяга» с Радж Капуром в главной роли  и  последовавшие за ним  сентиментальные  индийские ленты, где все индусы непрерывно пляшут и поют в шикарных дворцах.  Следующее поколение жителей России из фильма «Миллионер из трущоб» узнало, что Индия не так празднична, как принято считать. Мы решили увидеть ее своими глазами и  составить  собственное  мнение об этой древней стране.

Выходим в современном аэропорту второй столицы Индии – Мумбаи, бывшем Бомбее – с 12 миллионным населением, стоящей на берегу Индийского океана. Аэропорт достоин третьей экономики мира, которой, согласно  Википедии, является Индия. Мчимся на машине с правым рулем вперед, а попадаем…  назад, то ли в средневековье, то ли в еще более древние времена.

Сложно подобрать определение тому, что нас окружает на одной из центральных магистралей Мумбаи. Китайские трущобы, которые поразили нас в шанхайском круизе, на фоне нагромождений обломков старых досок, шифера, рваного полиэтилена, картона и самана, тянущихся по двум сторонам мумбайских улиц, вспоминаются как роскошные дворцы.  Судя по тому, что в эти странные сооружения заходят люди, рядом с ними примостились торговцы нехитрым товаром, и мелькнуло за окном какое-то подобие парикмахерской – это обитаемые районы, возможно, те самые трущобы, о которых шла речь в оскароносной ленте.

Мы в шоке и хватаемся за фотоаппараты,  когда за окнами такси потянулись сооружения, хотя бы отдаленно напоминающие дома. Вслед за ними выстроились многоэтажки - родственницы наших хрущевок, но ободранные и грязные. Ближе к центру появилась неопрятная колониальная застройка, которая, как и все остальное пространство вокруг дорог, покрыта слоем грязи и мусора.
Движемся по улице, заполненной старыми замызганными автомобилями, ржавыми покореженными автобусами, повозками, запряженными тройками буйволов, меж которых лавируют рикши, тянущие за собой тележки с грузами. Все это перемещается без правил, без светофоров и разметок, по встречной и против нее, по принципу: кому куда надо. Вот рыжему козлу захотелось перейти на другую сторону улицы, и он стал протискиваться между машинами, обтирая их своими коричневыми боками. Боже, куда мы попали!   

На борту корабля «Costa neoClassica» нас встречают толпы  таких же перепуганных пассажиров. Команда уговаривает: «Не волнуйтесь! В Мумбаи есть, что посмотреть». На следующий день берем такси и отправляемся поглазеть на мумбайские достопримечательности. Их немного. Рядом с портом – Ратуша и вокзал Виктория – наследие английских колонизаторов с индийскими мотивами. На берегу Аравийского моря – Ворота Индии, напоминающие триумфальную арку. Напротив них роскошная гостиница «Тадж-Махал». Далее вдоль набережной расположен район, где живут богатые мумбайцы, а за ней и прачечная – одно из главных туристических мест города. Здесь под открытым небом в бетонных ямах день и ночь стирает белье для гостиниц, больниц и ресторанов особая династия индусов – прачек, которые отчаянно колотят бельишком о бетонные стены ванн, а потом сушат, развесив выстиранное над головой.  Не хотелось бы спать на таком белье, и, особенно, кушать за столами, накрытыми такими скатертями.

Посмотреть на дворцы, в которых живет индийская знать из знаменитых индийских лент Боливуда – другой достопримечательности Мумбаи, не довелось. Учитывая, что дома в  богатых мумбайских районах выглядят, как давно небелёные жилища нашего среднего класса,  есть подозрение, что  роскошные апартаменты, где обитают индийские киногерои - это съемочные павильоны, построенные на территории киностудии. Осмелюсь предположить, что в этих павильонах все же чисто,  как, например, в индийских  храмах.      

Самыми лучшими храмами славится город Мангалор, куда мы попали через день морского пути.  Город почище, чем Мумбаи, а два осмотренных храма – ну просто красавцы. О том, что индуизм – религия, собранная из разных верований, свидетельствует тот факт, что храмы наполнены скульптурами разных божеств в виде людей и животных. Особенно хороши священные коровы, и божества с обличием львов. Кто есть кто  среди наполняющих храмы скульптур, сказать сложно, но мы, сложив ладони перед собой, вместе с индусами просим у их божеств  счастья и для себя. Омыли ноги святой водой. Искупаться в бассейне, наполненной зеленоватой жидкостью, не решились, зато ударили в медный колокол. Такие колокола висят во всех культовых зданиях Индии. Наверное, в них бьют, чтобы извлечь богов из нирваны и заставить взглянуть на грешников.

Мангалор позиционируется как город-курорт. Пляжи здесь широкие, но необустроенные, однако мы искупались. Освежиться в теплой воде океана сложно, а вот смыть пот смогли. Плывем дальше вдоль побережья полуострова Индостан в город Кочин, заявленный как деловой центр юга Индии.
Кочин – наиболее европейский и относительно чистый город Индии. Вдоль улиц стоят вполне европейские бунгало, есть два храма: Святого Франциска, где похоронен известный путешественник Васко да Гама и действует белокаменный католический собор.  Однако главной достопримечательностью города являются пересекающие город реки и затоки. На маленьком катерке плывем по ним, наблюдая гнездовья птиц, затерявшиеся в тропической растительности и выглядывающие из-за сплетения ветвей стоящие у самой воды дома – дачи состоятельных индусов – и поселения нищих под мостами. Живут нищие, по всей видимости, промыслом рыбы, которая в этих местах ловится с помощью специальных горизонтальных сетей – пауков, называемых «китайская рыбалка». Сеть привязывается за четыре угла к специальным распоркам, соединенным с гусаком, который опускает и поднимает ее из воды вместе с зазевавшейся рыбой.

Несколько слов об индусах. Они нам понравились. Симпатичный народ с европейскими чертами лица, но темной кожей. В отличие от китайцев, они приветливы и общительны. Немногочисленные на улицах женщины в основной своей массе в сари. Мужчины не нахальные и улыбчивые. Чего стоит такая сценка. В порту Кочина на выходе из терминала на нас набрасывается толпа (человек 20-30) таксистов, предлагающих для прогулки по городу открытые машинки «тук-туки» и обычные автомобили. Они галдят, суют  нам под нос затертые рекламы своих маршрутов и не дают пройти. Один, самый большой и активный, шумит громче всех.
- А ну, отошел! – грозно кричу я ему  и отмахиваюсь.
Наш бы таксист разозлился и, вполне возможно, обматерил меня, а этот замолчал и заулыбался. Вслед за ним засмеялись остальные таксисты и потянулись со всех сторон, чтобы пожать руку пожилой белой женщине, не убоявшейся их напора.   

Расставаясь с Индией, хотелось бы сказать всем русским, украинцам и всем постсоветским, склонным ругать свою страну: «Не нойте, что плохо живете, а доберитесь до Индии - нищенствующей третьей экономики мира - и скажите себе: «Хорошо, что нас там нет!»

Мальдивы – белые острова в лазурном океане

Упоминание о Мальдивах появилось на наших просторах с началом перестройки, вернее, одновременно с возникновением популяции «новых русских», которые, желая подчеркнуть свою причастность к классу избранных, стали пересыпать свою речь такими словечками, как Карибы, Канары, Сейшелы и Мальдивы. Новых русских из нас не получилось, зато мы состоялись как круизеры, о чем в далеком советском прошлом могли только мечтать. Благодаря круизам мы уже дважды побывали на Карибах и Канарах, а волны Индийского океана на борту «Costa neoClassica» занесли нас на Мальдивы – если судить по рекламе, самое престижное место отдыха в мире. 

Сутки неспешного хода от индийского Кочина, и лайнер подходит к столице Мальдивской республики – славному городу Мале.  Команда предупреждает: идем не в столицу, где сейчас неспокойно, а в ее аэропорт, расположенный на соседнем острове Хулхумале. Как-то все это не укладывается в голове: едва заметные острова в океане, живущие туризмом, и вдруг неспокойно, переворот! Кинулись в интернет и удивились: оказывается, Мальдивская республика, насчитывающая чуть больше 400 тысяч населения, славится своим неспокойным нравом, и время от времени бунтует. В нашем Калининском районе Питера втрое больше жителей, и тишина.
Корабль остался на рейде, а нас на одном катере доставили к воротам аэропорта, а другим подкинули до Мале, где мы увидели, что и в Мальдивской республике тоже тишина. Мирно стоят у берега несколько симпатичных правительственных зданий, покоем объяты тесные улочки города, разместившегося всего на 5,7 квадратных километрах острова. Между невысокими давно не крашеными домами снует народ: и пеший, и на мопедах – главном транспортном средстве Юго-Восточной Азии. 

Мальдивцы еще мельче индусов с заметными восточными и даже слегка африканскими чертами лица, кудрявы и темны. Женщины в хиджабах и даже в накабах –  черных палатках  с прорезью для глаз,  так как на Мальдивах уже тысячу лет исповедуют ислам. И вот этот маленький и мелкий народ сумел отбиться от множества завоевателей: арабов, индусов, голландцев и даже англичан - и создал свою республику на тысяче торчащих из океана островков, где самая большая кочка возвышается над океаном всего на 2,1 метра! 

День гуляем по Мале и Виллингили - соседствующему с ним островку с пляжами - и затем, пройдя весь город насквозь за какие-то тридцать минут, возвращаемся на корабль. Завтра утром мы прощаемся с кораблем и отправляется на сутки на остров Хурра, где заказана гостиница. До островка мчимся на скоростном катере, который скачет по волнам океана, как по булыжной мостовой. Мимо пролетают поросшие пальмами белые острова, выглядывающие из удивительно лазурной воды. Красота необыкновенная! Лазурь моря – главная примета Мальдив.
Через полчаса скачек, мы подходим к острову, где нам предстоит узнать, что Мальдивы делятся на резоты – отдельные зоны для богатых туристов – и остальную сушу для прочего люда, включающего местных жителей. Мы заселяемся во второй зоне в гестхауз – гостиницу, так как одна ночь в бунгало резота стоит от 35 тыс. рублей, а наши апартаменты в пять раз дешевле. Хозяева гостиницы – мужчины-малийцы смуглы, очень приветливы и неторопливы. В сопровождении одного из них идем осматривать остров.   

Малийцам только несколько лет назад разрешили строиться на островах и вот энтузиасты стали сооружать дома, мало чем отличающиеся от построек курортных городков Украины или России. Маленькие  домишки , чаще с односкатной крышей, прижавшись друг к другу, стоят вдоль неасфальтированных улиц. Главное украшение – большущие  раковины, разложенные на парапетах открытых веранд. Грязновато, но все же чище, чем в Индии. Островок застраивается и это при том, что все стройматериалы надо завозить с материка – Индостана. Возят на маленьких старых паромчиках  и на скоростных катерках, прижав к груди пакеты с цементом, красками и другим стройматериалом.

По пальмовой роще доходим до пляжа, который называется «пляж-бикини», т.е. допускает пребывание в купальниках. На  пляжах для местного населения надо купаться в одежде. Европляж небольшой по размеру, есть несколько лежаков, на которых наводят загар белые люди. Но их не замечаешь, так как перед глазами открывается великолепная панорама разноцветных морских просторов: белых  у самого берега, затем сменяющихся  лазурью глубины,  за которой следует широкая  темная полоса с белеющими  барашками  океанских волн по краю, за этими барашками и бушует Индийский океан, теплый, но грозный.

Войти в воду без специальных тапочек сложно, так как у самой воды  лежит слой битых белых  кораллов. В воде проще, там  песчаное  довольно глубокое дно, однако купальная зона длится недолго, где-то метров тридцать-пятьдесят. За нею тянется мелководье, заросшее кораллами, которые просвечиваются через морскую гладь темными пятнами. Достаю кусок коралла, а он дышит, пузырится! Пройти полосу кораллов под силу только энтузиастам. Хоть тут и мелко, но проходы между отдельными кустами узки, а эти странные морские обитатели больно царапаются. Похоже, что прибрежная полоса тоже была такой, но ее очистили от кораллов и приспособили для купания. 

Недалеко виднеется другой остров. Судя по стоящим на сваях в воде  бунгало под соломенными крышами, это и есть резот для богатых туристов, куда простых граждан пускают только на экскурсию стоимостью в сто долларов. Да ладно, мы не особо и рвемся. А вот приблизить резот поближе можно и с помощью фотоаппарата. Видно, что там все вылизано, но очень пустынно.

Вечером ужинаем на верхней веранде гостиницы под пение местного ансамбля рокеров. Шум начавшегося тропического ливня не заглушает тягучую  мелодию, которую исполняют три темных парня, одного из которых зовут Саид. Поют и английские, и свои песни. Мы сидим за столом, освещаемым фонариками, едим потрясающий ужин из рыбы, больше напоминающей мясо. На душе светло и грустно. Завтра уезжаем.
Однако, программа пребывания на Мальдивах еще не закончена. Утром Мариша с Петей отправляются на рыбалку, а я, как престарелая Сольвейг, жду их на берегу. Удить рыбу собираются  с лодки, которая уходит далеко в море. Я тем временем брожу по острову. Нашла трехэтажный гесхауз, цены которого тоже кусаются, и пустынный пляж для местных. Как была в индийском платье, одетым на голое тело, так и отправилась купаться. Платье упавшим парусом всплыло вокруг меня, и полное ощущение, что купаешься нагишом, как когда-то в темные ночи на Азове. Удовольствие! Подумала, что можно было бы доплыть до резота, он тут рядом в каких-то пятидесяти метрах, но не решилась. Вдруг арестуют, а я в мокром платье? Судя по тому, что на нашем островке есть теннисный корт, обсаженный цветами, и стоящее на берегу вполне европейское  кафе с фонтаном, богатые обитатели соседнего резота к нам добираются.

Наконец дождалась рыбаков. Рыбы они не поймали, но вполне счастливы. С близкого расстояния рассмотрели резоты, полюбовались дельфинами и касатками, резвившимися рядом с лодкой.

Прощаемся с хозяевами и назад домой. Путь предстоит долгий: Мале – Хулхумале – Шри-Ланка – Дубай – Санкт-Петербург. Садимся в  Питере. За бортом -12 и снег.
 
Где вы, белые острова в теплом лазурном море?
 
Санкт-Петербург  2018 г.