Фильм Субурбикон - о неграх США 1950-х годов

Василий Гапонов
- Ээээ, да фильм этот не о неграх!!! Там о другом!!!!

Так именно и скажут зрители «Субурбикона» и будут на 100% правы. Хотя… Нет, процентов на 90. Собственно, фильм об одной семье из городка, названием коего и наименован фильм. Такой себе городишка в 60 тысяч, населенный трудовым американским пролетариатом. Тихий. Уютный. Все есть для жизни. Даже церковный хор. В репликах слышны упоминания Бога, то есть народец набожный, особенно когда хочется после смерти попасть на небеса.

И вот в этом благоустроенном месте нашелся один очкастый мужичок, захотевший решить свои финансовые проблемы отнюдь не новаторским методом. Каким? Заказать свою жену-инвалида киллерам, замаскировав под обычное ограбление, потом благополучно получить страховку и… Просто жить дальше, как ни в чем, ни бывало. Не сам, разумеется! С сестрой жены.

Что вышло из всей этой задумки – читатель может глянуть сам. Принцип же понятен: всякое преступление оставляет свои следы. Это Шерлок Холмс еще сказал в XIX веке. А Христос в I веке более четко: «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и не бывает ничего потаенного, что не вышло бы наружу». Без этого и фильм бы не получился.

А вот я хочу поговорить об американских… неграх того времени. Хорошо, политкорректности ради, назову их афроамериканцами, но на цвете их кожи моя поправка никак не скажется. Вот меня в фильме больше всего задели именно они. Вернее, отношение к ним со стороны белолицей части флагмана мировой свободы.

Опять придется уточнять свое отношение к США, поскольку по прежним статьям меня все время пытаются втиснуть в число ярых американофобов. Причем тут это?

Что касается уровня материального благоустройства, всяких социальных программ и вообще возможностей для жизни обычного гражданина, то я думаю Америка впереди России. Это мое частное мнение. Оно основано на информации от родственников, живущих там, многих знакомых и общении с десятками американцами. У меня опыт общения с ними побольше, чем у многих россиян. Еще добавлю, что я выпускник американского колледжа, филиал коего был еще при СССР в 1991 году на территории Латвии. И все мои ученые степени в области теологии тоже американские.

 Это я упоминаю на тот случай, чтобы не было у читателя соблазна лепить из меня слепого фанатика, такую себе «жертву российской пропаганды» или представителя «одного из адептов секты Соловьева». У США очень много достижений, кои бы неплохо было и нашим воплотить.

Взять хотя бы, например (чисто пример по ходу!), сдачу на права вождения автомобилем. Мой знакомый недавно отучился на дальнобойщика (!) в Айдахо. Знаете, сколько ему обошлось обучение? 30 долларов!!!!!!! Две недели учебы!! Это в районе 2 тысяч рублей!! Моя жена здесь в Крыму отдала вместе с бензином около… 50 тысяч за 2 месяца на любителя и вдобавок получила массу стресса в процессе сдачи. Вот почему бы не воплотить в жизнь такие вещи и у нас?! Идти по пути упрощения, а не усложнения дел.

И вот это-то мне и казалось всегда странным: как могут набожные люди, читающие постоянно Библию (это я об американцах до 1960-х годов, когда там христианство постепенно стали изгонять отовсюду), могли не воспринимать негров, как равных себе людей? Ведь баптистский пастор Мартин Лютер Кинг займется борьбой за равноправие чуть позже, показанных в фильме событий. Вы представляете, чтобы в коммунистической стране (в СССР, имею ввиду) целыми днями и ночами толпа русских собралась вокруг дома таджика (узбека/туркмена/киргиза/армянина или другого представителя более темных цветов кожи) и били в барабаны, кастрюли и заглядывали в окна, мешая спать?

Та у нас бы приехали воронки и закидали бы туда всех буянов и на магаданских копях популярно пояснили, почему нельзя пренебрежительно относиться к другим нациям. Советские безбожники понимали это, а американским верующим это была тайна за семью замками. Причем, я признаю важный факт: сам закон был на стороне негров и мы можем видеть, как полиция пыталась защитить бедолаг от сотен исступленных горожан. Это была не политика государства, а именно предрассудок американского обывателя.

В связи с этим мне припоминается другой фильм: «12 лет рабства». Тоже из этой темы. Меня буквально мутило, когда видел сцены рабства, которое рабовладельцы пытались обосновать Библией. Герой фильма насильно был превращен в раба и прошел 12 лет мытарств среди таких же «набожных» белолицых господ. Даже у одного пастора побывал в прислуге. Авраам Линкольн в XIX веке вроде и победил рабство, но почти через 100 лет обыватель остался таким же враждебным к неграм, как следует это их повествования в «Субурбиконе».

Могу точно сказать, что люди, ставшие читать Библию с верой в Бога, изменялись по жизни коренным образом в лучшую сторону. Я это видел своими глазами если не 1000 раз, то сотни – точно. Не идеальными, но лучшими точно. Какая же должна быть твердыня в мозгах вроде бы и набожного народа, чтобы потратить столько энергии для создания помех человеку, который никому ничего не сделал худого? И вся разница заключена только в цвете кожи. На одном языке говорят, в одной стране живут, работают примерно на равных, но ненависть буквально струится из них.

Фильм четко показывает нам эту причудливость людского мировоззрения, в котором уживаются как вполне похвальные черты характера, так и откровенные предрассудки. Ведь многие эти скакуны и барабанщики наверное же были любящими отцами и мужьями, добросовестными работниками, верными друзьями и все же какой-то уголок души был в них покалечен. Причем повреждение имело массовый характер.

Конечно, если кто думает, что я сейчас подвожу мысль к тому, что «вот, какие опасные США», то очень даже ошибается. Говорят, лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих, хотя по жизни как-то больше работает второй вариант. Что можно извлечь для себя (читай, славян) из недавних американских предрассудков касательно негров?

Предубеждения могут иметь массовый характер, что создает для их носителей иллюзию его нормальности. Каждый смотрит на соседа, а тот тоже так же думает по этому поводу. Значит, все верно. Не могут же все заблуждаться? А почему нет? Американский опыт показывает обратное: могут и даже сильно. Я не собираюсь сейчас перебирать конкретный реестр поверий, но ограничусь лишь упоминанием его характерных  черт:

Первое: огромная ненависть к тому, кого считаешь изгоем. Никто же не говорит, что надо со всеми лобзаться в уста. Не подходят тебе чьи-то взгляды – не принимай. Не нравится чей-то религиозный (философский) взгляд – не слушай, твердо заявив, что мне не надо этого проповедовать. Но это можно сделать без битья в пустые бочки или кастрюли, без истерики.

Второе: куда больше затрачивается гиперактивность в твоей борьбе за правое дело? Ведь стоять всю ночь, колотя в барабаны, мешая неграм спать – это же сколько надо дурной энергии иметь! Примерно так действовали гонители христиан всех веков, не щадя сил и времени для раскрытия еретиков. А почему бы эту энергию не направить в более благое русло? Зачем кому-то постоянно осложнять жизнь, если можно найти тех, кому можно облегчить? Послужи больным в больницах; сиротам в приютах; просто помоги нуждающимся в твоей помощи, чем можешь. В конце концов, потрать силы на то, чтобы сам стал добрее, честнее, порядочней.

Ненависть никогда не заменит добродетели. Если какой-то взгляд имеет массовое распространение и при этой делает нас злыми до того, что мы воплощаем зло в практической плоскости, то о какой тут правоте может идти речь? В таком состоянии нами легко будут манипулировать всякие силы в собственных интересах, а мы будем считать себя крутыми борцами за правду. Осторожней! Будем лучше прилежней анализировать основу наших движущих мотивов, чтобы и о нас потом не сняли такой же фильм, как «Субурбикон»…