Талант - дар Божий ч. 1-я

Вера Тараканова
          Где Дух не ведет руку, там нет искусства
                Леонардо да Винчи

 Вероятно, многие из нас, видя вокруг себя способных, неординарных людей, удивляются, той щедрости, с которой Господь наделяет наш народ многочисленными и самыми разнообразными талантами. И их было бы намного больше, если бы мы имели все необходимые условия для их своевременного выявления и развития. Если бы каждый, почувствовав в себе те или иные способности, делал все для того, чтобы, спустя какое-то время и упорно потрудившись, мог бы продемонстрировать их удивительные результаты. Но, к сожалению, часто наша лень, неразумность и беспечность встают непреодолимой преградой на этом пути.
     Мы не задумываемся о том, что талант - это не наша личная собственность, которой мы вправе распоряжаться как нам заблагорассудится, но он принадлежит всему обществу и дается для того, чтобы, благодаря труду талантливых людей, осуществлялось его постоянное движение вперед. "У него талант", - говорим мы о человеке, который обладает чем-либо особенным, а иногда и таинственным для нас, людей обыкновенных. Талант нельзя потрогать, нельзя взять в руки, нельзя отнять. Он - дар Божий, и поэтому имеет духовную природу, а значит, требует к себе особого отношения - бережного и даже благоговейного. Тогда и Господь, чувствуя уважение к Своему бесценному дару, не оставит его обладателя без своей поддержки и будет способствовать его развитию.
     Наш Создатель видит сердце каждого человека, и если Он одаривает кого-нибудь чем-то особенным, вероятно, выбор Его не случаен. Конечно, нам не дано проникнуть в Промысел Господа, как говорят в таких случаях:"Тайна сия велика есть". Но для нас самое главное, что этот избранник находится под Его пристальным вниманием, то есть Он следит за тем, как он поступает со своим талантом. Мы видим, что среди одаренных людей есть и гордые, и завистливые, и тщеславные. Короче говоря, люди по своим человеческим качествам далекие от совершенства. Однако многие из них даже не задумываются об этих недостатках, считая себя вполне достойными данного им таланта.
     Но не всегда нашего Создателя устраивает такое положение вещей, поэтому Он создает различные обстоятельства, которые позволяют раскрыть истинную сущность человека. Чаще всего это касается межличностных отношений - или между коллегами, или между домашними, родственниками, друзьями и знакомыми. От того, как он поведет себя с ними, какие примет решения, чью сторону займет, чтобы найти выход из сложной ситуации, он невольно проявит такие черты характера, которые были неизвестны ранее ни окружающим, ни даже ему самому. Тогда вполне возможно, что он  задумается о том, достоин ли он того пьедестала, на который вознесен. Уровень его духовного развития проявляется и в том, как он относится к своему дарованию: как к возможности благодаря ему прославиться и разбогатеть, не очень утруждая себя, или, как к серьезному призванию, которое требует от него прежде всего исключительной работоспособности и постоянного стремления к совершенству.
     Духовно незрелые люди отличаются, как правило, несерьезным, безответственным отношением к своим способностям, не давая им возможности полностью раскрыться. Для них это - непосильная ноша, которую непонятно зачем надо нести, прилагая при этом столько усилий и времени, лишая себя многих удовольствий и развлечений. И они без малейших колебаний и угрызений совести сбрасывают с себя этот груз ответственности и легко, и беззаботно идут по пути наименьшего сопротивления.
      Но все же выразим слабую надежду, что таких людей не очень много. Большая часть обладателей таланта, памятуя о том, что "кому много дается, с того много спросится" улавливают в этой поговорке и скрытый смысл о том, что такой человек не должен думать, что ему прощаются слабости характера и даже грехи. Напротив, талант обязывает его с большей требовательностью относится к своим душевным качествам, чтобы они находились в полной гармонии с уровнем его профессионализма. Одно должно соответствовать другому. Ведь отрицательные человеческие качества сильно влияют на его душу - вместилище таланта. Отягощенная страстями и пороками, она будет мешать его развитию, увлекая за собою вниз. Если в его представлении все границы дозволенного и запретного совершенно размыты, то как сможет он в своем творчестве отделить зло от добра, нравственное от безнравственного, чтобы не навредить тем, кто ему доверяет и не направить их по ложному пути? Когда обладатель таланта использует его во зло людям, не думая о том, что тем самым наносит вред в том числе и своей душе, вызывая на себя гнев Божий. И таких примеров, к сожалению, более, чем достаточно, так как все мы являемся свидетелями ожесточенной борьбы за души людей в современном мире. Поэтому каждый творческий человек должен четко выражать собственную позицию, которую определяет состояние его души, положив в его основу высокие идеалы, дошедшие до нас из глубины веков.
     В качестве иллюстрации этой мысли приведем 2 стихотворения: одно из них принадлежит известному писателю и поэту Серебряного века Дмитрию Мережковскому, которое называется "Бог":
     О, Боже мой, благодарю
     За то, что дал моим очам
     Ты видеть мир, Твой вечный храм,
     И ночь, и волны, и зарю...
     Пускай мученья мне грозят, -
     Благодарю за этот миг,
     За все, что сердцем я постиг,
     О чем мне звезды говорят...
     Везде я чувствую, везде
     Тебя, Господь, - в ночной тиши,
     И в отдаленнейшей звезде
     И в глубине моей души.
     Хочу, чтоб жизнь моя была
     Тебе немолчная хвала.
     Тебя за полночь и зарю,
     За жизни свет - благодарю!
     Автор 2-го - русский поэт немного более позднего периода -  Иннокентий Анненский:
     Среди миров в мерцанье света
     Одной звезды я повторяю имя,
     Не потому, что я ее любил,
     А потому, что я томлюсь с другими.
     И если мне сомненье тяжело,
     Я у нее одной молю ответа,
     Не потому, что от нее нет света,
     А потому, что с ней не нужен свет.
     Надо ли говорить, что только чистая и светлая душа сможет наполнить талант духовным содержанием, вдохновить его на создание выдающихся творений и вместе с ним возноситься все выше и выше. Именно к этому призывают известные слова Евангельской Заповеди:"Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный".
     Конечно, такая задача непосильна никому из простых смертных, пусть даже и очень талантливым людям, но стремление к всестороннему совершенству не останется не замеченным нашим Создателем. Ведь они сделали все для того, чтобы уже здесь, в земной жизни, быть готовыми предъявить Ему многократно приумноженные плоды Его бесценного дара. А значит поступали согласно Божьей воле: не держали под спудом свой талант, но, поставив его на видное место, освещали его светом жизнь тысячам людей, помогали делать ее более осмысленной, полноценной и счастливой. И вполне возможно, что они будут признаны достойными войти в Царство Небесное.