Талант - дар Божий ч. 2-я

Вера Тараканова
  Где Дух не ведет руку, там нет искусства
            Леонардо да Винчи
  Многие из нас, читая интересную книгу, задаются вопросами: как возникают у автора идеи, образы, ситуации, которые легли в ее основу? Как ему удается воспроизвести на ее страницах полное подобие реальной жизни, вызвать интерес у читателей к судьбам вымышленных героев и придуманным ситуациям, ведь они прекрасно понимают, что все это - вымысел автора, плод его богатого воображения и фантазии. И тут в голову сразу приходит слово талант, которое содержит в себе нечто загадочное и таинственное, хотя бы потому, что талант дается не каждому человеку и непонятно, почему именно этому, а не другому. Кто определяет число талантливых людей и их оптимальное соотношение среди литераторов, архитекторов, ученых и т.д. для того, чтобы они совместными усилиями, как мощный локомотив, двигали общество вперед?
     Все становится еще более загадочным, если принять во внимание, что возраст и жизненный опыт обладателя талантом не имеют решающего значения для создания чего-либо из ряда вон выходящего, так как можно привести многочисленные примеры, когда совсем молодые люди являли миру потрясающие шедевры и открытия во всех областях человеческой деятельности. Добавим к этому, что наличие диплома о высшем образовании, в том числе и об окончании Литературного института, не является гарантией для написания бесцеллера.
     Единственное, что остается - это признать Божественное происхождение таланта. Сам Творец, таинственным образом, недоступным нашему пониманию, наделяет того или иного человека какими-либо способностями, учитывая при этом  необходимое число одаренных людей в каждой сфере человеческой деятельности.
     Итак, допустим, человек чувствует в себе склонность к литературному творчеству, но чаще всего даже не задумывается о том, откуда она у него появилась, приписывая ее целиком самому себе, как наиболее достойному и исключительному из всех людей, живущих на Земле. Многие из них становятся профессиональными литераторами и пишут достаточно интересные произведения, герои которых заставляют читателей сопереживать их судьбам, вместе в ними добиваться больших и не очень больших побед, искать выход из сложных ситуаций и радоваться, когда у них это получается. Но в них нет одного очень важного аспекта - философского проникновения в суть описываемых событий и явлений. А ведь именно этого ищут читатели, которых интересуют ответы на вечные вопросы бытия о смысле жизни и человеческом предназначении. К счастью, еще не все читают книги, чтобы развлечься или отвлечься от сложных жизненных проблем.
     Однако большинство наших писателей, прожив значительную часть своей жизни в атеистическом обществе, даже и не пытаются проникнуть в эти "философские дебри". Для них это просто недоступно, потому что в их сознании отсутствуют самые элементарные основы религиозного образования, вернее, самообразования. А философия без религии лишена своей сути, она не имеет никакого глубинного содержания, в чем мы наглядно убедились, анализируя печальные итоги нашего советского атеистического прошлого, потому что нельзя вырастить хороший урожай на неудобренной, лишенной жизненно необходимых веществ, почве. Для более точного понимания этой мысли можно обратиться к Евангельским Откровения, а именно к тому месту, где Иисус Христос сравнивает сущность всякой вещи с солью, без которой она не будет иметь ничего ценного и полезного.
     Это свойственно и тем писателям, уже постсоветского времени, которых роднит с советскими такое же преобладание чисто внешнего, видимого отображения над внутренним. Они воспроизводят обычную жизнь, которой живут самые обыкновенные люди. В их поведении, поступках, словах не содержится ничего, что говорило бы об их более высоком уровне умственного или духовного развития. Этих писателей точнее было бы назвать "описателями", потому что они, как бабочки, порхают с цветка на цветок и, в отличие, допустим, от пчел, не вступают с ними ни в какое взаимодействие, чтобы в конце концов получить результат, не важно какой, материальный или духовный, главное полезный людям.
    Талант писателей с религиозным восприятием жизни, благодаря общению с Богом, недоступному для понимания людей неверующих, озаряется Божественной Благодатью, чтобы через них можно было сообщать человечеству самые сокровенные мысли для понимания смысла бытия. В качестве примера можно привести стихотворение нашего величайшего поэта А.С.Пушкина, которое представляет собою поэтическое изложение известной молитвы Ефрема Сирина:
     Отцы пустынники и жены непорочны,
     Чтоб сердцем возлететь
                во области заочны,
     Чтоб укреплять его средь
                дольных бурь и битв,
     Сложили множество
                Божественных молитв.
     Но ни одна из них меня не умиляет
     Как та, которую священник
                повторяет
     Во дни печальные Великого поста
     Всех чаще мне она приходит на уста
     И падшего крепит неведомою силой:
     Владыко дней моих! Дух
                праздности унылой
     Любоначалия, змеи сокрытой сей,
     И празднословия не дай душе моей.
     Но дай мне зреть мои, о Боже,
                прегрешенья,
     Да брат мой от меня не примет
                осужденья,
     И дух смирения, терпения, любви
     И целомудрия мне в сердце оживи.
      
       Такие писатели приобретают духовное зрение, которое позволяет им раскрывать в своих произведениях всю полноту и глубину отображаемой жизни. Они обнажают скрытые механизмы, приводящие в движение всю сюжетную линию повествования. Их герои - яркие, полнокровные люди, строящие
свои взаимоотношения с окружающими, исходя из четких нравственных представлений о добре и зле, основанных на Евангельских Заповедях, хотя это не обнаруживается так явно и прямолинейно. Они рассуждают о важнейших событиях в их жизни, понимая, что ничего не происходит случайно, поэтому все имеет большое значение для раскрытия Божьего Замысла в отношении каждого человека. Именно в этом и заключается смысл нашей жизни: чтобы мы шли своим путем, ведущим нас к жизни вечной.
    Вероятно, такое духовное зрение имел в виду Сент-Экзюпери в своем известном изречении:"Зорко одно лишь сердце. Самое главное для глаз невидимо". Награждаются таким зрением лишь те, кто озарил свою душу светом Божественной мудрости, животворящим источником которой являются Евангелие и Псалтырь. Думается, что вполне уместно привести в качестве подтверждения этой мысли стихотворение Великого князя К.К. под названием "Надпись на Евангелии":
     Пусть эта книги священная,
     Спутница вам неизменная
     Будет везде и всегда.
    
     Пусть эта книга спасения
     Вам подает утешения
     В годы борьбы и труда.

     Эти глаголы чудесные,
     Как отголоски небесные
     В грустной юдоли земной.

     Пусть в ваше сердце вливаются
     И небеса сочетаются
     С чистою вашей душой.
     Мы не знаем, кому было адресовано это стихотворение, но по его душевной теплоте и искренности оно может служить духовным завещанием всем нам православным людям, живущим на русской земле уже в 21 веке.