Создатель гончих океанов

Вячеслав Прытков
                С О З Д А Т Е Л Ь      «Г О Н Ч И Х»      О К Е А Н О В.   

С Т А Н О В Л Е Н И Е.    

Повозка, нагруженная  картошкой , медленно  двигалась  по  направлению  к  причалу  старинного  городка  Шелбурна, что  в  Новой  Шотландии. Резкий  толчок, остановка  -  разбудили  мальчугана, спящего  прямо  на  грудах  картошки. Он  не  сразу  понял  происходящее  с  ним, оставаясь  ещё  во  власти  недавнего  сна, долго  протирал  глаза, но  вдруг  увидел  впереди  стоящую  у  причала  парусную  рыболовецкую  шхуну. Восхищение, охватившее  мальчика, окончательно  вернуло  его  к  действительности. Он  был  сильно  влюблён  в  корабли, и  это  маленькое  путешествие  на  повозке, совершённое  украдкой, предпринималось  им  специально  для  того, чтобы  полюбоваться  в  порту  парусными  кораблями. Мальчишке  приснился  удивительный  сон, как  он  на  быстроходном  паруснике, построенном  им  самим, преодолевает  бушующее  море. Этим  мальчуганом  был  не  кто  иной, как  Дональд  МакКэй  -  будущий  кораблестроитель, создатель  знаменитых  клиперов  с  романтическими  названиями, поставившими  не  один  рекорд  скорости  на  океанских  просторах. Кто  знает, возможно,  в  его  детском  воображении  уже  возникали  прообразы, построенных  им  позже, кораблей: и «Flying  Cloud»  («Летающего  Облака»), и  «Lightning»  («Молния»), и  даже  королевы  морей  -  «Great  Republic»  («Великая  Республика») ?

Старший  сын  фермера  -  Дональд  знал  от  отца, что  его  дед  был  офицером  британской  армии, который  эмигрировал  в  Новую  Шотландию, после  революции  в  Америке. Небогатая  семья  МакКэй  постоянно  нуждалась  в  средствах, поэтому, когда  Дональду  исполнилось  16  лет, он  покинул  родной  дом  и  в  поисках  работы  отправился  в  Нью -  Йорк. Молодость, энергия  и  мечта  строить  корабли  повели  его  искать  удачу  на  верфях  большого  города. К  началу  19  века  судостроение  было  лидирующей  отраслью, а  Нью – Йорк  занимал  в  ней  второе  место  в  мире. По  всему  побережью, вдоль  Восточной  Реки, располагались  корабельные  верфи, и  юный  МакКэй  остановил  свой  выбор  на  заводе  Исаака  Вебса, который  находился  на  5 – й   и  7 – й  Стрит. Все  называли  И. Вебса  «отцом  судостроителей», именно  отсюда  выходили  хорошие  мастера, лучшие  во  всей  Америке.

Владелец  верфи  был  почитаемым  среди  своих  рабочих  человеком, внимательно  относившийся  ко  всем  их  запросам  и  нуждам, в  то  время, как  везде  царило  более  строгое  отношение  хозяев  предприятий  к  подчинённым. Вновь  прибывающих  устраиваться  на  работу  принимал  сам  Исаак  Вебс  в  своём  кабинете.
Первое, что  увидел  Дональд, вошедший  к  Вебсу  -  это  большие  картины  кораблей, развешанные  во  множестве  на  стенах, и  только  потом  он  обратил  свой  взор  на  владельца  верфи  -  мужчину  средних  лет, восседавшего  за  большим  столом   и  пристально  смотревшего  на  него:

«Это  вы, Дональд  МакКэй  из  Шелбурна, желающий  получить  работу  на  моей  верфи?»
«Да, сэр, я  с  детства  влюблён  в  корабли  и  хочу  серьёзно  заняться  их  постройкой,» -  с  решимостью  ответил  Дональд, с  интересом  продолжая  рассматривать  украшавшие  кабинет, картины.
«Что  ж, похвально, мой  мальчик. Однако, на  пути  к  этому  предстоит  многому  научиться  и  постичь. Ты, я  вижу, готов, а  если  это  так, то  для  начала  мы  составим  договор, включающий  целый  ряд  обязательств, которые  необходимо  выполнять  тебе, как подмастерью  судового  плотника.»
«Я  готов, сэр, делать  всё, что  вы  скажете!»

Трудовая  деятельность  Дональда  вскоре  началась. Как  и  других  учеников  его  поселили  в  большом  кирпичном  строении  под  названием  «Отель  утомлённых  скитальцев»  на  Колумбия  Стрит.
Работу  молодого  подмастерья  нельзя  было  назвать  лёгкой. Дональд  трудился  буквально  от  рассвета  до  заката, получая  доллар  25  центов  в  день. Тяжёлые  брёвна  приходилось  таскать  на  своих  плечах, очень  много  времени  уходило  на  подбор  нужных  кусков  твёрдого  виргинского  дуба, когда  один  из  рабочих  стоял  наверху  бревна, а  другой   -  в  специальной  канаве, оба  с  помощью  длинной  двуручной  пилы  производили  распил  дерева.   

Довольствоваться  достигнутым  было  не  в  характере  Дональда. Заниматься  монотонной, ничего  не  приносящей  для  дальнейшего  развития  работой, стало  невмоготу, юношей  двигала  страсть  к  перемещениям, достижению  чего – то   нового. Рабские  условия  работы, наложенные  на  учеников  верфи  и, особенно, на  упрямого  и  полного  энергии, Дональда, с  дремлющим  в  нём  талантом  механика, стали  тягостными  и  не  могли  больше  продолжаться. И  хотя  Исаак  Вебс  был  против  каких – то  изменений  в  работе  подмастерьев, его  в  то  же  время  привлекал  своей  необычной  способностью  к  знаниям  этот  парень, которому  всегда  можно  было  доверить  самое  ответственное  задание  и  он  с  честью  с  ним  справлялся. Вебс, наконец, сдался, разрешив  Дональду  реализовать  себя, нарушив  некоторые  обязательства  трудового  договора. По – рекомендации  юноша  поступил  на  работу  в  фирму  Браун & Белл, где  ему  предоставлялась  полная  возможность  реализовать  свои  творческие  способности, уже  не  как  ученика, а  искусного  мастера.

Жизнь  Дональда  меняется  к  лучшему, после  знакомства  с  Альбенией  Бол. Её  отец – Джон  Бол  и  братья – успешные  кораблестроители. Девушка, получившая  техническое  образование, занималась  черчением  и  помогала  братьям  и  отцу. В  1833  году  после  свадьбы  Дональд  и  Альбения  покупают  небольшой  домик  на  Манхэттене. В  выходные, а  в  рабочие  дни  поздними  вечерами  супруги  подолгу  засиживаются  в  своём  рабочем  кабинете, и  Альбения  даёт  Дональду  уроки  по  алгебре  и  тригонометрии, устраняет  пробелы  в  его  знаниях.

Важную  роль  сыграет  в  дальнейшем  дружба  Дональда  с  Джоном  Гриффитсом – мастером  с  соседней  верфи  Смит & Даймон. Гриффитс  произвёл  настоящую  революцию  в  кораблестроении, создав  корабли  «Rainbow»  («Радуга»)  и  «Sea  Witch»  («Морская  ведьма»). МакКэй  и  Гриффитс  проводят  много  времени  за  чертёжной  доской, обдумывая, как  повысить  скорость  парусных  судов.
В  1839  году  Дональд  МакКэй  становится  мастером  Бруклинской  военно – морской  верфи. Однако, с  приходом  экономической  депрессии  в  стране  и  с  притоком  иммигрантов  из  Европы  в  Нью-Йорк  положение  коренных  жителей  ухудшается, поэтому  владельцы  многих  кораблестроительных  верфей  отказывают  в  работе  выходцам  из  Новой  Шотландии. Дональд  вынужден  перебраться  в  те  места, где  родился  и  искать  работу  в  Ньюбарипорте, там  он  устраивается  мастером  на  скромный  заводик, но  вскоре  о  его  таланте  узнает  судостроитель  по  имени  Вильям  Карье, предложив  сотрудничество. Через  три  года  после  постройки  серии  удачных  пакетботов  Дональдом  МакКэем  заинтересуется  богатый  бостонский  промышленник  Энох  Трэйн, который  предложит  ему  возглавить  верфь, если  Дональд  переберётся  в  Бостон. К  тому  времени  молодому  кораблестроителю  исполняется  34  года, и  перед  ним  открываются  заманчивые  перспективы.

К О Р А Б Л И.       

Первый  клипер, построенный  на  новой  верфи  МакКэя  на  Бордер  Стрит  в  восточном  Бостоне, получил  название  «Stag  Hound»  («Гончий  олень»). Корабль  имел  очень  узкий  корпус  (этим  достигалось  повышение  скорости)  и  ко  времени  спуска  на  воду  в  1850  году  являлся  самым  большим  торговым  судном. Приобретённый  двумя  бостонскими  промышленниками, он  за  первый  же  переход  в  Калифорнию  и  на  восток  окупил  всю  стоимость  его  постройки  и  сразу  сделал  МакКэя  ведущим  строителем  судов  такого  типа.
О  своём  успехе  Дональд  с  радостью  известил  жену  и  детей, которые  пока  оставались  в  Ньюбарипорте. Затем  он  вызвал  из  Новой  Шотландии  братьев  и  помог  им  обустроиться  и  получить  работу  в  области  кораблестроения.
Работа  на  верфи  МакКэя  закипела. Тучи  опилок  летели  при  распиле  древесины, скрипели  доски, обретая  очертания  шпангоутов, грохотали  брёвна  на  палубе. Паровой  кран  лязгал  и  шипел, поднимая  тяжёлые  балки  и  мачты. На  других  верфях  балки  поднимались  ещё  вручную, несколько  рабочих  перетаскивали  их, чтобы  поставить  на  место. МакКэй  использовал  паровой  подъёмник, которому  были  не  нужны  перерывы  на  отдых, он  облегчал  тяжёлый  труд, значительно  повышал  эффективность  производства. Другим  новшеством, внедрённым  на  его  верфи, стала  паровая  пила, заменившая  обычную  двуручную. Она  экономила  время  работы, освобождала  людей  для  выполнения  других  задач.
Неутомимый  МакКэй, казалось, поспевал  повсюду – убеждался, чтобы  дубовые  заготовки  при  резке  содержали  немного  живицы, а  степень  пропитки  древесины  солями  выдерживалась  бы  необходимое  время, как  защита  от  гнили, проверял, соответствовало  ли  время  высушки  изделий  на  солнце  необходимому, оценивал  кривизну  только  что  выложенных  на  палубе  сухих  досок  и  делал  ещё  много  других  наблюдений  и  проверок. Он  любил  во  всём  совершенство  и  часто  повторял: «Качество – превыше  всего!» - выражение, ставшее  девизом  на  его  верфи. МакКэй  называл  себя  простым  механиком, однако, его  можно  было  с  полным  основанием  отнести  к  талантливым  преобразователям  производства. Всё  это  способствовало  созданию  лучших  по  тем  временам  кораблей – быстроходных  клиперов.

В  начале  1851  года, когда  «Stag  Hound»  был  готов  совершить  свой  первый  переход  МакКэй  строил  уже  другой  клипер, названный  поистине  романтично – «Flying  Cloud»  («Летающее  Облако»). Строящийся  корабль  своим  величественным  силуэтом  привлекал  посетителей  верфи. Бостонцы  нередко  спускались  вниз  по  Бордер  Стрит  посмотреть  на  него, а  один  наблюдатель  возвращался  сюда  снова  и  снова. Им  был  поэт  Генри  Вэдсворт  Лонгфелло, любивший  корабли. Размеры  нового  клипера  казались  внушительными: он  превосходил  стоящий  в  стороне  «Stag  Hound»  и  имел  вместительность  вдвое  большую, чем  у  «Sea  Witch», построенного  пять  лет  назад. «Летающее  Облако»  приобрела  фирма  Эноха  Трэйна, и  он  стал, как  сказал  Джордж  Фрэнсис  Трэйн – кузен  и  партнёр  Эноха  Трэйна  «кораблём, открывшим  новую  эру  в  мировом  кораблестроении».

А  самым  большим, когда – либо  созданным  в  мире  клипером  стал  его  «Great  Republic»  «Великая  Республика»  (1853  г.)  Идея  создания  гигантского  клипера  возникла  у  МакКэя  когда  остро  встала  необходимость  длительных  океанских  переходов  и  перевозки  большого  количества  пассажиров  и  грузов  между  материками – Америкой  и  Австралией. Корабль  разрабатывался  с  размерами, ещё  небывалыми  для  парусных  судов. Он  имел  четыре  палубы, четыре  мачты, спардек – новую  надстройку, позднее  устанавливаемую  и  на  пароходы, прочный  деревянный  корпус, усиленный  железом. Огромная  площадь  парусов, стоящие  в  трюме  насосы, приводимые  в  действие  двигателем  мощностью  в  15  л. с . , обеспечивали  большую  скорость  и  безопасность  судна.
МакКэй  планировал  спуск  гиганта  на  воду  в  день  своего  43 – летия, однако, торжественное  событие  произошло  только  почти  месяц  спустя – 4  октября  1853  года. Это  стал  настоящий  праздник  для  тысяч  бостонцев, пришедших  наблюдать, как  «Great  Republic»  плавно  сойдёт  со  стапелей  верфи. Говорили, что  поэт  Г. Лонгфелло  по  этому  случаю  даже  написал  поэму  «Рождение  корабля».
Несколько  странным  оказалось  «крещение»  нового  корабля  не  традиционной  бутылкой  шампанского, а  ёмкостью  с  питьевой  водой, что  вызвало  у  суеверных  некоторые  сомнения  в  благополучной  «судьбе»  «Great  Republic».
Сыграло ли  это  какую – то  роль, судить  трудно, однако, сложившиеся  позже  обстоятельства  оказались  для  корабля  трагическими. Отбуксированный  в  Нью – Йорк  и  вставший  у  причальной  стенки, гигант  был  почти  готов  отправиться  в  далёкую  Австралию, когда  случилось  непредвиденное. На  берегу  возник  пожар  и  перекинулся  на  «Great  Republic». Он  нанёс  очень  сильные  повреждения  кораблю, а  стоящие  рядом  «Jozeph  Walker»  и  «White  Squall», сгорели  дотла. Случившееся,  стало  огромной  потерей  для  его  создателя, но  МакКэй  твёрдо  решил  отремонтировать  судно  и  оставить  за  ним  прежнее  название.
«Great  Republic», «возрождённый  из  пепла»  стал  совершать  дальние  переходы  и  даже  принял  участие, как  транспорт, в  Крымской  войне. В  своё  последнее  плавание  он  отправился  в  1872  году, попал  в  сильнейший  шторм  у  Бермудов, и  экипаж  был  вынужден  покинуть  его.

С  1842  по  1869  годы  МакКэй  построил  почти  40  парусных  кораблей, которые  установили  не  один  рекорд  скорости  в  океанских  переходах. Его  последнее  судно  «The  Glory  of  the  Seas»  («Слава  морей»)  ходило  по морям  вплоть  до  1923  года !

Быстрое  развитие  техники, появление  первых  пароходов, их  преимущество  перед  парусными  судами, поставили  окончательную  точку  в  деле  талантливого  судостроителя  Дональда  МакКэя – человека  по – настоящему  влюблённого  в  море  и  корабли.

«Померкла  слава  дальних  переходов,
не  режут  волны  больше  клипера,
и  эра  океанских  пароходов
пришла  на  смену  им  ещё  вчера!»


16  -  29  марта   2018  года                Вячеслав  Прытков.