Сон в летний день

Светлана Кременецкая
Это из исторических фотографий. 50-е годы...

  Подухи громадные, щедро пуха насыпали - высокое изголовье, скорее всего, для деток-лёгочников. Сейчас врачи сочли, что спать полезно на плоских подушках.

Подумалось, что как спали сознанием, так, к сожалению, и спят многие из нас, ставшие уже бабушками и дедами - большинство... уложенных системой Князя мира сего. И "бдящая" няня читает "библиотеки мира", а не свою Книгу Жизни.
Это взгляд строгого моего внутреннего критика.

Но пусть будет иначе - просто забота, и любовь к детям, и чистое небо. Сохранность в Настоящем здоровья нашего Будущего - детства, которое непременно вовремя проснётся свежим и бодрым, здоровым и активным! А вокруг приволье и царственная природа, чистый воздух.

Здесь, конечно, идиллия... пока нет дождя, можно пяток-другой ослабленных деток уложить-поднять на воздухе. Было такое, верю, но не совсем так, и, скорее всего, в санаториях с лёгочными заболеваниями.
До вечера постель надо убрать - отсыреет. Кровати - накрыть пологом, плёнки не было, кстати. Утаскивать туда-сюда - не натаскаешься. С обувью - где она? На закорках таскали? На колясках инвалидных привезли - тяжёлых детей?
Пояснений - что, где, как - нет.

Что застала я.
Москва, район Автозаводская-Пролетарская. 1974 год. В семье двое детей, старшую нашу, пятилетнюю дочь, и всех деток обычного садика на Шарике (Шарикоподшипниковская ул.) укладывали спать круглый год - и зимой - на остеклённой неотапливаемой веранде. В пижамке тёплой... и - бегом - в тёплый мешок с головой. Торчит носишко и часть мордашки.

Спали дети крепко, воздух, естественно, холодный. Наша - болезненная была, а тут новое жильё и новый вот такой районный садик. Мы тогда не закалялись, я нервничала - девочка болела подолгу, а другая - грудничок. Выздоровеет старшенькая - опять на веранду. Но не сразу, запасные кровати на первые дни после болезни были в помещении - для ослабленных.

Это потом, прошло уже три года, когда мы стали практиковать закаливание себя и детей, обливаться холодной водой. Нас курировала опытная в закалке семья Дубининых с пятью детьми, где моржевали все, и мама беременная до дней родов купалась в проруби и, на снегу сидя, кормила грудью младенца. Это было шоком, страх прошёл. Им можно, а мы что же? Очень помогла настрою на оздоровление врач из детской поликлиники Быкова - ученица самого Порфирия Иванова. Увлеклись "Деткой" его, закаливанием по Кнейпу. Познакомились близко с семьей, где семеро здоровых ребятишек и интересное развивающее воспитание - Никитиными Леной и Павлом. Ездили в гости друг к другу.

Детям сначала ножки обливали холодной водой, потом тела, снег стали домой приносить в тазике. Перешагивал малыш из тазика с холодной водой в другой - с тёплой и в конце - в снежный тазик - прыг! Ножки - приучали к холоду через игру, весело, без принуждения. Потом на улицу выходить стали - на снежок побегать, потом моржевали. В это время жили уже близ леса Лосиного острова, там большой пруд в лесопарке.
Надоели простуды-кашли-сопли, и постепенно они закончились, мы окрепли и победили.
Семья росла...четверо детей выросли здоровыми.

А началось всё с этой холодной зимней веранды, которой я боялась.
Вот что напомнила старая фотография.

31.03.2018