Хатанга - памятный рейс

Феликс Цыганенко
На снимках: посёлок Хатанга и кочевые
олени на берегах одноименной реки

   Посёлок Хатанга в Красноярском крае, один из самых северных населённых пунктов России. Он расположен на одноименной реке, что по-эвенкийски означает «большая вода», «много воды». Своим рождением Хатанга обязана Мангазейскому морскому ходу, открытому поморами в шестнадцатом веке и связавшему Енисей с Обью. Поморы основали на Енисее несколько городков. В их числе был и Туруханский городок – ныне Туруханск. В начале семнадцатого века началось освоение Таймырского полуострова, где  и родилась будущая Хатанга…

   В своё время автору этих строк довелось работать на мурманском теплоходе «Шура Кобер».  В начале 90-х годов к затерянному в тундре северному посёлку Хатанга совершили поход три судна небольшого водоизмещения, типа «Пионер»: «Павлик Ларишкин», «Тоня Бондарчук» и упомянутый «Шура Кобер».  От Хатангского залива в море Лаптевывх до одноименного посёлка в тундре необходимо пройти по ограниченной глубинами реке 115 миль! Мощные ледоколы будут ждать нашего возвращения в Хатангском заливе. Увы, большая осадка не позволит ледоколам помочь судам в быстро замерзающей реке. Потому до сентября месяца необходимо вернуться в залив. «Пионеры»  будут покидать порт в балласте, а река интенсивно замерзать. Так что…  зимовать в реке?  Потому спешили с выгрузкой  в порту и в первую очередь – свежих овощей и прочих продуктов!

   И всё-таки, несмотря на короткую стоянку, мы осмотрели забытую Богом Хатангу. На берегу стоял памятник бурным событиям, развернувшимся на юге Таймыра весной 1932 года. Искусственное расслоение ненцев, нганасан, долган и эвенков на «кулаков» и «бедняков» привело к восстанию. В начале весны власти провели изъятие оленей, сделали попытки коллективизировать племенные хозяйства. В апреле восставшими под руководством шамана Р. Бархатова были арестованы прибывшие особоуполномоченные. В ответ на выступление из Дудинки отряда войск ОГПУ восставшие расстреляли двух особоуполномоченных, арестовали парламентёров и напали на чекистов. Разгромив его, но и понеся значительные потери, повстанцы расстреляли нескольких заложников. 21 апреля повстанческий отряд (в документах фигурирует как «Хатангская орда») захватили районный центр – посёлок Хатангу, убив его руководителей (они и перечислены на памятнике, что мы наблюдали на берегу) и взяли в заложники около ста русских жителей.
(По материалам книги «Враги народа» за Полярным кругом» С. Ларьков, Ф. Романенко, 2010)…

   Большинство построек в Хатанге – деревянные, барачного типа строения. Однако новые дома делали уже не из кирпича или дерева, а из панелей. Все дома здесь на сваях - вечная мерзлота! Мы посетили и краеведческий музей, с очень отзывчивым персоналом. Там сразу привлекают внимание бивни мамонтов и череп овцебыка, фотографии, утварь и предметы обихода местных жителей и красивая национальная одежда. В посёлке около 3000 жителей, на основании археологических исследований ученые доказали сходство между коренными жителями: долганами, нганасанами и эскимосами Северной Америки. Однако, несмотря на все трудности выживания в условиях Крайнего Севера нганасаны  сохранили свой язык и веру - так и остались язычниками, не приняв православия. Традиционными занятиями долган и нганасан были и остаются оленеводство, охота и рыболовство. У кого-то из местных жителей вялилось на воздухе мясо оленя. Оно приятное на вкус, не очень соленое - отличная закуска к пиву!

   В памяти у моряков осталась удивительная картина: в центре Хатанги мы встретили интересный склад-магазин, где в огромных чанах плавала рыба, да какая?! Конечно, мы приобрели по местным ценам  «неземное» богатство! Это был вкуснейший красный голец, имевший название королевской рыбы, а также омуль, нельма…  Конечно, вернувшись на судно, мы опробовали красную рыбку в каюте. Домой ведь эту вкуснятину, увы, не привезёшь, далековато. Так что устроили небольшой праздник в каюте. Огромные куски гольца, с которых капал жир, вызывали непомерный аппетит. Никогда и нигде больше не доводилось встречать такой шикарной рыбы! Ну как тут не употребить под такую отменную закуску водку «Абсолют», которым к удивлению забиты полки местных магазинов? Да, приняли крепкий напиток, но в меру… по морской рюмке…

   Резко усложнившаяся ледовая обстановка на реке заставила свернуть работы в порту. Об этом позаботился прилетевший из Мурманска заместитель начальника пароходства. Пришлось даже оставить часть груза на одном из судов. Срочно «сматывать удочки» или остаться тут зимовать – возникла такая дилемма.

   Тяжёлая схватка со льдом началась, едва отошли от причала. Задача усложнялась тем, что суда были в балласте. Потому плохо боролись со льдом. В акватории порта   помогали морские буксиры, работавшие вместо ледоколов. Увы, река промерзала всё глубже. За вахту удавалось пробиться во льду лишь на одну-две мили…

   Неожиданную, но весьма существенную помощь, оказало гидрографическое судно тиксинской приписки. Новый теплоход финской постройки, имеющий мощный главный двигатель, догнал караван судов. Выйдя из Хатанги, «гидрограф» и проложил во льду канал «Пионерам». Суда пошли веселей.
Был и отвлекающий момент! В качестве экзотики моряки наблюдали на горизонте заснеженной тундры стада диких оленей. Сбившиеся в кучку животные передвигались встречным курсом с судном. Наблюдать такую картину с ходового мостика или каютного иллюминатора – редкая и удивительная возможность даже для моряков арктического плавания!..

   Смычка полярных гидрографов с моряками мурманских судов-снабженцев принесла неоценимую пользу. Тиксинцы попросили лишь пополнить их топливные танки. В Хатангском заливе мощные ледоколы обеспечили топливом «гидрографа». Приветственными гудками встретили нас в Хатангском  заливе,  чуть не ставшими пленниками,  ледоколы,  в том числе, атомный богатырь «Сибирь». Разобравшись тут же в караван, суда взяли курс на Запад, к проливу Вилькицкого…

   Картина сложного, но интересного плавания в глубины Таймыра поражала и удивляла  своими просторами и своеобразной природой. В памяти  моряков остался небольшой посёлок Хатанга, затерянный в тундре на сотни и тысячи миль. Но так уж устроена жизнь и работа торгового моряка, что судно, освободившись от груза, должно возвращаться в порт приписки, Мурманск. Новое назначение поступило на переходе в виде радиограммы от диспетчерской службы пароходства. В ней сообщалось, что теплоходу «Шура Кобер» предстоял рейс, в тёплые края, порты Острова Свободы. Если кого-то из арктических моряков и тревожил радикулит –  появилась надежда погреться на солнышке в тропиках…