Малой кровью, могучим ударом

Лев Ольшанский
Если завтра война, если враг нападёт,
Если темная сила нагрянет,
Как один человек, весь советский народ
За свободную Родину встанет.

На земле, в небесах и на море
Наш напев и могуч и суров:
Если завтра война,
Если завтра в поход,
Будь сегодня к походу готов!


После окончания Гражданской войны Генштаб РККА приступил к подготовке к отражению агрессии со стороны враждебно настроенных западных капиталистических государств; в том, что она, рано или поздно, неизбежно последует, никто не сомневался.

В этой связи интересны свидетельства И. Г. Старинова, которые он отразил в своих пяти книгах (Старинов Илья Григорьевич — советский военный деятель, полковник, партизан-диверсант, был награждён 11 орденами и множеством медалей).

Осенью 1922 г., после окончания Воронежской школы военно-железнодорожных техников Старинов получил назначение в Киев, в 4-й Коростенский Краснознаменный железнодорожный полк, где был назначен начальником подрывной команды. Киевским военным округом с 1921 по 1937 гг. руководил командарм 1-го ранга Иона Эммануилович Якир.

При первой же встрече с выпускниками школы Якир сказал, что минновзрывные заграждения не могут на длительный срок вывести дороги из строя. Противник, обладая хорошей техникой, в состоянии восстановить их быстро.

"Поэтому мы будем готовить партизан, — сказал Якир, — для минирования восстанавливаемых противником дорог и других коммуникаций. Наша задача состоит в том, чтобы подготовить диверсантов, незаметных для противника, глубоко законспирированных. Когда противник окажется на нашей территории, партизаны должны превратить восстанавливаемые участки в ловушки".

Генерал А. В. Горбатов (в середине 1920-х годов командовал кавполком) вспоминал о И. Э. Якире так:

"Много раз нас привлекали к военным играм в округе, и я всегда удивлялся способности молодого командующего округом И. Э. Якира так проводить разборы, чтобы ни у кого не закружилась голова от успеха и чтобы не был подорван авторитет кого-либо из командиров.

Говоря о правильном решении, он, бывало, не только отметит, что оно соответствовало сложившейся обстановке, но укажет и на неиспользованные возможности; разбирая решения, не удовлетворившие его, всегда постарается найти в них хоть крупицы положительного, приведёт примеры других возможных решений.
Веру в свои силы у подчинённых он всегда оберегал. Возвращаясь с этих игр, я чувствовал себя обогащённым новыми знаниями".

Как свидетельствует И. Г. Старинов, И. Э. Якир сделал очень многое для укрепления обороноспособности военного укруга, вооружал войска новой техникой, уделял большое внимание подготовке партизанского движения.

Большое внимание подготовке будущих партизан придавал и Председатель Реввоенсовета М. В. Фрунзе.

В Киевском военном округе функционировали три партизанских школы, которые готовили из проверенных местных жителей умелых диверсантов (все они были законспирированы); курсанты учились владеть всеми видами оружия и были готовы в тылу врага не только устанавливать мины, но и изготавливать их самостоятельно.

Кроме того, будущих партизан готовили к прямым схваткам с небольшими группами противника, к захвату ж/д узлов и т. п.

В западных районах страны готовились маневренные партизанские формирования, способные действовать как на своей, так и на чужой территории.

В СССР в 20-е и начале 30-х годов велась огромная работа по подготовке партизанской войны в случае возможного нападения врага. Были обучены или переучены сотни бывших партизан гражданской войны, разработаны новые специальные диверсионные средства — с упором на то, что партизаны смогли их сами сделать в тылу врага из подручных материалов.

Диверсионные школы прошли и многие деятели Коминтерна, отправившиеся затем руководить "рабочим движением" в Европе и Америке.

В 20-е годы в Киевском военном округе подготовили более 60 специальных подрывных команд общей численностью 1400 человек (почти все они позже превратились во врагов народа и были репрессированы), заложили десятки складов с взрывчатами средствами, были оборудованы партизанские землянки и "схроны". Необходимые запасы минноподрывных средств создавались в полосе до 60 — 100 километров от границы, и располагались они вблизи охраняемых объектов.

В конце 20-х годов минноподрывное дело неуклонно прогрессировало. Совершенствовались способы расположения зарядов, увеличивалась надежность их одновременного взрыва на больших объектах и в любую погоду.

"Надеялись, — пишет Старинов, — что в недалеком будущем получим достаточное количество отличных по качеству мин самых различных конструкций.

Увы! Их мы так и не получили! В годы сталинского произвола необходимые для армии мины не только не попали в серийное производство, но даже чертежи их погибли вместе с конструкторами".

В 1931 году на выпуске группы командиров, комиссаров, начальников штабов и специалистов, намечавшихся на роль организаторов будущих партизанских соединений, И. Э. Якир сказал, что Коммунистическая партия уделяет большое внимание заблаговременной подготовке к партизанской борьбе на случай вражеского нападения. По указанию ЦК ВКП(б) для этой цели выделяются все необходимые материальные средства и подбираются проверенные кадры.


Продолжение см.
http://www.proza.ru/2019/06/17/826