Сегодня рассмотрим очень древнее и очень интересное имя - Никола (Николай)...
НИКОЛА – древнее Русское имя.
Буквально с Древнерусского слово «НИ-КО-ЛА» определяет – Силу Божественного Лада, в стремлении достичь Высшей степени Святости. Вот почему на Руси имя Святого Николая занимает исключительное место в Русском Духовном сознании. Никола на Руси почитаем Народом почти так же, как и Христос. И этому есть свои объяснения, кроящиеся в Двоеверии, существовавшем на Руси, с момента принятия её Княжеской Верхушкой Правоверного Христианства, и почитания простым людом Ведического Православия.
Это Русское Двоеверие, и почитание Николы как Бога, неоднократно отмечали в своих трудах иностранные торговцы и путешественники, подолгу проживавшие на Руси. Так Итальянец Алессандро Гваньини, служивший в Польской армии короля Сигизмунда – III, и воевавшего в России, став впоследствии издателем в Кракове, в конце XVI века писал:
«Nicolaum sanctum praecipue veneranter, eumque Divino fere cultu prosequuntur…» (Святого Николая особо благоговейно почитали как Божество).
Подобные свидетельства мы находим и у многих других иностранных авторов. Вот слова Одельборга, современника Гваньини:
«Russos omnis s. Nicolaum tanquam Deum adorare…» (Каждый Русский Святому Николаю поклоняется подобно Богу).
Примерно такие же сведения мы находим и у наших Русских авторов. Вот что по этому поводу, в тоже «смутное время», сообщает некий инок Апанасий (Афанасий), сторонник Православного еретика Теодосия (Феодосия) Косого:
«Николу аки Бога почитают Православнии…».
В дневнике Польского ротмистра Самуэля Маскевича, учавствовавшего в войне с Россией в «смутное время», о Православии и Верованиях Русского народа, написано следующее:
«В случае какой-либо убедительной просьбы, Русские молят не ради Бога или Христа Спасителя, но ради Николы…».
Подобные утверждения мы встречаем и в более позднее время, где авторы говорят, что на Руси поклонение Православному Николаю Угоднику было основным Верованием. Об этом пишет Мартин Бер, упоминая традиции Русских:
«Вербное Воскресение у них после Николы дня считается важнейшим праздником…».
Тоже самое говорят и другие иностранцы проживавшие в России, указывая на то, что Московиты в своём суеверии предпочитают празднование Вешнего Николы самой Пасхе. Даже уже через стопятьдесят лет после религиозной реформы патриарха Никона, епископ Воронежский и Елецкий Тихон Малинин, совершая проверку своих священников, испытал в катехизисе семидесятилетнего священника Афанасия Михайлова, и обнаружил, что тот почитает Святителя Николая – Богом! Но, при этом, ни о каком Христе Спасителе он и понятия не имеет!!!
В связи с этим, Феофан Прокопович считал нужным учить простолюдинов:
«Дабы они Николу не Боготворили… и память Святого Николая выше Господских праздников не ставили…».
Святитель Николай, в Ведическом Православии, почитался Русским народом как один из Святой Троицы. Вот несколько молитв, обращённых к Святой Православной Троице:
«Теперь Благослови Боже господи, Божья Мать Пресвята Богородица, Свет Сударь Микола Многомилостивый», «Вставает Ванька по утру ранёшенька, умывается Ванюша белёшенько, трётся в миткалиново полотенышко, молится Миколы Можайскому, още Пресвятой Богородице, самому Христу царю Небесному: Вы храните мя, милуйте», «И може Господи Владыко Свет помилует, и Пресвята Мать Богородица заступится, и сохранит да ведь Микола Многомилостивый», «И я молилася ведь кланялась, и Пресвятой да Богородице, и Всевышнему Святителю, и я Миколе Свет-Угоднику».
По этому же поводу стоит обратиться к старым текстам Русских Сказок, где старый Казак Илья Муромец обращается к своим сотоварищам:
«Уж вы гой еси Руськи Богатыри! Надо нам итти во Божию церковь, во Божию церковь, Богу молитися, помолиться Спасу Вседержителю, а затим и Миколе-то Святителю, а затем Присветой Матерь-Богородице».
Имя «Никола» на Руси, в ДоПетровские времена, избегали давать при Крещении, Русские люди даже при обычном разговоре избегали упоминать имя «Николай», и всё из крайнего почтения к этому Святому, дабы не беспокоить всуе Имя Многомилостивого Миколы.
Сам же царь Пётр Святого Николу недолюбливал, приказав иконы с его ликом убрать из всех комнат в домах, дабы отучить люд Православный от привычки:
«Приходя в дом, сначала кланятся Святому Николаю, а потом хозяину…».
Царь Пётр – I обещал люду самые суровые наказания за почитание Николы супротив Иисуса Христа, взяв на себя даже некоторые церковные функции, дабы искоренить в Душах Русских людей эту Древнерусскую Ведическую ерись.
Культ Миколы Угодника обыкновенно воспринимался Русским народом, как типичная черта Ведического Православия, в его древних традиционных формах. Образ Святого Николая сохранил в себе черты Языческого Велеса или Волоса.
Так в Петербурге в церкви Святого Николая находилась икона с ликом Николы и надписью – «Никола Волосовской». А недалеко от города Владимир, начиная с XIV века, существовала Святая Обитель – «Волосов Николаевский монастырь» при реке Колочке (в XVII веке монастырь был упразднён и теперь это место называется просто – Волосово). По преданию, этот древний монастырь был основан на руинах ещё более древнего капища Бога Велеса, откуда и происходит название этого Священного места.
Во время слияния Ведического Православия с Правоверным Христианством, и возникновения религии Христианского Православия, во многих ритуалах и определении слов произошли подмены понятий. Так Образ Бога Велеса-Волоса перекочевал в церковную иерархию в виде нескольких Святых: Николая, Василия, Власия, Миколы, Флора и Лавра. Другие Языческие Боги Ведического Пантеона в Христианстве так же получили своих Святых Двойников. Перун принял Образ Святых: Илия, Ильи, Георгия или Юрия. Макошь стала именоваться: либо Параскевой, либо Анастасией. Богиня Лада получила почётный Образ – Святой Богородицы.
Ещё в конце XIX веке в Ярославской и Рязанской губерниях говорили:
«Мы чтим всех Святых, а Святителя Николая и пророка Илию на первом плане. Николе молимся о всех нуждах, а Илье о дожде…».
А вот как о тех временах (когда в Христианстве произошла замена Правоверия словом Православие, с потерей Ведических традиций и смешением устоявшихся обрядов) говорит одна уставшая от жизни женщина:
«Когда я Верила в Православие, мне было легче Жить, чем теперь, когда приходится довольствоваться Богом Отвлечённым. Прежде, когда станет тяжко, пойду в церковь, стану перед иконой и тихо выплачу своё горе. Теперь этого нет и не на что опереться. Но что же делать, когда мы теперь уже не Верим ни в Иконы, ни в Миколу, ни в Таинства…».
(Ульянов Ю.А.)